Шумахер тоже родился без руля

Первое слово, первый шаг, первый класс, первый автомобиль…  Откройте интернет-форумы, и вы найдете множество запросов на тему: «Мой автоинструктор на меня орет, что делать?». Существует ли этика общения между учеником и преподавателем? Об этом корреспондент «НГ» побеседовал с инструктором по вождению автошколы «НИКА» Евгением Калачевым.

 

Криком делу не поможешь

- Почему инструктор кричит?

Евгений Калачев: «На первых порах между учеником и преподавателем образуется пропасть: новичок не справляется с элементарными вещами и, как в любой сфере деятельности, опытного человека это может раздражать. А если одна и та же ошибка повторяется десять раз подряд? Кто-то не выдерживает. Но я против того, чтобы повышать голос. Чаще всего ученик ошибается, потому что не понимает, что от него требуется. Моя задача – «разжевать» информацию, указать на ошибку и помочь ее исправить».

- А ты срываешься? Бывает такое?

Евгений Калачев: «Важное качество автоинструктора - стрессоустойчивость. Я держу себя в руках и поддерживаю положительный контакт с обучающимися. Если нужно, меняю интонацию и делаю акцент на важных деталях - это как хорошая приправа к ужину, но нужно быть осторожным, иначе переборщишь. Криком делу не поможешь, негативные эмоции тормозят процесс обучения: ученик должен чувствовать себя комфортно за рулем и доверять инструктору».

- Как наладить положительный контакт с учеником?

Евгений Калачев: «Для ученика важна поддержка, он еще не знает, как вести себя за рулем: новое упражнение, новый маршрут – стресс для новичка. Инструктор – это преподаватель и психолог в одном лице. Если ученик задает вопросы, надо отвечать, а не отмахиваться фразами - «потому что так надо» или «с опытом придет». К примеру, глохнет машина, нужно в деталях объяснить почему. Человеку, который понимает, что происходит, когда выжимаешь и отпускаешь педаль сцепления, проще на практике реализовать правильный алгоритм действий».

 

Мальчикам – машинки, девочкам – куклы?

- Среди твоих учеников больше женщин или мужчин?

Евгений Калачев: «Мужчин. Но женщины не отстают. Я считаю, это связано с ростом благосостояния: семейные люди могут позволить себе купить второй автомобиль, найти деньги на обучение, увеличить расходы на бензин. У женщины появляется возможность самим решать свои вопросы – ездить по магазинам, отвозить детей в школу, добираться до работы. Одинокой женщине одинока приходится рассчитывать только на свои силы, и тогда автомобиль становится незаменимым».

- Раньше считалось, что «женщина за рулем – обезьяна с гранатой». Теперь не так?

Евгений Калачев: «Когда-то женщина, работающая за станком, тоже считалась чем-то из ряда вон выходящим, а сейчас это норма. Женщины активно осваивают мужские профессии. Водители не делятся по гендерному признаку – правила дорожного движения должны соблюдать все без исключения».

- Кого легче учить – мужчин или женщин?

Евгений Калачев: «С мужчинами проще. Чаще всего они уже имеют первоначальные навыки вождения, потому что с детства интересуются техникой, вместе с отцами чинят машины. Девушкам адаптироваться сложнее – сфера новая, непонятная. Но успех обучения зависит не от пола, а от целеустремленности и трудолюбия. Вот один из примеров: Анастасия Нифонтова - российская мотогонщица, мастер спорта, чемпион мира по кросс-кантри ралли FIM 2015 года, а в 2017 году она стала вице-чемпионкой ралли «Париж-Дакар»».

- Какие сложности испытывают люди, которые обучаются вождению в преклонном возрасте?

Евгений Калачев: «Процесс обучения протекает медленнее, так как с возрастом реакция становится хуже, появляется быстрая утомляемость, сложнее запомнить много новой информации. Когда пожилой человек мне говорит, что ему нужны права только для поездок на огород, я объясняю, что сути это не меняет. Его задача – стать полноправным участником дорожного движения».

 

Час пик, машина глохнет…

- Бывали в твоей практике случаи, когда ты понимал, что ученику садиться за руль опасно и противопоказано?

Евгений Калачев: «Это решает не инструктор, а официальный экзамен – внутренний, а потом итоговый. Он отсеивает тех, кто еще не достиг нужного уровня умений. Существуют пересдачи, поэтому не нужно отчаиваться, если с первого раза не сдал. Успех состоит на 99% из упорного труда. Известен случай, когда японка сдала на права только с 950 раза! И не теряла надежду».

- Какая практика помогла бы новичкам лучше адаптироваться к реальной дорожной обстановке?

Евгений Калачев: «Дорожная обстановка постоянно меняется и усложняется, меняются и требования к водителям. Я считаю, что необходимо увеличить время обучения - должно быть больше практики в городе, также полезными будут занятия по контраварийному вождению. Начинающие водители будут лучше подготовлены, и число ДТП с их участием снизится».  

- Как саровские водители относятся к заглохнувшей в час-пик учебной машине?

Евгений Калачев: «Учебный автомобиль имеет право ездить по городу в часы-пик. Так что в этом случае каждый участник дорожного движения ведет себя согласно своему воспитанию. Кто-то вспоминает себя лет пять-десять назад, кто-то ругается, сигналит, что еще больше вводит новичка в ступор. С негативом на дороге я сталкиваюсь регулярно. Умение абстрагироваться – еще один навык, которому я учу своих ребят. Шумахер тоже родился без руля, и у него машина, наверное, тоже глохла поначалу. А теперь он - чемпион». 

- А как ты относишься к ночным гонщикам?

Евгений Калачев: «Я обучаю вождению не только на автомобиле, но и на мотоцикле. По моему мнению, для человека разумного мотоцикл — источник удовольствия и комфорта, для неспособного к самоконтролю — причина постоянных неприятностей. Конфликтуют не только ночные гонщики и неспящие горожане, но и автомобилисты с мотоциклистами. Многим не нравится шум, который издают мотоциклы. Но днем - это не желание кому-то что-то доказать, а элемент пассивной безопасности, заставляющий обратить на себя внимание. Некоторые автолюбители считают, что они на дороге главные, поэтому совершают резкие маневры. Дорога – общее пространство, где люди должны быть взаимовежливы. Обучение культурному вождению – важная задача автошкол».

Thu, 03/19/2020 - 16:36