Все должно быть шарман!

Есть ли дизайн-код у Сарова, и как не превратить городскую застройку в хаос, рассказал руководитель департамента архитектуры и градостроительства администрации города Михаил Кошпаев.

«Первым городом в России, который разработал дизайн-код – свод правил по размещению информационных вывесок, стала Москва, - пояснил Михаил Анатольевич. - Несколько лет назад в Сарове тоже был разработан свой дизайн-код, но тогда еще не было правовых механизмов, позволяющих контролировать его выполнение на местном уровне. Произошло изменение законодательства, в том числе внесены поправки в правила благоустройства города. В этом году будет утвержден окончательный вариант дизайн-кода Сарова. Его разработка осуществляется департаментом архитектуры и градостроительства. Сегодня ведется работа по актуализации и доработке правил размещения вывесок с учетом накопленного опыта».

- Что будет регулировать дизайн-код в первую очередь?

Михаил Кошпаев: «Размещение информационных вывесок, требования к их типам, габаритам. Сегодня размещение любой информационной вывески подлежит согласованию с администрацией города. Игнорирование процедуры грозит штрафами».

- Нужно ли согласовывать внешний вид строящихся домов с администрацией города?

Михаил Кошпаев: «В действующем законодательстве отсутствует требование по согласованию архитектурных решений зданий и сооружений с администрацией города. Мы регулируем функциональное зонирование территории - что, где и в каких параметрах можно строить. Есть четкие критерии, которые необходимо соблюдать – это высота, процент застройки, отступы от границ участка и другое. Однако постановлением правительства Нижегородской области установлен перечень объектов капитального строительства, при подготовке проектной документации которых согласование требуется. К примеру, свидетельство о согласовании должны получить объекты социального и бытового обслуживания, культуры, здравоохранения, науки и образования, общественного и административно-делового назначения. Согласование проводит департамент градостроительного развития территории Нижегородской области».

- То есть сейчас по соседству можно возвести и красный дом с круглыми окнами, и зеленый - с прямоугольными? Как они сочетаются друг с другом никого не волнует?

Михаил Кошпаев: «На мой взгляд, законы, которые регулируют архитектурную деятельность, устарели и не соответствуют современным задачам. Я считаю, что муниципалитет должен иметь возможность влиять на архитектурный облик проектируемых зданий. Один из путей - создание архитектурного совета, состоящего из архитекторов, градостроителей и других специалистов».

- Какой критерий при строительстве жилых и общественных зданий вы считаете наиболее важным?

Михаил Кошпаев: «Архитектура должна быть уместной и функциональной. Можно построить красивый дом, но в контексте общей застройки он может выглядеть неуместным. Любое здание существует не само по себе, а является частью пространства, формирует и задает сценарий нашей повседневной жизни».   

- Остекление балконов у нас тоже часто выполнено, как душе угодно. Можно ли регламентировать этот процесс, чтобы поддерживать общий стиль и гармонию застройки?

Михаил Кошпаев: «Любые действия, связанные с устройством внешнего вида балконов и лоджий - остеклением, изменением, ремонтом или заменой ограждений, цветовым решением - должны быть согласованы с администрацией. Также есть требования к состоянию, содержанию и ремонту фасадов: нарушение композиции фасада за счет произвольного изменения архитектурного решения, остекления, оборудования балконов и лоджий, устройства новых балконов или ликвидации существующих не допускаются».

- Почему в Сарове нет ни одной многоуровневой или подземной парковки?

Михаил Кошпаев: «Запретов на строительство многоуровневых или подземных парковок нет. Решения по строительству таких парковок в жилых микрорайонах принимают сами застройщики. А фирмам, которые занимаются строительством новых микрорайонов, проще заасфальтировать плоскостную парковку. Единственное условие, которое должен выполнить застройщик, - обеспечить всех будущих жителей новостроек парковочными местами в соответствии с установленными нормами. К примеру, при проектировании микрорайонов 1а и 1б в случае устройства плоскостных парковок пришлось бы заасфальтировать около 1\3 от всей выделенной территории. Это очень много, и комфортный современный микрорайон для жителей мы бы не получили. Поэтому проектом планировки предусмотрено, наряду с плоскостными парковками, строительство многоуровневых паркингов и подземных стоянок».

- А можно ли в Сарове организовать велодвижение? И как это сделать?

Михаил Кошпаев: «Наш город небольшой, он хорошо подходит для развития велодвижения. Но для этого необходима инициатива со стороны жителей, конструктивные предложения. Может, кто-то захочет представить свой проект. Я считаю, что велосипеды смогли бы стать отличной альтернативой автомобилям и общественному транспорту».