Сергей Оханов: «Будьте бдительны, господа!»

«Эти люди не понимают игры. В игре нет лицеприятия. Игра не смотрит ни на что. Пусть отец сядет со мною в карты — я обыграю отца. Не садись! Здесь все равны», -  говорит Утешительный, один из героев комедии Гоголя «Игроки». Постановкой именно этой пьесы осчастливил своих зрителей в дни мартовских праздников Саровский драматический театр. Спектакль поставил режиссер из Екатеринбурга Сергей Оханов.

Он родом из Екатеринбурга, прошел большую школу: выступал в народном театре «Факел», учился в Свердловском театральном училище, работал актером и режиссером в Кирове и там же ставил сказки. Затем окончил факультет режиссуры Свердловского театрального института, учился у заслуженного деятеля культуры Вячеслава Анисимова. Поработав актером на характерных ролях в нескольких театрах Екатеринбурга, он взялся за профессиональную режиссуру. Среди его режиссерских работ – «Любовь и голуби» (его он поставил еще до выхода на экраны знаменитого фильма Меньшова), «Игроки» в театре Первоуральска.

- Какое у вас впечатление о саровском театре?

Сергей Оханов: «Чем мне еще понравился саровский театр, помимо современного здания с хорошей акустикой и прекрасных цехов? Переиграли всего Гоголя! Его можно было бы назвать театром имени Гоголя».

- Почему выбрали «Игроков»?

Сергей Оханов: «Игроки», без всяких пафосных слов, актуальны. Сколько сейчас всяких схем обдуривания населения! И постоянно появляются новые. Поэтому «Игроки» история не столько про карты, сколько про плутовство вообще. Отчего мы никак не можем победить мошенничество в мировом масштабе? Гоголь давно ответил на этот вопрос. Потому, что плутовством можно заработать за день столько, сколько за несколько лет честного труда не заработаешь. При этом, к сожалению, большинство мошенников не сидит».

- А сами вы играете в карты?

Сергей Оханов: «Играл бы, да денег нет (смеется). Сам я рыбак с большим стажем. Я знаю, что такое азарт, что такое перебирать блесны, мормышки. Важен ведь не столько процесс рыбалки, сколько подготовка к ней, предощущение. То же – и в пьесе Гоголя. Эта его «честная компания» - не просто шулеры, а готовая актерская труппа, сыгранная даже по амплуа».

- В каком жанре ваш спектакль? Есть ли у вас в постановке положительные герои?

Сергей Оханов: «У меня сатирико-бытовая комедия. Я вообще комедиограф. В спектакле показана череда мерзавцев, и единственный положительный персонаж – смех».

- Как работаете с актерами?

Сергей Оханов: «Актер, по формуле Георгия Товстоногова, – это чувство жизненной правды, умение импровизировать плюс интеллект. Умение импровизировать очень важно для актера! Я не должен придумывать актеру роль, ведь если я все придумаю, спектакль будет рожден не актером, а мной, а артисты будут исполнять чужую волю – кому это надо? Тот же Товстоногов говорил: «Актеру надо, прежде всего, избавиться от диктата режиссера».

- Какую основную мысль должны вынести зрители?

Сергей Оханов: «Будьте бдительны, господа! Мошенников развелось столько, что спасаться от них все труднее. Даже если вы не играете в карты, вам это не поможет. На каждую хитрую замочную скважину найдется отмычка».

- Как вы думаете, можно ли победить мошенничество в мировом масштабе?

Сергей Оханов: «Конечно, нет, и об этом ясно говорит Гоголь. Поэтому у меня в постановке появляется герой – мальчик, который с младых ногтей научился одному -  карты передергивать! Именно он в финале подбирает брошенную Ихаревым Аделаиду Ивановну. Это преемственность! Мошенничество неистребимо. По крайней мере, до тех пор, пока есть возможность заработать 200 тысяч в одно мгновение. А наказать плута может только другой плут – да Господь Бог».