Фото:
Назад в СССР. Часть 2

Условно вокально-инструментальное движение в Сарове в 60-х-70-х годах можно было разделить на танцевальные и концертные коллективы. И сегодня речь пойдет как раз о концертном коллективе – прославленном ВИА «Нижний Новгород», слава о котором разлетелась далеко за пределы нашего города...

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
ВИА «Нижний Новгород»: Виктор Жиленко (солист), Валерий Цуканов (руководитель), Анатолий Кравченко (солист)

 

Команда молодости нашей: «Нижний Новгород»

ДК им. В.И.Ленина в разные годы стал площадкой для очень многих ВИА Арзамаса-16 – здесь пели «Родники», «Дружба», «Редаккорд», «Дельфин», «Антей», «Песня моя, песня»и другие.Но самым прославленным коллективом, несомненно, стал ансамбль «Нижний Новгород», о котором сейчас и пойдет речь.

У «Нижнего Новгорода» было два звездных периода. В своем первом составе (рук. – Валерий Цуканов) в 1974 году коллектив стал лауреатом всероссийского конкурса и объездил с гастроли полстраны.

«Нижний Новгород» родился из солдатского квартета «Грифы», который в начале 70-х создал и возглавил бессменный талантливый музыкант и руководитель Валерий Цуканов.

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
Валерий Цуканов

 

Виктор Жиленко («Грифы» и «Нижний Новгород», вокал): «В далеком 1971 году я и мои приятели Анатолий Кравченко и Володя Лазарев проходили срочную службу в нашей воинской части. В те годы в в/ч № 3274 был свой ансамбль «Солдатская дружба» (Борис Бородулин (руководитель, фортепиано), Анатолий Кравченко (вокал, ритм-гитара), Александр Яковлев (вокал, соло-гитара), Владимир Меньшиков (ударные), Николай Пупышев (аккордеон), Владимир Лазарев (бас-гитара), Виктор Жиленко (вокал). – Авт.).И вот как-то в феврале вызывает нас начальник клуба А.С.Ковтуни говорит: «Скоро в городе пройдет первый конкурс эстрадных коллективов. Надо выступить. Там я вам нашел хорошего солдата, только-только призвался, прослушайте его. И приводит паренька. Мы, конечно, как «старички», развалились на стульях: «Ладно, говорим, давай играй». А он включил гитару и как выдал – у нас челюсти отвисли. Никогда не забуду, как он этих «Коробейников» исполнил. Так мы познакомились с Валерой Цукановым».

Он призвался с Украины (Донецкая область, город Макеевка), там окончил музыкальную школу по классу скрипки.

В январе 71-го солдаты начали готовиться к конкурсу эстрадных коллективов «КЭК-71». Коллектив «Солдатская дружба» был переименован в ВИА «Грифы», который возглавил Валерий Цуканов. Весь год в клубе «Прогресс» проходили отборочные туры, поскольку даже первый КЭК пользовался уже большой популярностью среди местных ВИА, желающих выступить на сцене ДК им. В.И.Ленина было великое множество. В итоге участниками финала стали ВИА «Спутник», «Рэдаккорд», «Импровиз» и солдатский ВИА «Грифы», выступавший вне конкурса.

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
ВИА «Грифы». Валерий Цуканов

 

«Первое место в том году занял «Спутник», - вспоминает Виктор Жиленко. – Зато мы получили приз зрительских симпатий и стали очень востребованным коллективом. Отныне нас приглашали на все праздничные вечера трудовых коллективов ДК им. В.И.Ленина.Февраль, март, май 1972 года прошли в концертах, бесконечных репетициях и подборе нового репертуара».

Популярность «Грифов» росла. Апогеем успеха было выступление ансамбля на городском телевидении, а песня Валерия Цуканова «Одиночество» стала хитом молодежи Арзамаса-16.

Летом Виктор Жиленко и Анатолий Кравченко демобилизовались. Амолодому Валере Цуканову еще год предстояло служить.

Виктор Жиленко: «Чтобы не потерять за год музыкальную форму, мы с Толей Кравченко и Володей Лазаревым создали новую группу. Нам несказанно повезло: в 1971 году в город, после окончания музыкального училища, приехал талантливый музыкант Николай Волчков, который только-только начинал собирать «Россиян». Мы его честно предупредили, что в «Россиянах» отыграем год, поскольку ждали демобилизации Цуканова, чтобы создать свой коллектив». 

В 1972 году ВИА «Россияне» начали подготовку к очередному городскому конкурсу эстрадных коллективов. В феврале на КЭК-72 коллектив занял первое место, что дало «Россиянам» возможность вступать на областном конкурсе, где в марте 1972 года «Россияне» поделили первое место с ВИА из Горького. А Николай Волчков за написанную им песню о Родине получил приз от руководителя жюри конкурса Микаэла Таривердиева. В октябре 1972 г. ВИА «Россияне» заняли третье место в межобластном конкурсе «Радуга-72» (Смоленск).

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
Первый состав  Нижнего Новгорода. Виктор Жиленко, Валерий Цуканов,  Анатолий Кравченко.

 

Виктор Жиленко: «Это было последнее выступление «Россиян» в первоначальном составе.В декабре 1972 года Валерий Цуканов демобилизовался, его пригласили работать в ДК им. Ленина, и мы ушли вместе с ним. А Н.Волчков с нашим уходом начал набирать новый состав «Россиян».

Говорят, что название «Нижний Новгород» для нового коллектива придумал гитарист Владимир Лазарев – между прочим, многограннейшая личность. Как писали о нем горьковские газеты «трудно было определить пристрастия этого бас-гитариста: художник-оформитель, портной шестого (!) разряда, он занимался деревянной скульптурой, чеканкой, моделированием одежды…». Между прочим, все концертные костюмы ансамбля традиционно выполнялись по его эскизам.

В общем, с легкой руки Владимира Лазарева и согласия других членов коллектива в 1972 году «Грифы» стали «Нижним Новгородом».

фото Анатолия Белухина
ВИА «НИжний Новгород». Телевизионный конкурс «С песней по жизни»

 

***

В первый «золотой» состав «Нижнего Новгорода вошли Валерий Цуканов (руководитель, соло-гитара, скрипка, фортепиано), Алексей Емельянов (ударные), Виктор Жиленко (вокал), Владимир Лазарев (бас-гитара), Анатолий Кравченко (вокал, ритм-гитара), Леонид Течко (орган), Иван Цыгунько (труба), Вячеслав Волков (саксофон). Позже к коллективу также присоединились Николай Кузьмин (труба) и Валерий Поддубный (тромбон). Бессменным звукооператором был Анатолий Казаков.

«Название «Нижний Новгород»» впервые прозвучало на очередном городском конкурсе КЭК-73 со сцены Дворца культуры в феврале 1973 года, и эту дату можно по праву считать днем рождения ВИА, - продолжает Виктор Жиленко. - Кстати, на этом конкурсе получиласьзахватывающая борьба двух коллективов - «Нижнего Новгорода» и нового состава «Россиян». Но «Нижний Новгород» стал первым».

Затем был областной конкурс «Молодежная песня-73», второе место и специальный приз за лучшую аранжировку русской народной песни «Ой, по-над Волгой» в обработке Валерия Цуканова.

1974 год стал по-настоящему звездным для первого состава «Нижнего Новгорода». Сперва в Горьком прошел межобластной телевизионный конкурс «Молодые голоса» (ранее известный как «Алло, мы ищем таланты». – Авт.), на котором вокально-инструментальный ансамбль из Арзамаса-16 стал дипломантом.

Виктор Жиленко: «Помню, до финала в Москве  еще оставалось время, и наш коллектив отправили с концертами по комсомольским стройкам Ленинградской области. Мы играли на пограничных заставах, на базе военных моряков-пограничников, выступили в Киришах, Тихвине, Выборге. Финальной точкой гастролей был концерт, проходивший в ленинградском концертном зале «Октябрьский». Для отбора одной-единственной песни, которая должна была прозвучать в эфире ленинградского телевидения, пришлось играть весь концерт. Надо сказать, Валера Цуканов у нас был вообще очень травмоопасный человек – сколько раз на концертах его било током или случалось еще что-то непредвиденное. Вот и тут - играем, и неожиданно рядом с ним… падает люстра. Висела десятки лет, а тут вдруг упала! Помню, председатель жюри тогда, опешив, сказал: «Ребята, это была настоящая кода в вашем выступлении!» В итоге в эфир отобрали песню «Резервация». 

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ

 

Выступление на телевидении проходило волнительно – еще бы, когда твоими коллегами по сцене становятся Людмила Сенчина, Сергей Захаров, американский фольклорный ансамбль «Апаркоа» – «звезды» того времени!

«Помню, нас объявили как «рабочие парни из города Горького» - название закрытого города нигде нельзя было упоминать», - вспоминает Виктор Жиленко.

Участие в концертах и общение с музыкантами из разных городов оказалось полезным для молодых исполнителей. Да и концертного опыта за последнее время у «Нижнего Новгорода» прибавилось.

Параллельно с ленинградскими гастролями «Нижний Новгород» готовился к финалу телевизионного конкурса «Молодые голоса», который должен был пройти в Москве. Путь к финалу у коллектива был сложный – пришлось преодолеть большую конкуренцию.

В марте 1974 г. в Горьком состоялся финал областного конкурса «Молодежная песня-74», председателем жюри был Микаэл Таривердиев. Заняв первое место, ВИА «Нижний Новгород» принял участие в межобластном телевизионном конкурсе и в упорной борьбе завоевал право на участие в финале.

Виктор Жиленко: «Финал проходил в Москве. Вели конкурс Александр Масляков и Ангелина Вовк, а бессменным руководителем жюри был Микаэл Таривердиев. Помню, на финале «Молодых голосов» нужно было обязательно исполнить одну патриотическую песню и одну – народную. Первой мы пели «Ехал я из Берлина», а вот народную в шикарной обработке Валерия Цуканова нам зарубили, потому что на этом же конкурсе ее должна была петь какая-то певица».

Кстати, в финале в Москве у саровских музыкантов произошла еще одна судьбоносная встреча: никому тогда не известный начинающий композитор и певецЕвгений Мартыновподарил ансамблю… свои новые песни, которые еще никто не исполнял. Эти песни на концертах «Нижнего Новгорода» пользовались большой популярностью, а одна из них - «Июль» - до сих пор записаналишь в исполнении нашего коллектива.

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
ВИА «Грифы»

 

Став дипломантов популярнейшего советского конкурса в 1974 году, «Нижний Новгород» снискал себе огромную популярность. В составе коллективакакое-то время пела саровчанка Наталья Баннова, впоследствии ставшей народной артисткой России.

Репертуар «Нижнего Новгорода» был разнообразен – от дворовых песен до шлягеров советской эстрады, от переложения русских народных напевов – до популярных в 70-е песен польских исполнителей. 

Многогранная личность, Валерий Цуканов, параллельно с «Нижним Новгородом», начал собирать детский ансамбль – будущую смену «Нижнему Новгороду». ВИА назвали «Школьные годы». Ребята под руководством В.Цуканова ставили «Бременские музыканты», играли музыку для балета. В общем, брались совсем за «недетские» проекты.

1975 год стал последним для первого основного состава «Нижнего Новгорода» в связи с выездом из города бас-гитариста Владимира Лазарева и уходом из ансамбля солиста Виктора Жиленко. Второй состав «Нижнего Новгорода» также возглавил Валерий Цуканов. В этот период, совместно с народным хореографическим коллективом Олега Сидорова (ДК им. В.И.Ленина), «Нижний Новгород» ставил музыкальные новогодние сказки, настоящие мюзиклы! Добиваясь профессионализма от музыкантов во всем, сам Валерий Цуканов по четыре часа в день отдавал занятиям на скрипке. Этот музыкальный инструмент, кстати, очень скрасил звучание ВИА.

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
ВИА «Нижний Новгород»

 

В 1979 г. ВИА «Нижний Новгород» под руководством Валерия Цуканова получает почетное звание «народный самодеятельный коллектив». К составу «Нижнего Новгорода» в конце 70-х присоединились Павел Ширнин, Александр Голубовский, Вячеслав Волков, Владимир Зазнобин, Юрий Рябцев, Марина Сайкина и другие музыканты.

Случилось так, что по семейным обстоятельствам Валерий Цуканов должен был уехать из города.  После Валерия Цуканова в разные годы ВИА «Нижний Новгород» возглавляли Павел Ширнин, Виктор Совинов и Сергей Турутин.

Умер Валерий Цуканов в 1994 году у себя на родине, в Донецкой области. Кстати, буквально за год до своей смерти, в 1993 году, он приехал вСаров на юбилейный концерт своего прославленного коллектива, который прошел в ЦКиД ВНИИЭФ. Надо было видеть, что это был за вечер! Зал приветствовал первого руководителя «Нижнего Новгорода» стоя... 

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
Сергей Турутин

 

***

Составов «Нижнего Новгорода» было пять. В разные годы в ансамбле также играли Юрий Царев, Алексей Ершов, Алексей Бойцов, Александр Ларин и другие музыканты.

Новый период популярности ансамбля начался в 1987 году. Фестивалем, прославившим коллектив, стала «Арзамасская весна-87» (фестиваль, проводимый Арзамасским горкомом ВЛКСМ. – Авт.), где «Нижний Новгород» выступил новым составом.Кстати, именно с этого периода коллектива перешел полностью на собственный репертуар, музыку и тексты песен писал Сергей Турутин, который пришел в ансамбль в 1986 году. И именно этот период можно назвать «перерождением» ВИА «Нижний Новгород» в рок-группу.

После «Арзамасской весны-87» газеты назвали «Нижний Новгород», собравший целый ворох наград – дипломы лауреата, за лучший вокал и лучшие тексты песен  - «настоящим открытием фестиваля».

Сергей Турутин («Нижний Новгород», руководитель коллектива 1987-93 гг.): «На «Арзамасскую весну» мы привезли «Обращение к наркоманам», совершенно шокировав этим публику. «Арзамасскаявесна» для этого состава «Нижнего Новгорода» дала такой же мощный толчок, что и всероссийский конкурс - для первого. Мы поверили в свои силы, поняли, что наша музыка интересна».

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
ВИА «Нижний Новгород» на сцене

 

Первоначально в новом составе «Нижнего Новгорода» было четверо музыкантов: Павел Ширнин, затем - Олег Жевлонкин (барабаны), Александр Королев (бас-гитара), Сергей Турутин (вокал, гитара) и Алексей Бойцов (клавиши). Все – выходцы из более ранних городских ВИА. Пели исключительно собственный репертуар, в основном на три голоса. Ансамбль приглашалина различные конкурсы и фестивали, музыканты выступали в городах Поволжья, Урала, Мордовии, Удмуртии, Чувашии.

Сергей Турутин: «На конкурсы нас командировал горком комсомола, мы были такой «культурной единицей». Была и обязаловка - отыграть несколько сольных концерта в ДК. А в выходные выезжали в близлежащие районы – Темников, Ардатов. Шатки…  Всю неделю после работы у музыкантов шли репетиции, в выходные - концерт. Лично я успевал восстановить силы только к четвергу, настолько плотным был график».

Второй «звездный период» группы продлился до 1992 года. Как считают сами музыканты, закат многих групп пришелся именно на распад Советского Союза – обострилась политическая ситуация, прекратилось финансирование музыкальных проектов, стали закрываться фестивали, а музыканты больше озаботились зарабатыванием денег, чтобы прокормить семьи. До творчества ли тут было!

В разные годы ВИА «Нижний Новгород» возглавляли Валерий Цуканов, Павел Ширнин, Виктор Совинов и Сергей Турутин.

В следующем номере «НГ» мы расскажем о проставленных «Россиянах», а также ВИА 90-х годов – эпохе затухания вокально-инструментального движения в нашем городе.

(Фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ)

 

Thu, 06/18/2020 - 23:36