Фото:
Назад в СССР. Часть 3

Продолжаем рассказывать об истории создания саровских ВИА. Сегодня героями нашей публикации становится коллектив, не менее прославленный и именитый, чем «Нижний Новгород» - ВИА «Россияне». Образец стиля, музыкального вкуса и импровизационного таланта его основоположника и руководителя – Николая Волчкова. Профессиональный музыкант, специально приглашенный в Саров из Арзамаса, вскоре собрал в городе один из сильнейших вокально-инструментальных ансамблей.

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
ВИА «Россияне»

 

Мой адрес – Советский Союз: «Россияне»

Николай Волчков приехал в ЗАТО в 1972 году. Он окончил Арзамасское музыкальное училище по классу «фортепиано», прекрасно владел джазовой аранжировкой и композицией (тогда это было большой редкостью), блестяще импровизировал. Его пригласили в город в качестве руководителя ансамбля, который Николай Анатольевич и начал собирать.

В первый состав ВИА «Россияне» вошли ребята, которые демобилизовались из воинской части – Виктор Жиленко (вокал), Анатолий Кравченко (вокал, ритм-гитара), Владимир Лазарев (бас-гитара), а также Юрий Кива (ударные). Сам Николай Волчков играл на фортепиано и подбирал репертуар. (Напомним, что трио Жиленко-Кравченко-Лазарев перекочевали в ВИА «Россияне» из солдатских «Грифов» после демобилизации).

Ансамбль закрепили за клубом «Авангард», где в те годы репетировало много музыкальных коллективов, однако именно «Россияне» совсем скоро снискали себе славу не только в городе, но и далеко за его пределами.

Уже в первый год своего создания коллектив заявил о себе громко. В 1972 году ВИА «Россияне» начали подготовку к городскому конкурсу эстрадных коллективов, и в феврале на КЭК-72 заняли первое место. Что дало «Россиянам» возможность выступать на областном конкурсе, где в марте 1972 года они поделили первое место с ВИА из Горького.Сам Николай Волчков за написанную им песню о Родине получил приз от руководителя жюри конкурса Микаэла Таривердиева. В октябре 1972 г. ВИА «Россияне» заняли третье место в межобластном конкурсе «Радуга-72» (Смоленск).

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
Николай Волчков. Руководитель ВИА  «Россияне»

 

Впрочем, через год, когда из воинской части демобилизовался Валерий Цуканов, трое музыкантов коллектива ушли к нему, создав впоследствии «костяк» первого состава «Нижнего Новгорода». А Николай Волчков начал набирать новый состав «Россиян».

Татьяна Зубова (ВИА «Россияне», вокал): «У Коли была такая тенденция -  он ходил на все городские концерты и отбирал талантливых музыкантов из разных коллективов.  В апреле, когда в школах проходили концерты, посвященные В.И.Ленину, он просматривал все выступления и выуживал талантливых ребят. Так он нашел меня, ВладимираХодаева,  и многих других».

Кстати, название своему коллективу Николай Волчков дал сам.

Владимир Мочкин (ВИА «Россияне», бас-гитара): «Я не знаю, откуда родилось именно это – «россияне», но Николай Анатольевич был невероятный патриот. Он обожал Россию, все русское, поэтому очень хотел, чтобы название коллектива несло что-то патриотическое, родное. Кстати, он придумал и костюмы, в которых мы выступали – у нас были красные сапоги, белые брюки, жилетки с позументами и цветные шелковые рубашки. Костюмы нам шили к клубе «Авангард». 

Татьяна Зубова: «В репертуаре «Россиян» было много русских народных песен, их обработку Коля делал сам. Это был действительно его «конек». Он перекладывал песню так, что там появлялись элементы и джаза, и рока, и многоголосье, он раскладывал песню на 5-6 голосов. Для Николая Волчкова важнее, пожалуй, было не столько инструментальное сопровождение, сколько многоголосье. Чистота аккорда превыше всего! В «Россиянах» пели все, даже ударник. Николай Волчков был буквально «помешан» на России, это слово для него было священным. Его, пожалуй, самая главная песня, самая изумительная по своей проникновенности и мелодизму, – это «Баллада о России». Она всегда получала какие-то призы, и для «Россиян» была чем-то вроде эпиграфа творчества. Мы пели ее все годы, сколько существовал коллектив».

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
ВИА «Россияне». ДК «Авангард»

 

Стихи к «Балладе о России», как и ко многим песням «Россиян», Николай Волчков написал сам.

Татьяна Зубова: «Рифма рождалась у него мгновенно! Он мог на любое слово тут же выдать целое четверостишье, настолько он был креативен в этом. Мы не уставали поражаться его таланту, искрометному юмору, блистательному уму…»

Владимир Мочкин: «Не только стихи – музыку Николай Волчков тоже писал сам, делал аранжировки, импровизировал, раскладывал по голосам. А виртуозности его исполнения можно было только восхищаться. Когда он садился за рояль и начинал импровизировать, сердце замирало. У него были волшебные пальцы…»

Николай Волчков написал множество песен, в которых воспевал Россию, родной край, им были написаны песни, баллады, гимны, вальсы, блюзы…

Благодаря поэтическому таланту Волчкова, с первого года создания у «Россиян» был свой репертуар.Но даже если отбирались «чужие» песни, Николай Волчков никогда не занимался простым копированием. Он был выше этого. 

«К примеру, был у нас солист Володя Ходаев, - вспоминает Татьяна Зубова. – У него тембр голоса очень походил на тембр артистов ансамбля «Песняры». И вот специально для него Николай Волчков перекладывал репертуар «Песняров» - но обязательно с какими-то своими переработками, аранжировками. Потому что Коля не мог просто взять и «слизать» чью-то песню. Даже «Вологду», что потом блестяще исполнил звонкий, прозрачный тенор Ходаева, он интерпретировал по-своему. Я помню, как после концерта Ходаева толпой облепляли девчонки, влюблявшиеся в его голос…»

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ

 

ВИА «Россияне» играл на всех заводских праздниках и цеховых вечерах ЭМЗ «Авангард», участвовал в городских конкурсах эстрадных коллективов, каждый месяц давал по два-три концерта в окрестных районах.Особенно знали и любили наш коллектив в Горьком – на концерты «Россиян» в областном ДК им. В.И.Ленина, как правило, были распроданы все билеты.

В 1976 году в Горьком прошел джазовый фестиваль «Серебряные струны», на котором выступали Тынис Мяге, Стас Намин и группа «Цветы». «Мы смотрели и слушали во все глаза, - вспоминает Татьяна Зубова. – Так хотелось набраться опыта, окунуться в эту джазовую атмосферу! На этом фестивале я в составе «Россиян» тогда впервые исполняла джаз».

Джаз потом надолго войдет в музыкальную судьбу «Россиян». Впереди будут и джазовые вечера в Доме ученых – как правило, под Новый год, с брызгами шампанского и боем Курантов, когда над накрытыми столиками легко и непринужденно разливались легкие импровизации Николая Волчкова. «Россияне» в Сарове в те годы были единственным коллективом, исполнявшим джаз, да еще на таком высоком уровне…

Но вернемся в конец 70-х. Тогда ребят ждали увлекательные гастроли по комсомольским стройкам Краснодарского края и Ростовской области.

Татьяна Зубова: «В 1976 году областной комитет комсомола направил коллектив, как победителя одного из конкурсов, на комсомольские стройки. Целых полтора месяца мы колесили по городам юга России, выступали в Славянске-на-Кубани, Шахтах, Джубге. Где только не были! Давали по три концерта в день – на площадках, рисовых полях, на стане тракторов, в местных ДК, на банкетах… Вечерами с ног валились от усталости. Из колхоза в колхоз колесили на старых грузовичках: погрузим аппаратуру в кузов – и вперед. Однажды пришлось выступать под открытым небом, начался дождь, и кого-то из гитаристов ударило током. А через два года, в 78-м, нас ждали такие же насыщенные гастроли по Рязанской области».

Отдельного упоминания заслуживает творческое сотрудничество «Россиян» и театрального коллектива клуба «Авангард» под управлением Бориса Созина: каждый год музыканты и актеры вместе ставили новогоднюю сказку, с костюмами, шикарными декорациями и, конечно, неповторимой музыкой…

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
Татьяна Соловьева, солистка ВИА  «Россияне»

 

У «Россиян» в Сарове в те годы впервые появилась профессиональная и очень хорошая аппаратура.

Владимир Мочкин: «Практически все коллективы здесь в 70-е годы играли либо на самодельных инструментах, либо на каком-то «старье». Николаю Волчкову удалось выбить деньги на хорошую аппаратуру. Мы с ним вместе поехали в Москву заказали аппаратуру BIG, а чуть позже приобрели и двухрядный электроорган Weltmeister– на тот момент он был единственным в городе. На нем начинал играть клавишник Павел Малов».

В 70-е годы ВИА «Россияне» стали участниками регионального конкурса, который проходил в Нижегородском кремле, несколько раз выступали на нижегородском телевидении.

Татьяна Зубова: «Для каждого фестиваля Коля готовил новую программу. Он столько писал, вы не представляете! Я помню его здоровенную нотную тетрадь с репертуаром, и она постоянно пополнялась чем-то новым».

Тогда, в Нижегородском кремле, на отборочном туре фестиваля «Шире круг», который проводил еще молодой Александр Масляков, «Россияне» к изумлению и восторгу зала забабахали… «Марш энтузиастов» в эстрадно-джазовой обработке Николая Волчкова!  

«Вы бы видели реакцию зала! – с воодушевлением вспоминает Татьяна Зубова. – Более неприемлемой, казалось бы, для марша обработки представить было невозможно! Но как она звучала! Потом к Волчкову подбежал режиссер фестиваля и восторженно тряс руку: «Ребята! Как же это вы сделали!» А Волчков плечами пожал и говорит: «А что: я человек советский!»

Состав «Россиян» менялся по естественным причинам – кто-то обзаводился семьями, кто-то уходил в другой коллектив. Помимо «Россиян», Николай Волчков занимался музыкой с молодежью, а в начале 90-х собрал новый коллектив, (который, надо отдать должное креативу Николая Анатольевича!) назвал просто – «Современный Ансамбль Россияне, Организованный Волчковым». Попросту – «САРОВ»!

В разные годы в ВИА «Россияне» играли Лев Андреев (саксофон), Иван Софейкин (саксофон), Юрий Кива (ударные), Эдуард Кузнецов (ударные), Геннадий Поздяев (саксофон), Владимир Ефимов (тромбон), Владимир Мочкин (бас-гитара), Татьяна Зубова (вокал), Владимир Ходаев (вокал), Владимир Ефимов (тромбон), Владимир Хохлов (бас-гитара), Владимир Архангельский (ритм-гитара), Леонид Лушин (вокал, ритм-гитара), Александр Климов (ритм-гитара), Андрей Плюхин (соло-гитара, вокал), Валерий Маркин (ударные), Дмитрий Красиков (ударные), Александр Голубовский (вокал), Игорь Шаров (вокал), Александр Морозов (вокал, соло-гитара), Александр Бородин (саксофон), Александр Мирошниченко (гитара), Сергей Турутин (бас-гитара), Вячеслав Мосин (электроорган), Павел Молов (электроорган), Петр Павлов (бас-гитара), Юрий Кочетыгов (бас-гитара), Олег Костин (ударные), Алексей Емельянов (ударные), Александр Ильинов, звукооператоры Александр Тесля и Павел Карпов и другие.

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ

 

В 1996 году Николай Волчков уехал из города и какое-то время жил в Арзамасе. Но потом вновь вернулся. Умер Николай Анатольевич в 2011 году и был похоронен в Сарове. На его могиле на городском кладбище выгравированы слова одной из его песен.

Николай Анатольевич был виртуозным музыкантом, непревзойденным аранжировщиком и талантливым поэтом. И помимо «Россиян», пожалуй, его главной заслугой остается то, что он начал в городе продвигать джазовую импровизацию.

«После ухода Волчкова музыкальная культура в городе обнищала, – считают его коллеги-музыканты из ВИА «Россияне». – Потому что все делают люди. И профессионалов такого уровня у нас уже нет». 

 

«XX ВЕК»

90-е годы «прошлись» по саровским ВИА. С 1993 года «Россияне» не дали ни одного концерта. Последний сольный концерт «Нижнего Новгорода» прошел в 2000-м. Сказалась и общая ситуация в стране, и отсутствие помещений для репетиции, да и само затухание ВИА как явления по всей стране, которое случилось даже значительно раньше 90-х. 

Во-первых, в небытие еще в 80-х ушли танцы – им на смену пришли дискотеки, где крутили записи, и для «живого» звука не было места.

Евгений Байдаков («Белые крылья»): «Мы пытались в 1981 г. в «Прогрессе» возродить танцплощадку, но народ уже не шел. С месяц поиграли и закрыли».

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
Евгений Байдаков («Белые крылья»)

 

Во-вторых, изменилась и сама музыка. Ближе к 90-м на первый план стал выходить т.н. социальныйили гражданский рок, тексты становились более жесткими, музыканты экспериментировали со стилями и музыкальными жанрами, на второй план ушли «добрые старые песни» советской эстрады. На смену музыкальных текстов подчас приходили хорошие настоящие стихи. И музыка, и сами коллективы претерпевали колоссальные изменения вместе со всей страной. Это был период «поиска себя», но немногим музыкантом этот поиск удался.

Одной из наиболее известных групппериода 90-х в Сарове стал «XX ВЕК». Коллективу удалось сохранить именно «прелесть ВИА», собрав в репертуар «золотую» коллекцию хитов 70-х годов.

Как самостоятельный коллектив «XXВЕК»образовался в 1996 году. В состав вошли участники известных ранее в городе групп «Белые крылья», «Россияне» и «Нижний Новгород» - Владимир Пантелеев (бас-гитара), Валерий Кузьмин (гитара), Александр Голубовский (гитара, вокал), Юрий Комаров (ударные, вокал), Александр Рахтов (вокал). Руководителем коллектива стал Олег Костин (клавишные, вокал).

Участники группы были знакомы друг с другом много лет, с 70-х годов они вместе выступали в составе других коллективов, встречались на концертных площадках. В 1993 году судьба свела музыкантов вместе в коллективе «Ностальгия» (рук. – Александр Чуколовский). Коллектив успешно выступал на различных конкурсах и фестивалях и приобрел популярность у горожан. Но в 1996 году в группе произошел раскол, часть музыкантов покинула группу, организовав самостоятельный коллектив, который и получил название «XX ВЕК». В репертуаре основное место заняли «золотые хиты» 70-х, 80-х, 90-х гг. прошлого века, отсюда родилось и название коллектива.

Первый сольный концерт группы прошел в апреле 1997 г. в ДК ВНИИЭФ, а затем начались выступления на концертных площадках города и области. Коллектив выезжал с гастролями и за пределы Сарова.

В 1998 году «XX ВЕК» принял участие в сборном концерте, посвященном 100-летию первого министра атомной промышленности Е.П.Славского. Концерт проходил в колонном зале Дома Союзов в Москве. А весной этого же года в коллективе родилась песня о родном Сарове. Она не раз исполнялась на городских мероприятиях, а позже заняла второе место во Всероссийском конкурсе им. Бориса Макроусова в номинации «авторская песня».

Шло время, хотелось звучать более качественно, а для этого нужна была новая аппаратура, на которую денег не было. И в 2001 году «XX ВЕК» претерпевает очередную «трансформацию» - постепенно пришлось отказаться от «живых» инструментов, повысив качество звучания за счет инструментальных фонограмм. Покинули группу гитаристы Валерий Кузьмин и  Владимир Пантелеев, барабанщик Юрий Комаров поменял палочки на микрофон, Олег Костин, Александр Рахтов и Александр Голубовский также переквалифицировались на вокал.

Так образовался новый состав группы «XX ВЕК». В 2002 году «XX ВЕК» выступил на втором отраслевом съезде профсоюзов Минатома (Москва), а в 2004 году заняла второе место воВсероссийском конкурсе им. Бориса Макроусова.

Редакция благодарит за помощь в создании материала музыкантов групп «Нижний Новгород», «Россияне», «Лира», «Белые крылья»,«XX-Век», «Антей», «Эпоха» и других, а также начальника отдела культуры ВНИИЭФ Марину Павлову и лично Сергея Турутина.

Fri, 06/19/2020 - 00:13