Фото:
ЕГЭ: страхи и тревоги

На вопросы , волнующие родителей выпускников, отвечает психолог, заведующая службой телефона доверия Юлия Каледина:

«Уже с ноября прошлого года на консультацию к психологам потянулись родители и сами выпускники, которым предстоит сдача ЕГЭ. Это встречи, наполненные тревогами, страхами, отчаянием справиться со своим состоянием, гневом на создателей этой формы проверки знаний, желанием бросить все и невозможностью справиться с паникой. 

Интересно, что в процессе беседы с ребятами открывается истинная причина такого эмоционального состояния – ответственность перед родителями, которые вложились в подготовку ребенка, страх не оправдать их ожиданий, страх перед тем, что «близкие скажут», если, не дай Бог, не удастся набрать нужное количество баллов. Поэтому складывается ситуация, когда сдача экзамена – не просто проверка знаний выпускников, не ответственный переход из одной роли в другую (от школьника к студенту), а невозможность проверить себя, свои психологические особенности и ресурсы в ситуации оценки, стресса. И все - ради родителей. Катастрофа!  Это один из важных аспектов того эмоционального состояния, с которым с трудом справляются школьники.

Взрослым хочется, чтобы ребенок сдал экзамен как можно лучше, показал все свои способности. И из этих справедливых и положительных намерений родители начинают давить на ребенка, заставлять, стращать, стараться все взять под свой контроль. Но часто встречают сопротивление: «Я сам разберусь, я сам знаю, что делать! Не лезь, это мой экзамен!».

Или же ребенок в панике начинает читать все подряд, уже не воспринимая материал, который предлагает учебник или репетитор. Родителям становится еще тревожнее, появляется чувство обиды и бессилия, неспособность повлиять на ситуацию.

фото из открытых источников

 

В чем же может заключаться помощь родителя своему ребенку?

  1. Важно осознавать позицию, которую вы занимаете по отношению к ребенку:  на сегодняшний день для ребенка важно ощущение уважения к нему, самостоятельности и независимости. Поэтому если мы как родители занимаем позицию сверху (оценщик и контролер - «Ты опять ничего не учишь!», «Ты провалишь свой экзамен и пойдешь подметать улицы!») или позицию снизу (все стараемся делать за ребенка и везде подстелить ему соломки), скорее всего, между вами будут нарастать напряжение и конфликт. Это заберет много сил и энергии и не дает ребенку продуктивно готовиться к экзамену. С подростком возможно наладить хорошие отношения, только заняв позицию РЯДОМ, НА РАВНЫХ («Это действительно твоя жизнь и твой экзамен, но я очень беспокоюсь за тебя и мне хочется поддержать тебя и помочь!»). 

2. Успешный балл на экзамене зависит от трех составляющих: объективное знание материала, осведомленность о процедуре проведения тестирования и психологическая устойчивость. И если два первых пункта преимущественно прорабатываются в школе и родитель мало может влиять на них, то вклад родителя в психологическую устойчивость своего выпускника  значим и важен. 

Научные исследования доказали, что эмоциональная неустойчивость (уровень стресса, волнения, тревоги) во многом зависит от того, как человек оценивает ситуацию. Здесь важен эмоциональный вклад родителя, как он сам оценивает ЕГЭ. Будучи близким и значимым для подростка человеком, он может либо передать ему ровный и спокойный настрой, либо «заразить» волнением и тревогой. ЕГЭ полезно обсуждать дома на языке фактов, а не эмоций: это стандартная процедура, проверка знаний, форма выпускных испытаний. Не накручивайте трагизм ситуации, не представляйте его как судьбоносное и сверхсложное мероприятие. Пресекайте и сами не допускайте ненужных разговоров об ужасах и несправедливостях ЕГЭ, концентрируйте энергию своего выпускника только на том, как эффективнее преодолеть эти трудности.

3. В успешном преодолении ЕГЭ очень важна эмоциональная поддержка. Подбадривайте детей, хвалите за то, что они делают хорошо. Отмечайте малейшие успехи ребенка, говорите о его сильных сторонах. Повышайте его уверенность в себе: чем больше ребенок боится неудач, тем выше вероятность совершить ошибку.

4. Подготовку к ЕГЭ могут сделать успешной целенаправленные действия родителя. И за оставшееся время возможно:

- Составить план завершающей подготовки, помочь выпускнику структурировать время.

- При повторении материала, помогать составлять схемы, ментальные карты, четкие тезисы.

- Следить за режимом подготовки, предотвращать перегрузки, стимулировать отдых, дать возможность переключиться.

- Потренироваться четко следить за временем и учиться его распределять.

- Напомнить взять на экзамен часы.

- Накануне экзамена обеспечить полноценный отдых, вовремя отправить спать».

Психолог, заведующий службой телефона доверия Юлия Каледина

Sun, 07/05/2020 - 15:18