История? А когда сдавать-то?

В школах мне приходится бывать лишь изредка, поэтому каждый раз натыкаясь при входе на турникеты, впадаю в секундный ступор. Да, «нонеча не то, что давеча»… В мое время такого не было. Как, впрочем, и ЕГЭ.

5 марта департамент образования Сарова пригласил родителей и всех желающих в школу №13, где была организована сдача пробного ЕГЭ по истории. Решила испытать себя и я.

В таком участвовала впервые. Признаюсь, ожидала всего: металлоискателей при входе, проверки личных вещей, запрета на посещение дамской комнаты… и, конечно, туповатых тестов, рассчитанных на невысокий интеллектуальный уровень. И кое-что из этих ожиданий оправдалось. Но обо всем по порядку.

Пройдя через турникеты, я сразу была встречена вежливым сопровождающим, который провел в отдельное крыло школы, предназначенное для сдачи ЕГЭ. Войдя за дверь, отделявшую крыло от общего холла, оставляю вещи на специальной полке, предварительно отключив телефон. Никаких средств связи и записывающих устройств с собой проносить категорически нельзя! А жаль – диктофон бы мне очень пригодился. Меня проверили металлоискателем, и я с паспортом и черной гелевой ручкой проследовала в аудиторию. По дороге заметила заклеенные бумагой с печатью двери в туалеты… М-да, худшие опасения, кажется, оправдывались.

Усевшись на предназначенное для меня место, обозначенное буквой и цифрой, вместе с другими взрослыми и, между прочим, директором департамента образования Наталией Володько, оказавшейся за соседней партой, стала ждать.

Ожидание – самое тягостное время для взрослых и особенно для детей, сдающих экзамен. Это как висение над пропастью, прежде чем броситься в нее и окончательно определить свою судьбу. Двое педагогов, дежуривших в кабинете, тоже ощутимо волновались, хотя явно были не новичками. От них мы узнали, что сидим в шахматном порядке для того, чтобы каждый из нас просматривался камерой, неусыпный глаз которой бдит в верхнем углу кабинета. Что детей из кабинета во время экзамена, конечно, выпускают, но только с сопровождающим, а время их отсутствия четко фиксируют. Что ученики на экзамене иногда забывают свое имя и фамилию, поэтому при заполнении бланка регистрации им велят списывать с паспорта…

На часах десять утра, и экзамен начинается. Нам демонстрируют диск с заданиями, упакованный в сейф-пакет, вскрывают его и тут же на принтере распечатывают варианты заданий. Настает еще один напряженный момент, грозящий бедным детям нервным срывом. Но мы держимся – мы же взрослые, да и экзамен ненастоящий.

Вот задания распечатаны и розданы всем вместе с бланками регистрации и ответов. Заполнение бланков – отдельный квест. Свои ФИО необходимо написать печатными буквами, все цифры записать строго по образцу. Не дай Бог написать единицу с хвостиком спереди – программа считает ее как четверку! Поэтому единица пишется в виде палочки, и никак иначе. Естественно, я портачу в нескольких местах.

Наконец, дело доходит до заданий. На всю работу отводится 55 минут, отсчет идет с момента заполнения бланков. Задания состоят из двух частей. Первая – тесты, на которые требуется дать краткие ответы. Вторая – рассуждения и (вот не ожидала!) историческое сочинение. И тут я допускаю стратегическую ошибку.

Вместо того, чтобы быстренько пощелкать тесты и перейти поскорее к объемной второй части, я зависаю на каждом вопросе. Они, кстати, оказываются вовсе не «тупыми и бестолковыми», а совсем не простыми, требующими внимания и размышления.

С вниманием у меня, оказывается, беда. Несколько минут, скрипя мозгами, пытаюсь вспомнить год появления советского кинематографа, юбилею которого посвящено одно из заданий. Пока на репродукции советской марки тех времен, приложенной к вопросу, не обнаруживаю даты: 1919-1949… Так я бесславно теряю несколько минут.

Самым трудным оказываются задания, приложенные к карте. На ней – стрелки, обозначающие перемещения войск русских князей и золотоордынцев, названия городов и земель. Надо указать век, в котором происходили события, место сбора русских войск под Москвой, имя полководца Золотой Орды, участвовавшего в битве, и выбрать подходящие к эпохе факты. Довольно быстро соображаю, что речь идет о Куликовской битве, значит, век - четырнадцатый. Но имя татаро-монгольского полководца так в голову и не приходит! В голове роем проносятся имена: Батый, Ахмат, Девлет-Гирей (а это еще кто такой?)… В общем, про Мамая я так и не вспомнила. Местом сбора русских войск оказалась Коломна, но этого знать я просто не могла. Минус два балла за первую часть.

Времени остается 25 минут, и я приступаю ко второй. Порассуждав о последствиях реформ Петра Первого для экономики России, приступаю к историческому сочинению. На выбор даны три эпохи: Ярослава Мудрого, Екатерины II и Михаила Горбачева, причем обозначены они только датами – догадайтесь, типа, сами. «Растекаться мыслию по древу» не получится – в сочинении должна прослеживаться роль личности в истории, быть приведены исторические факты, перечислены исторические деятели, раскрыты термины и причинно-следственные связи… И на все про все у меня десять минут! Из последних сил карябаю ответ на бланке гелевой ручкой. Как же я отвыкла писать руками! Бедные педагоги, которым придется все это проверять… И тут чернила заканчиваются. Поднимаю руку, и в секунду возле меня оказывается педагог со сменной ручкой. Но времени дописывать уже нет. Экзамен окончен!

Все желающие могут дождаться результатов. Слышу, как кто-то из родителей требует, чтобы его работу немедленно сожгли… Заходя в соседний кабинет по одному, рассматриваем свои уже проверенные работы, обсуждаем с экспертами ошибки, дивимся, как слаженно работает на экзамене команда педагогов.

И в один голос задаемся вопросом: когда ЕГЭ отменят?..

Mon, 07/06/2020 - 22:30