Каждый выезд - «красная зона»

Сотрудники отделения скорой медицинской помощи КБ №50 были среди первых, кто принял на себя удар коронавируса в Сарове. «Красной зоной» для них стал каждый выезд к пациенту с подозрением на COVID-19. Медработникам пришлось на ходу перестраиваться на новый режим работы: пик эпидемии, возникший в апреле, удалось пережить и адаптироваться к особым условиям.

Заведующая отделением скорой медицинской помощи КБ №50 Светлана Рябова рассказала, как сотрудники справились с высокой нагрузкой, и в каких случаях нужно срочно звонить 03.

 

100 выездов в сутки

Светлана Николаевна уточняет: «О COVID-19 стало известно в начале года. Отношение людей к незнакомой болезни было неоднозначным, появилось множество негативной информации. Все надеялись, что нас инфекция не затронет. Но уже в марте начался первый этап введения ограничений по стране. Казалось бы, Саров – закрытый город, до нас эпидемия не должна дойти. Но когда появились первые заболевшие, у населения началась паника. Линия скорой помощи разрывалась от обращений: кто-то нуждался в моральной поддержке, так как беспокоился за здоровье свое и своих близких, кто-то просил срочно сделать тест на коронавирус, кому-то требовалась реальная медицинская помощь, ведь другие болезни, ДТП, несчастные случаи никуда не делись. Горожане звонили и сообщали о хорошем самочувствии – в этом случае мы объясняли, что эту информацию и температурные показатели нужно докладывать руководству на своих рабочих местах. Нас накрыл шквал звонков. А у бригад, выезжающих на вызовы, нагрузка резко увеличилась: в пик эпидемии за сутки обслуживали 100-110 вызовов».

фото Анатолия Белухина

 

- Сложно было ориентироваться в новой обстановке? Как справились с нагрузкой?

Светлана Рябова: «Медработники, а в особенности сотрудники скорой помощи, – люди мобильные: мы привыкли делать все, что от нас зависит, решаем проблемы быстро и рационально, так как этого требуют обстоятельства. Трудности нас не пугают. Все сотрудники в срочном порядке без отрыва от основной работы прошли обучение по коронавирусной инфекции – эту возможность предоставила специальная программа профессионального обучения ФМБА России, и мы получили соответствующие сертификаты. В короткие сроки пришлось решать множество организационных задач – от составления инструкций по тактике действий персонала, подготовке средств для дезинфекции оборудования и машин скорой помощи до проведения практических занятий с соблюдением правил экипировки в защитные костюмы. Поначалу был страх заразиться коронавирусом, да и новости, поступающие из-за границы, пугали: люди умирают в тяжелейших состояниях, не хватает аппаратов ИВЛ. Но никто из сотрудников скорой помощи не отказался работать. Уже в конце февраля мы объезжали контактных и изолированных, прибывших из Китая и других стран, работали с заболевшими сезонными вирусными инфекциями. А когда появились первые заразившиеся коронавирусной инфекцией, сотрудники клинической больницы общим фронтом выступили на борьбу с новым «неприятелем». Персонал скорой помощи оказался первым на этом рубеже. Нас поддержали врачи из поликлиник и медработники из других подразделений. Для организации дополнительных бригад в отделение были переведены сотрудники из других служб. К примеру, сейчас у нас работают четыре медсестры из физиотерапевтического отделения больницы –спасибо им, что откликнулись и пришли на помощь в трудное время».

- Средств индивидуальной защиты хватает на всех?

Светлана Рябова: «Сначала мы использовали имевшиеся у нас запасы спецодежды. Помогали волонтеры - подарили лицевые щитки, которые нас очень выручали на начальном этапе работы. Сейчас запасы СИЗ пополнились, недостатка нет, руководство больницы строго следит за поступлением спецодежды».

фото Анатолия Белухина

 

12 часов в защитном костюме

- Сколько длится смена сотрудника скорой помощи?

Светлана Рябова: «Смена длится 12 часов. На каждый вызов медработники обязательно надевают дополнительную защитную форму – халат или комбинезон, маску, перчатки, шапочку. Если известно, что пациент «ковидный», или есть такие подозрения, то используется защитная экипировка в полном объеме – костюм, бахилы, закрытый головной убор, респиратор, очки, две пары перчаток. Одноразовые комбинезоны легко надеваются, но не дышат. Поэтому чаще всего мы пользуемся многоразовыми костюмами - в них комфортнее. Вся одежда и экипировка тщательно дезинфицируется».  

- Водитель тоже носит защитный костюм?

Светлана Рябова: «Если бригада направляется к коронавирусному больному, медработникам может понадобиться помощь водителя -  например, в транспортировке. В этом случае водитель надевает защитную одежду полностью. В остальных случаях использует маску и перчатки. Для безопасности водителя кабина изолирована и доступ воздуха из салона перекрыт».

- Чем и как часто дезинфицируются машины скорой помощи?

Светлана Рябова: «Обработка делается после каждого выезда бригады. Используются специальные противовирусные дезсредства -  они действуют и на коронавирус, и на другие типы вирусов. Также для дезинфекции мы используем ультрафиолетовые облучатели».

- Сколько машин ежедневно выходит на линию, сколько работает бригад?

Светлана Рябова: «Количество выездов по сравнению с апрелем заметно сократилось. Сейчас ежедневно работает пять машин – пять бригад. Есть еще и шестая, дополнительная, обычно она занимается иногородними перевозками пациентов. Но если нагрузка возрастает, то шестая машина тоже выходит на линию».

- Могут ли сотрудники скорой помощи сделать пациенту анализ на COVID-19?

Светлана Рябова: «В Сарове забором анализов на коронавирус занимаются поликлиники - лечащий врач приходит на дом. Также анализ на выявление вируса пациенту сделают в больнице при госпитализации».

- В каком случае пациент будет госпитализирован?

Светлана Рябова: «Если находится в тяжелом состоянии. В случае с коронавирусом учитывается три основных показателя – уровень содержания кислорода в крови, частота дыхания и температура».

фото Анатолия Белухина

 

 

Ограничения снимают, но вирус не исчез

- С какими сложностями сталкиваются медработники сейчас, когда ситуация немного стабилизировалась?

Светлана Рябова: «Работать стало проще: организационные процессы налажены, известны основные симптомы болезни, составлены клинические рекомендации, которые должны обезопасить и медработников, и пациентов, понятна процедура диагностики заболевания, известно, кто находится в группе риска. Население успокоилось. Даже те, кто имеет диагноз «коронавирусная инфекция», понимают, что можно лечиться дома, если болезнь протекает в легкой форме. И число выздоровевших с каждым днем растет. Но вместе с этим пропала осторожность: горожане все чаще ходят без масок, собираются большими компаниями, толпятся в магазинах. Но как они могут быть уверены, что рядом с ними нет носителя вируса?».

- Есть пациенты, которые отказываются от госпитализации из-за боязни коронавируса?

Светлана Рябова: «Недавно пытались уговорить на госпитализацию пациента, у которого диагностировали тяжелое заболевание. Но он упорно отказывался, потому что боялся заразиться в больнице COVID-19. Сразу хочу успокоить: в нашей больнице созданы все необходимые условия для безопасной изоляции больных. А еще из-за пандемии люди забыли про другие серьезные заболевания - например, инфаркт или инсульт. А ведь здесь каждая минута на счету. Я не думаю, что больных стало меньше - скорее всего, люди боятся обратиться за помощью и следят, как ситуация будет развиваться дальше. Но если вас что-то беспокоит в своем состоянии или состоянии близкого человека – звоните 03!».

- На какие симптомы следует обратить внимание, если человек подозревает, что заразился коронавирусом? Когда вызывать скорую нужно незамедлительно?

Светлана Рябова: «Если нарастает одышка, повысилась температура. Не ждите до утра, чтобы не запустить пневмонию - при коронавирусе состояние меняется резко и не в лучшую сторону».

- Как подготовиться к приезду скорой помощи?

Светлана Рябова: «Все начинается с этапа звонка: нужно терпеливо ответить на вопросы, которые задает медсестра - все они являются важными, лишних среди них нет. Расскажите, что случилось, где вы находитесь, кому нужна помощь, возраст больного, назовите точный адрес, этаж, код от домофона. Продиктуйте свой телефон, чтобы была обратная связь. Желательно подготовить место, где врач может положить сумку с лекарствами и приборы для проведения медицинских процедур – измерение давления, ЭКГ и другие. Если вызов не по линии коронавируса, то медработники скорой помощи не пользуются бахилами, так как это травмоопасно, можно поскользнуться на скользком полу. А еще это отнимает драгоценное время, которое нельзя терять в экстренной ситуации. Поэтому, ожидая скорую помощь, вы можете застелить пол и ковры клеенкой».

- Как вы считаете, пик эпидемии уже пройден?

Светлана Рябова: «Пока что нельзя расслабляться. Борьба с коронавирусом продолжается. Продолжайте следовать мерам предосторожности: соблюдайте дистанцию, носите маски и перчатки. Ограничения постепенно снимают, но вирус никуда не делся. Пандемия раскрыла в нас новые качества: мы стали внимательнее друг к другу, и хотелось бы, чтобы не забывали о поддержке, берегли себя и своих близких».

фото Анатолия Белухина

 

Полезные телефоны

Чтобы вызвать скорую помощь с городского телефона, наберите 03 или 6−01−04. С мобильного – 103 или 8 (83130) 6-01-04. Также можно воспользоваться единым номером экстренной службы 112: прослушав сообщение от автоответчика, нажмите 3 и дождитесь ответа диспетчера. Всегда уточняйте, в каком городе вы находитесь. Внесите номера скорой помощи в свою телефонную книжку, чтобы не растеряться в экстренной ситуации.

Thu, 07/09/2020 - 12:18