Фото:
Швейное дело в Сарове: взлеты и падения. Часть 3

Продолжаем публикацию фрагментов книги Любови Андреевны Кульковой «Люди, которые шили».

 

Вторая половина 80-х – 90-е

В 80-х годах швейные ателье в Сарове переживали момент высокой производственной и творческой активности. В коллективы вливались новые молодые кадры со специальным профессиональным образованием. И был крепок костяк старых высококвалифицированных мастеров – портных и закройщиков. В 1986 году на проспекте Ленина, 21 открылось ателье высшего разряда «Фея». Туда перевели часть сотрудников «Элеганта». Вспоминает Нина Ивановна Китина: «Работали ответственно, вещи выпускались отличного качества. Как-то ездили всей бригадой в Горький в ателье высшего разряда, внимательно изучали методы обработки узлов и деталей. В то время ткани были сложные (бархат, шифон, креп), а заказчики требовательные. Выпуск готовых изделий сократился, так как больше времени уделяли качеству пошива… Возглавляла ателье Надежда Николаевна Кармишина… Спасибо всем за все. Это были прекрасные дни моей жизни».

В 1988 году построили новое здание Дома быта на ул. Курчатова, туда с ул. Зернова переехало ателье «Новинка». Но началась перестройка. Всем ателье предложили стать самостоятельными…

фото из открытых источников
Коллектив ателье "Сашенька"

 

Нина Ивановна Китина: «Перестройка коснулась всех ателье, дошла очередь и до нас. Вопрос встал о его (ателье «Фея» - В.К.) закрытии, так как выпуск изделий был небольшой, ателье было нерентабельным. Помню, было собрание, проводили его директор КШБП (Комбината швейно-бытовых предприятий) Нина Федоровна Демарина с главным бухгалтером. Они нам предложили отсоединиться от Комбината, сделать свой расчетный счет. Дали нам на раздумье один месяц. Но кто будет заниматься всей этой организацией, кто будет рассчитывать зарплату, привозить материалы и фурнитуру, ремонтировать машинки? Я уговаривала девчат немного потерпеть, начала ходить по инстанциям. Но мне надо было и работать – кроить – ведь никто не хотел оставаться без зарплаты… Закрыли ателье «Сашенька» на ул. Духова, на это место перевели ателье «Зима». Руководила им Римма Николаевна Киселева. Мою бригаду она не хотела брать, предложила работу только мне. Я… какое-то время работала в «Зиме». Потом уволилась. И «Зима», и «Фея» - все потом развалилось, перестало существовать».

Любовь Михайловна Яворовская, в конце 70-х - заведующая ателье в Доме быта по ул. Зернова, вспоминает: «Комбинат швейно-бытовых предприятий был единым организмом, в котором четко работали все ателье и службы. Но наступили годы перестройки. По всей стране и у нас в городе предприятия службы быта стали исчезать. Работники с высокой квалификацией, большим опытом и стажем работы стали невостребованы, вынуждены были увольняться. Это невосполнимая утрата в нашей швейной профессии – потерять таких мастеров, наставников и учителей, чей опыт нарабатывался не один десяток лет. Остались единицы мастеров в городе, которые шьют эксклюзивную, качественную одежду».

Ольга Ивановна Дайнатович, в 90-е технолог в Доме быта по ул. Курчатова, вспоминает: «Реорганизация Комбината в 90-е годы, разделение большого предприятия на самостоятельные ателье, непродуманность и неподготовленность производства к новым условиям привели к развалу такой важной для населения услуги, как пошив изделий по индивидуальным заказам».

Татьяна Васильевна Панкратова, с 1989 года заведующая ателье «Элегант», вспоминает: «Но вот наступили сложные времена. КШБП стал разваливаться: произошла так называемая реорганизация. Все ателье стали самостоятельными предприятиями. В 1991 году я стала директором ателье «Элегант». Часть помещений ателье стали сдавать в аренду, цеха сократили. На второй этаж здания ателье перевели цех массового пошива.

А потом весь индивидуальный пошив покатился вниз со скоростью снежного кома с горы: люди увольнялись, цеха закрывались.

В ателье «Зима» на ул. Духова был проведен ремонт. Часть портных и закройщиков из «Элеганта» переехала в ателье «Зима», другая часть работников ателье «Элегант», в основном старые мастера, уволилась.

Я стала заведующей ателье «Зима». Приходилось сложно. У населения не было денег, снизилось количество заказов. Мы шили изделия мелкими партиями и вывозили их на продажу на предприятия города, на рынки и даже за пределы города. Приходилось самим ездить на фабрики за тканями и фурнитурой.

Так мы работали до 1997 года, пока не наступила пора приватизации предприятий службы быта. Один из депутатов советовал выкупить предприятие всем коллективом, ведь оборудование можно было выкупить по остаточной стоимости, она была небольшая. Сколько я ни пыталась уговорить коллектив – все было напрасно. Все боялись потерять 100 рублей (именно столько надо было вложить каждому для выкупа ателье). В стране было такое смутное время, что никто не хотел рисковать. Веры не было никому. Люди боялись потерять последнее, у простого народа денег было очень мало – копейки». Чтобы сохранить ателье, сэкономить на налогах, его отдали в ведение Общества инвалидов МВД. Но работать под надзором этой организации оказалось невозможно, и ателье приказало долго жить…

фото из открытых источников
Коллектив ателье "Элегант"

 

В 1992-94 годах Любовь Андреевна Кулькова работала заведующей ателье «Новинка» в Доме быта по ул. Курчатова. В самом разгаре были пресловутые «лихие 90-е». «Времена были очень сложные для всех, - вспоминает она. - Команда Ельцина отправила в свободное плавание службу быта одной из первых. Ателье становились совершенно самостоятельными, независимыми от государства предприятиями. Мало кто понимал в то время, что и как надо делать… А если и понимали, то боялись.

Боялась и я. Боялась больше всего непонимания коллектива, а оно было естественным: то – план, план, а тут – бери машинку и шей сам себе, только плати за расходы. И сразу все замолкали, потому что это не укладывалось в головах. Понятие частной собственности для нас не существовало.

Сейчас я понимаю, как была наивна, предполагая, что сумею организовать производство по всем швейным законам. Я вступила в фазу агонии ателье (и не только ателье – всей страны), но осознания этой ситуации еще не было.

Состояние ателье было удручающим. Денег на зарплату не было, в цехах процветала «бесквитанционка». Рабочие пытались хоть как-то себя обеспечить. Когда я видела обеды некоторых портных – лук и хлеб, у меня прибавлялись силы на то, чтобы быстрее изменить ситуацию, обеспечить хоть более-менее сносную оплату труда.

К тому времени некоторые портные начали уходить из ателье, подыскивали себе новую работу. Цеха пустели, освобождалось оборудование. Надо отметить, что ателье «Новинка» занимало практически все здание Дома быта, которое было у него на балансе. Это очень выручало ателье какое-то время. Сам собой встал вопрос о сокращении площадей и сдаче их в аренду. Хоть какие-то деньги появились для выплаты зарплаты, оплаты счетов за коммунальные услуги. Двери моего кабинета были всегда открыты настежь. На собраниях я всегда призывала к тому, чтобы оставаться сплоченными, иначе нам не выжить.

Мы продолжали сокращать производственные площади, освободившиеся сдавать в аренду. Вместе с профкомом составили списки портных и начали продавать им швейные машины по остаточной стоимости, обеспечивая им возможность самим зарабатывать.

Дальше лучше не становилось. В исполкоме встал вопрос о снятии здания Дома быта с баланса ателье «Новинка». Это был бы конец, мы уже как-то приспособились покрывать расходы ателье доходами от аренды. На заседание исполкома я шла, как идут на баррикады, с флагом и гимном. Со мной решили пойти несколько рабочих, которые меня очень поддерживали во всем. Конечно, в зал заседаний их не пустили, но их присутствие за дверью меня воодушевило на столь страстную речь, что у заседавших… вдруг не возникло ко мне ни одного вопроса. И неожиданно для меня здание осталось у ателье на балансе.

Но, как оказалось, агония только продлилась. Следующим большим мероприятием, которое я по чистой случайности организовала, было открытие в ателье участка по продаже тканей».

Первыми тканями в магазине при ателье стала продукция московской Трехгорной мануфактуры – высококачественные прекрасные ткани, которые достались одному из горожан «по бартеру»…

В соответствии с указом президента «О коммерциализации…» в Сарове в январе 1991 года исполком Горсовета принимает решение до 1 января 1992 года реорганизовать муниципальные предприятия, в том числе КШБП численностью 408 человек. Он был поделен на самостоятельные предприятия с правом юридического лица: ателье «Юнона», «Зима», «Элегант», «Новинка», «Чайка» и предприятие массового пошива «Надежда». Коллективам давалось право приватизировать предприятия, выкупать их, становиться их собственниками.

Вспоминает Вера Павловна Самсонова: «Я возглавила предприятие МУП «Элегант» в самом начале 1998 года, когда оно доживало последние дни. Долги по налоговым платежам превышали 500 тыс. рублей, убытков с прошлых лет набралось на 460 тыс. рублей. Предприятие осталось без запасов материалов, фурнитуры и, главное, без заказчиков.

Весь первый этаж здания и часть второго этажа бывшим руководством «Элеганта» были сданы в аренду сроком на 25 лет. Уже все было готово для того, чтобы полностью передать это здание ФУП «Обеспечение». После этого «Элегант» прекратил бы свое существование. В то время в Сарове развалилась целая сеть швейных производств. А предприятие МУП «Элегант» вообще было единственное в городе. Тогда коллектив решил отказаться от дальнейшей приватизации и попытаться своими силами выкарабкаться из долговой ямы, чтобы сохранить рабочие места.

…Работы не было. Свет постоянно отключали за долги. Рабочие выходили на работу два раза в неделю. Даже мизерную зарплату не могли выплатить. Все, кто мог найти другую работу, увольнялись.

Чтобы сохранить оставшийся коллектив (в первую очередь профессиональных рабочих), пришлось действовать очень жестко. Решено было произвести сокращение лишних работников из служащих… После сокращения осталось 40 человек…

Постоянно была в поисках заказов в городе и за его пределами. Наладила контакт с Энергоуправлением ВНИИЭФ. При поступлении заказов начали выпускать продукцию мелкими партиями, так как не было денег на закупку крупной партии тканей.

Постепенно стали поступать заказы от других предприятий города: ЖЭКов, гостиниц, общежитий. Наладилась связь с Мухтоловской швейной фабрикой. Главное – в работе делали ставку на качество выпускаемой продукции и держали цены на нее ниже, чем на крупных швейных фабриках. Поэтому и спрос на нашу продукцию увеличивался.

Постепенно финансовое состояние предприятия улучшалось. Появилась возможность иметь запас качественной ткани и фурнитуры, готовой спецодежды, разнообразить ассортимент продукции… Покупатели теперь не ждали, когда мы изготовим продукцию, а приходили и выбирали уже готовую.

От реализации первой партии спецодежды нам удалось закрыть все долги за коммунальные услуги. Стали своевременно выдавать зарплату работающим. Так постепенно выходили из болота долгов.

Уже за первый год работы предприятие вышло с прибылью в 50 тысяч рублей… К концу 2007 года чистая прибыль составила 1,5 млн рублей, запас тканей на складе – более чем на 500 тысяч рублей, готовой продукции – на 300 тысяч рублей.

Однако 31 октября 2007 года мне пришлось уволиться по настоянию главы администрации. Меня поставили перед выбором: уволиться по соглашению сторон или найдут, за что уволить. Я уволилась по соглашению сторон.

Городские власти опять сочли наше предприятие не нужным для города. Директором был назначен «свой человек» - видимо, готовились ликвидировать наше предприятие. Через два года оно перестало существовать».

Mon, 10/26/2020 - 23:39