Фото:
Три медали «За отвагу». Памяти участника войны Афанасия Леонтьевича Кузнеченкова

10 мая 1936 года по пыльной дороге мордовского села Новодевичье едет вихрастый подросток-велосипедист. У большой пятистенной избы останавливается и звонким голосом спрашивает у бородатого мужика, складывающего дрова во дворе:

- Дядь Леонтий, Афоня дома?

- Нет, на работе в колхозе, а зачем он тебе?

- Вот повестка ему. В армию призывают. Распишись за него.

У отца Леонтия Андреевича дрожат руки, в глазах танцуют буквы.

- Да ты не расстраивайся, - говорить почтальон, - я повестки привез еще двадцати парням.

На крыльцо вышли мать и жена Афанасия. Обе запричитали. Вытирая слезы рукавом, жена спросила:

- А как же я?

- Как все бабы-солдатки, - ответил отец.

Во дворе Краснослободского военкомата толпятся призывники. В тот же день призывников отправили в Ковылкино. Их погрузили в вагоны и повезли на восток. Через месяц приехали на Дальний Восток в поселок Новенький, где дислоцировался 101-й Самарский стрелковый полк. После учебного курса Афанасий был направлен в роту разведки.

Территория Дальнего Востока только-только начинала обустраиваться. Формировалась Дальневосточная армия, училась воевать, строились казармы, жилые городки для семей молодого состава, дзоты, полигоны, ангары, танкодромы и аэродромы. Успешно пресекались вылазки японских самураев.

В одну из таких провокаций полк подняли по боевой тревоге. Разведрота шла впереди полка. Японский отряд, перешедший нашу границу, вел бой с пограничниками. После недолгой схватки японцы бежали на свою сторону, оставив убитых. Афанасий Кузнеченков с тремя красноармейцами из засады пленили отставшего японского солдата.

Прошло немного времени, и вновь раздались выстрелы и лай собак.

- Пограничники ищут нас, - сказал Кузнеченков, поднял винтовку и два раза выстрелил вверх. Затрещали сучья. Запыхавшись от бега, сержант-пограничник спросил:

- А это кто с вами?

- Пленный, - ответил красноармеец Щетинин.

- Разрешите доложить, - спросил Кузнеченков.

- Не надо, вижу, что пленный. Пошли на заставу.

На заставе их ожидал лейтенант Сорокин – особист НКВД.

- За пленного спасибо. Он очень нам нужен, - похвалил он.

Пленный оказался ценным источником информации. Через месяц командующий особой Дальневосточной армией объявил красноармейцам Кузнеченкову, Щетинину и Волошину благодарность…

Через два года, 20 декабря 1938 года, Афанасий Кузнеченков демобилизировался, а через две недели прибыл в родное село Новодевичье, где вскоре вышел на работу в колхоз. Но уже осенью 1939 года Кузнеченков с женой переезжают жить поселок Саров. Здесь он устраивается в отдел охраны 1-го завода.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Красная Армия, понеся тяжелые потери, в первые месяцы войны остро нуждалась в солдатах. В апреле 1942 года с Афанасия, как и с других работников, не занятых на основном производстве, сняли «бронь» и снова призвали в армию. Пешим порядком призывников из Сарова направили в Темниковский военкомат. Со станции Барашево их отправили в Москву, где формировали полки и шла перегруппировка войск. Из Москвы полк направили в Мичуринск, где велось обучение военному делу.

Учения закончились и 569-й полк направили на Воронежский фронт в состав 16-й гвардейской дивизии. Через несколько дней полк остановился в селе Подгорное - отсюда велась подготовка к наступлению на Курск. Разведчик Кузнеченков доложил комбату полка, что по берегу движется немецкий обоз. Командир батальона, невысокий человек в помятой форме и усталым лицом, хрипловатым баритоном сказал:

- Жаль, патронов нет.

Кузнеченков азартно ответил:

- Товарищ капитан, у меня есть патроны и три противотанковых ружья. Мы ударим по обозу с тыла, а пехота - с флангов. Возьмем обозников на испуг!

Комбат на секунду задумался, а затем приказал:

- Действуйте!

Пехота поддержала их громким «ур-а-а». В этой схватке в плен было взято 50 обозников с шестидесятью подводами. За инициативу и смелость, проявленные в этом бою, Афанасия Кузнеченкова наградили первой медалью «За отвагу»…

Когда наши войска взяли Курск, дивизию, в которой служил Афанасий Кузнеченков, повернули на юг, в город Волчанск. В боях за Волчанск Афанасий был ранен в руку. Санитары привезли его в госпиталь, который располагался в школе. Раненые лежали на полу, на соломе. Вши облепили раненых.

- Мне повезло, - вспоминает Кузнеченков. - Одна женщина взяла меня на квартиру. Она меня обмыла, накормила, одела в новое белье. Я получал сухпаек и делился с ее семьей. Вдобавок, она жарила вкуснейшие котлеты из конины… Потом нас отправили в Арзамас на долечивание. Подлечившись, снова на фронт, но уже на западный. С весны 1944 года 3-м Белорусским фронтом командовал генерал Иван Данилович Черняховский.

После госпиталя Афанасий Кузнеченков прибыл в свой 569-й полк, в 16-ю гвардейскую дивизию. Его зачислили в минометную роту. Армия готовилась к наступлению…

Позже Кузнеченков со своей ротой оказались в Замосточье, перерезали железную дорогу Орша-Витебск. Оршу освободили 27 июля 1944 года, затем немцев окружили под Витебском. Наши войска форсировали реку Березину и летом 1944 года овладели Минском. Минометный расчет старшины Кузнеченкова вместе с наступающей армией нанесли главный удар в общем направлении Молодечено-Вильнос. В августе 1944 года были заняты Вильнос и Лида, а советские войска вышли на реку Неман. Переход через Неман, взятие Каунаса… Еще один рывок - и впереди уже Восточная Пруссия. Острые шпили кирх, красные черепица крыш и зелень деревьев…

Дивизия, в которой воевал Афанасий Кузнеченков, окружила город Тильзит. 20 января 1945 года, в результате стремительного ночного штурма Красная Армия взяла Тильзит, третий по размерам и значимости город Восточной Пруссии. А 22 января наши войска ворвались в горящий Инстербург. За взятие этого города Кузнеченков был награжден второй медалью «За отвагу».

Немцы с отчаянием обреченных обороняли Кенигсберг. 10 апреля 1945 года под натиском наших войск противник капитулировал. За проявленную храбрость при взятии Кенигсберга старшина Афанасий Кузнеченков был награжден третей медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды и медалью за «За взятие Кенигсберга».

9 мая 1945 года пришла долгожданная Победа. Пора была возвращаться домой.

В военном билете А.Л. Кузнеченкова записано: «Уволен в запас 14 ноября 1945 года».

После войны он вернулся в поселок Саров. Здесь Афанасий Леонтьевич устроился работать инструктором ВОХРа. Затем занимал должность помощника командира взвода, потом - командиром взвода. Довелось ему работать и кочегаром, и кладовщиком, и диспетчером. Несколько раз его имя заносилось на заводскую доску почета. А.Л. Кузнеченков имел благодарности от правительства СССР, был отличником гражданской обороны…

Боевые и трудовые награды Афанасия Леонтьевича Кузнеченкова впечатляют: три медали «За отвагу», медаль «За взятие Кенигсберга», орден Красной Звезды, медаль «За Победу над Германией», орден Отечественной войны I-й степени, множество юбилейных медалей, медаль Жукова, «За доблестный труд в ознакомлении 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медаль «Ветеран труда»…

К сожалению, Афанасия Леонтьевича давно нет с нами. Но его боевые и трудовые подвиги останутся в нашей памяти навсегда.

Автор очерка - Н.Т.Пигарев

вт, 05/09/2023 - 15:11