Наш корреспондент побывал в Сортавале – северном городе с богатой историей

Обычно я к путешествиям готовлюсь заранее: составляю маршрут, продумываю экскурсии, покупаю билеты, заказываю жилье. Однако этим летом все неожиданно пошло не по плану, и мы оказались в незапланированной поездке по Карелии и Выборгу. Итак, с чего началось наше путешествие в «страну тысячи озер»…

 

Постой, паровоз, не стучите, колеса…

Нет, конечно, колеса в составе, неуклонно приближавшему нас к старинному городу Сортавала, стучали, но сам поезд оказался довольно милым местечком. Признаюсь, поездом не путешествовала уже лет девять - предпочитаю самолет или машину. Но раз уж так сложилось и все равно все пошло не по плану, почему бы не прокатиться по железной дороге, решили мы с сыном. С первым из трех составов, на которых пришлось перемещаться, нам повезло. Мягкие спинки полок, матрас надежно лежит и не скатывается, верхние полки - с лесенкой и небольшой перегородкой, что исключает неожиданные «полеты» вниз. Каждая полка снабжена шторкой: закрылся - и «пусть весь мир подождет», ты никому не мешаешь и тебе тоже. Между верхними полками - полочка с углублениями для бутылочек или стаканов, сюда же можно положить книгу или телефон. У каждого пассажирского сидения есть небольшая подсветка и порт для зарядки телефонов. Ночные светильники находятся внизу, что тоже очень удобно. Кондиционер и биотуалет прилагаются, как и кулер с водой и одноразовыми стаканчиками. У проводников красивая форма - серая в клеточку с красной отделкой, у мужчин – фуражки. Вагон снабжен покатой платформой на выходе, чтобы удобно было покидать вагон. Не знаю, нам ли попался такой вежливый проводник, или они все такие, но руку при выходе подал. Это из плюсов. Из минусов – полки стали более узкими, как туалеты и места для сбора мусора – вероятно, за счет всех новшеств.

Второй вагон, в котором мы перемещались из Сортавалы в Выборг, был сидячим - собственно, другого для пути в 2 часа 45 минут и не требуется. Кондиционер, биотуалет, мягкие сидения, внизу - розетки для зарядки, кулер. Проводники с тележками предлагали чай, кофе и сэндвичи. Вагоны между собой соединялись резиновой «гармошкой», как в московском метро, в каждом был небольшой контейнер для мусора. Раз в час проводник подвозил тележку и выгружал в нее содержимое контейнеров, на ходу сортируя пластик, бумагу и пищевые отходы. Кстати, рядом, с контейнерами находились специальные пакетики для пластиковых бутылок.

А вот поезд Выборг-Москва заставил нас забыть про блага цивилизации. Никаких тебе лесенок, шторок, из удобств – биотуалет, кондиционер и одна розетка для зарядки на шесть мест… Ну, и кулер «по старинке» предлагал только кипяток…

-

 

Рассекающий Сердоболь

Сортавала - город, хоть и небольшой, не весьма интересный. Историю свою он ведет с XV века, до 1918 года именовался Сердоболем. Вообще, ученые так и не пришли к общему знаменателю по поводу происхождения названия города. Например, академик Яков Грот считает, что оно произошло от финского причастия «рассекающий» - не зря же залив Ладожского озера Вакколахти разделяет Сортавалу на две части. Еще одна версия рассказывает о том, что сюда с Валаама была выгнана нечистая сила, поскольку название можно перевести, как «власть черта». Есть и другие мнения насчет значения слова, но все сходятся в одном – у него карельская этимология.

Хотя город вошел в состав Российской империи в XVIII веке и находился там до 1918 года, основное население Сортавалы составляли финны. Кстати, в состав СССР он был включен только в 1940 году, а с августа 1941-го по сентябрь 1944-го Финляндия вернула себе контроль над городом.

История, наполненная такими интересными переходами, не могла не сказаться на внешнем облике Сортавалы. О финском прошлом города напоминают многочисленные домики, многие из которых были построены в начале XX века. В них, между прочим, до сих пор живут люди. Как нам сказал хозяин одной из квартир, которую мы рассматривали для съема: «Вы не пугайтесь внешнего вида, внутри у нас хорошо».

Но честно скажем - испугались и в итоге сняли квартиру в обычной советской пятиэтажке.

Часть каменных зданий Сортавалы напомнили любимый Питер - например, здание ратуши. А часть – Калининград - бывшее здание Издательства духовной литературы или бывшее здание Объединенного банка северных стран, где сейчас располагается почта. Надо отметить, что постройки в городе сохранились довольно хорошо, даже деревянные, которым уже больше века - такие, например, как бывшая пожарная часть. Неожиданно было увидеть на обычном доме небольшой купол с крестом. Оказалось, это наследие прошлого века: в этом здании раньше располагалось Управление православной церкви Финляндии, а сейчас это просто жилой дом с магазинами.

Нас поразило, что в маленькой Сортавале - а жителей здесь в пять раз меньше, чем в Сарове, - 13 «заброшек»! Особенно поразило большое здание бывшей «Больницы диаконис», построенное в 1907 в стиле финского романтизма (Сортавальскую организацию сестер милосердия (диаконис) основала в 1894 г. учительница финского языка Дженни Ингман. К 1908 г. организация вошла в состав Миссионерского общества Финской лютеранской церкви, - авт.).

Сейчас здесь фактически руины. Здание привлекло наше внимание огромными печными трубами, которые смотрелись весьма драматично на фоне зелени и голубого неба.

Здание бывшего детского санатория «Ладога» тоже оказалось огромным и интересным по архитектуре. Санаторий был построен примерно в 1830 году и изначально был приютом для душевнобольных детей. А в 1940 году это уже был туберкулезный санаторий. Сейчас заброшенное здание отпугивает своим видом.

На наш вопрос, почему столько «заброшек» в городе, один житель ответил просто: «Денег не было ремонтировать».

-

Вообще, Сортавала – это смешение времен и народов. «Финские» домики мирно уживаются с советскими «панельками», мощенные брусчаткой мостовые - с асфальтовыми дорогами или полным бездорожьем. А вот бордюры везде из гранита, и гранитная крошка повсеместно: и на дорожках, и в асфальте. Вокзал сделан под старину: деревянным, с деревянными скамейками и атрибутикой железных дорог начала прошлого века. Рядом с ним стоит поезд Деда Мороза, превращенный до зимы в музей. В нем располагается коллекция открыток и писем детей со всей страны доброму зимнему волшебнику. А еще здесь можно прокатиться на «Рускеальском экспрессе» - ретро-поезде на паровой тяге. Паровоз впечатлил огромными колесами, грузовым вагоном с углем и клубами черного дыма, рвущегося из трубы.

В Сортавале море цветов: на клумбах во дворах, на окнах домов и кафе, в палисадниках, на улицах. Они радуют глаз и благоухают. Сортавала вообще богата зеленью. Один парк Ваккосалми чего стоит. По сути, это облагороженный дорожками, фонарями и лесенками участок леса. Поразило Певчее поле - площадка, где проходят концерты под открытым небом. Уникальность места заключается в естественной природной акустике. Любопытно было наблюдать, как группа подростков проверяла этот эффект, установив небольшую переносную колонку на сцене. Юноша, отбежав на приличное расстояние, почти не повышая голоса констатировал, что музыку слышно, «как будто стоишь рядом». Я с ним была абсолютно согласна - не зря это место по акустическим данным считается одним из лучших в Европе.

С горы Кухавуори открываются потрясающие виды на Ладожское озеро и город. Для этого только стоит подняться по 183 ступеням бетонной лестницы, построенной в 1927 году…

Впрочем, Сортавала привлекает туристов не только своей природой, но и музеями, два из которых произвели на нас наибольшее впечатление.

-

 

Просветительская миссия «Бастиона»

Исторический парк «Бастiонъ» прекрасно справляется со своей миссией популяризации истории России. Это очень приятное место и для реконструкторов, и для обычных посетителей. Находится «Бастiонъ» неподалеку от центра города - впрочем, в Сортавале до всего вполне легко можно добраться пешком. Это парк так называемой «живой» истории, где многие экспонаты можно потрогать, примерить.

Все мероприятия здесь очень грамотно разнесены по времени: каждые полчаса происходит какой-нибудь «движ» - мастер-класс по кузнечному или гончарному делу, дегустация с рассказом об истории «медовухи», лекция о русско-финских войнах, обучение стрельбе из лука и арбалета.

По территории парка ходить приятно – она вся зеленая, везде указатели. Особенно понравились две локации – выставка деревянных фигур и музей «Крепость черного медведя», посвященный жизни и быту викингов. С интересом осмотрели дом, где жила дружина - обратила внимание на низкую притолоку. Местный «викинг» объяснил, что такая высота решала две проблемы: поклонение божествам дома и сохранение теплого воздуха внутри. Интересно, что снаружи дома крыша «украшена» дерном, в котором прекрасно себя чувствуют травы и цветы - можно сказать, что здесь расположился мини-луг. Конечно, оружие, которое было представлено на экспозиции - не стародавнее, но полная его реконструкция, как и кольчуги разного плетения. Интересно, что викинги пользовались практически такими же плетеными туесами и коробами, как и народ наших северных краев, хотя были у них и колчаны из бересты, и «рюкзаки» из коры.

В женской части крепости удивилась разнообразию природных красителей, использовавшихся для тканей и пряжи. Люди создавали разные оттенки благодаря числу окрашиваний. Например, один и тот же «индиго» мог дать разброс от нежно-голубого до насыщенного синего, в зависимости от того, сколько раз в краску окунешь нить – один или четыре. Краситель крушина + индиго давали интересный оттенок зеленого, прелая крушина + алюмокалиевые квасцы – цвет загорелой кожи, а исландский мох красил ткань в охристый. Вилочки для плетения шнуров напомнили современные приспособления для изготовления браслетов из резиночек, которые были в моде у детей несколько лет назад. Кстати, тогда женщины умели делать нить не только из льна, шерсти или конопли, но и из крапивы.

Поразили огромные меха в кузнице, в которой, к тому же, мы испытали все прелести дымящей печи. По мнению «викингов», именно такой конструкции печи были в ходу у их «предков», а реконструкцию сделали по кое-где сохранившимся отдельным частям и описаниям.

Надо отметить, что все гиды - они же мастера, они же реконструкторы - оказались очень грамотными и влюбленными в свой предмет людьми. Слушать их было интересно и познавательно. Да и чисто внешне они были похожи на викингов – белокурые, с волнистыми бородами и голубыми глазами - правда, не все богатырского телосложения.

-

Кроме крепости в «Бастiоне» есть музей советско-финских конфликтов «Четыре фронта» и эко-площадка «Каменный век» с огромными валунами и петроглифами, воссозданными по рисункам со всей Фенноскандии – территории от современной Дании до России. При набивке карельских петроглифов использовались аутентичные методы нанесения, в том числе камни разных пород.

Первыми нас в парке встретили огромные деревянные скульптуры выставки «Тайная жизнь насекомых». Эти работы были выполнены командой «АэроСани» - чемпионов России по парковой скульптуре, обладателей Кубка Сандрингема в Великобритании, победителей международных фестивалей по художественной резьбе. Посмешили «Гонки на улитках» и комар с ножом и вилкой, впечатлили резные бабочки, умилила блоха с острым носом и огромными глазами. Впрочем, все обитатели выставки достойны внимания.

В парке есть приятное кафе, где можно полакомиться фирменными калитками (традиционное блюдо карельской и северорусской кухни - небольшие открытые пирожки из ржаного пресного теста с разными начинками, - авт.) и «рыбой на бревне» - удивительно вкусной копченой форелью. В общем, три-четыре часа в «Бастiоне» пролетят – не заметишь.

-

 

Резное чудо Кронида Гоголева

Еще один небольшой, но потрясающий выставочный проект Марии Гоголевой - «Хронос» Благотворительного фонда имени Кронида Гоголева. Располагается он в здании, где творил удивительный мастер, советский и российский художник-живописец, Народный художник Российской Федерации Кронид Александрович Гоголев.

Здание это было отдано ему в безвозмездное пользование городской администрацией в 1986 году. Можно часами ходить вокруг этих работ, но так и не понять, каким волшебным образом смог мастер из цельного куска дерева вырезать многоплановые, многофигурные композиции необыкновенной красоты.

Художник родился в семье священника, в 16 лет ушел на фронт, прошел всю Великую Отечественную, а после окончания Ленинградского художественно-графического педучилища приехал в Карелию. Как признавался художник в одном из интервью, «…Я понял, что истинные художники, такие как Серов, уже полубоги, они недостижимы. Деревом я занялся потому, что понял - все, чем я раньше занимался – большего мне не достичь, это мой потолок. И переломной ступенькой стало то, что я решил свои рисунки сделать в каком-то материале. И когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрел смысл».

На выставке есть его графические работы, но истинных высот мастерства Кронид Гоголев достиг в рельефной резьбе. Его работы словно светятся изнутри. Смотришь, и кажется, что слышно, как разговаривают люди за столом, шелестят деревья. Настолько эти картины живые, «дышащие», а дерево в них переливается всеми оттенками от золотисто-охристого до цвета жженой пробки, что «отрываться» от них приходится с большим трудом. На выставке представлены и натюрморты в дереве, и иконы, и жанровые сценки, и пейзажи, и сказочные существа. Особое место занимают настенные часы и объемные фигуры персонажей карельского эпоса.

Не удивительно, что Кронид Гоголев получил звание сначала заслуженного художника РСФСР и Карельской АССР, а затем Народного художника Российской Федерации, стал Лауреатом Государственной премии России, почетным гражданином Республики Карелия, был награжден орденом Дружбы, орденами Святого благоверного князя Даниила Московского 2-й и 3-й степени, орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. Его работами восхищались зрители Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Костромы, различных городов Германии и Финляндии…

пн, 08/21/2023 - 01:32