Фото:
Актриса огромного диапазона. К юбилею Эммы Ивановны Арсеньевой

Есть в каждом городе люди, без которых невозможно представить его историю - его гордость, его «золотой фонд». Их имена вызывают отклик в сердцах большинства горожан. Эмма Ивановна Арсеньева, отдавшая нашему театру более полувека, – из таких. Из титанов. Настоящих. Актриса огромного диапазона, ей одинаково удавались образы комедийной Аэлиты из «Приятной женщины с цветком…» и трагичной Вассы, аристократичной герцогини в «Голом короле» и портовой проститутки в «Звездах на утреннем небе», романтичной Маргариты Лухан из «Дикаря» и гротесковой Коробочки, преданной и заботливой мадам Розы из «Жизни впереди» и эгоистичной и эксцентричной Эдды, героини «Бабочки, бабочки…». Да разве можно перечислить все созданные ею образы? Только в нашем театре она сыграла более чем в 90 спектаклях!

Но работа на сцене – только одна из граней ее яркой личности. Не мене важным оказался ее талант педагога.

 

Долго пряталась при звуках гудка

В июне Эмма Ивановна отметила 85-летний юбилей. Жизнь актрисы с красивым, редко встречающимся именем складывалась непросто, поскольку детство – самая светлая и радостная пора жизни - было омрачено страшной войной. Родилась она в Омске, а перед самой войной семья оказалась в Выборге. Эмма Ивановна хорошо помнит страшные бомбежки, которым предшествовал душераздирающий вой сирены. Заслышав его, дети в садике бежали прятаться… в крапиву! Малышам казалось, что в такой ужасно злой траве никакая беда их не настигнет – не захочет же эта беда обжечься? Даже через несколько лет после окончания войны девочка будет прятаться, заслышав заводской гудок...

Маме с маленькой дочкой удалось эвакуироваться до прихода финских войск. Поезд шел очень долго, через всю страну, и привез семью под Томск. Началось голодное время, маленькая Эмма вместе с другими детьми лазила в зарослях травы, ища съедобную кислицу. Она хорошо запомнила, как сгорел соседский дом, и дети ходили просить милостыню. «Моя мама всегда подавала и плакала, так ей было их жалко. Она и меня приучила жалеть людей», - вспоминает Эмма Ивановна. Спасало то, что мама, фельдшер по специальности, устроилась на две работы, а еще умела прекрасно шить, поэтому проблем с одеждой для дочери не было. Маленькая Эмма, целыми днями предоставленная себе, много слушала радио, особенно любила радиоспектакли и концерты.

-
Эмма Арсеньева с мамой

 

Начало большого пути

В 45-м семья переехала в Новосибирск. В начальной школе учительница Валентина Петровна часто приносила ребятам журналы, и однажды Эмма увидела обложку с клоунами… Так они ей понравились, что немедленно были сшиты мамой подружки костюмы, и девочка поставила сценку – первую в своей творческой жизни! Класс хохотал до упада вместе с артистами. В средней школе классный руководитель, учитель химии Евдокия Николаевна помогала ребятам ставить спектакли, режиссером которых неизменно выступала наша героиня. Один она запомнила особенно хорошо – пушкинскую «Русалочку». В 10-м классе актер из Новосибирского ТЮЗа Илья Ильич Сапегин, ставя «комсомольские» спектакли, обратил внимание на школьницу, которая проявляла недюжинные актерские и режиссерские способности, и посоветовал ей присмотреться к артистической стезе. На что девочка ответила категорическим отказом: «Не поступлю!» и после школы подала документы в педагогический институт. Да! Вначале скромная, худенькая, большеглазая девушка пошла учиться на филфак. К счастью, на втором курсе ей встретился Лев Дмитриевич Михайлов, главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета, который разглядел в скромной студентке будущую театральную величину. Он вел в институте драмкружок, в котором Эмма играла в «Чертовой мельнице». Лев Дмитриевич предложил ей поступить в новый набор студии при «Красном факеле», который проводила Вера Павловна Редлих, подруга Марины Ивановны Цветаевой.

«Я в то время была ужасной трусихой, - признается актриса, - долго отказывалась, говорила, что меня не возьмут, но потом рискнула. Когда пришла на прослушивание, на ступеньках «Красного факела» увидела седую, с короткой стрижкой женщину, встала с ней рядом. Та спросила: «Боишься?» Я кивнула, и она так тепло со мной поговорила, что я немного успокоилась. Когда вошла в зал, где сидела комиссия, то в центре увидела… ту самую женщину. И так мне стало легко! Я начала читать Бернса, Островского, танцевать. Все прошло хорошо, но я все равно не была уверена, что меня возьмут. Для очистки совести посмотрела списки поступивших и нашла в них свою фамилию!».

Мама во всем поддержала дочь и сказала: «Делай, как тебе будет лучше».

-

 

МХАТовские учителя

Эмме Ивановне несказанно повезло с мастерами - по ее словам, это был просто подарок судьбы. Вера Павловна, дружившая не только с великой русской поэтессой Мариной Цветаевой, но и с не менее известным режиссером, актрисой и театральным педагогом Марией Осиповной Кнебель, в 1918 году окончила 2-ю студию Московского Художественного театра и служила в нем актрисой. Оказавшись в Новосибирске, чтобы быть ближе к репрессированному брату, она стала художественным руководителем Новосибирского тетра драмы «Красный факел» и руководителем студии при нем. Ее супруг Сергей Сергеевич Бирюков, также учивший студийцев, - народный артист РСФСР, происходил из дворянской семьи, дружившей со Львом Толстым. «Он у великого писателя на ножке катался в четыре года, а тот ему говорил: «По кочкам, по кочкам…», - рассказывает наша героиня. Вот у таких легендарных личностей довелось учиться Эмме Иванове. Стоит ли после этого удивляться уровню профессионализма актрисы Арсеньевой, ее удивительной преданности театру и его этике, благоговейному отношению к сцене?

Эмма Арсеньева: «Вера Павловна всегда так радовалась, когда у кого-то что-то хорошо получалось. Она заразительно смеялась, и мы были такими счастливыми! Мы бежали в студию утром и не хотели уходить вечером. Мы были очень дружной когортой, помогали друг другу».

На курсе занимались 14 человек, которых готовили на «молодые» роли в Новосибирский театр. Студийцы ходили на все спектакли и сами участвовали в постановках - вначале в массовых сценах, потом – в эпизодах. Наша героиня, к примеру, уже на первом курсе сыграла Зосю в «Двенадцати стульях». Учеба длилась три года, на ребят регулярно приезжали смотреть москвичи, и Арсеньеву в учебном спектакле видела легендарная Кнебель! На выпускном спектакле «Свои люди - сочтемся» педагог по речи не узнала Эмму Ивановну в роли Ларисы, настолько студентка перевоплотилась. Наша героиня всю жизнь помнит своих мастеров, и все свои роли она всегда пропускала через призму «Что бы они сказали?»

-

 

Жизнь на сцене

Попасть в «Красный факел» Арсеньевым (а к тому времени Эмма вышла замуж за однокурсника Виктора Арсеньева) не удалось: директором театра назначили сотрудника «органов», с которым Вера Павловна, естественно, сработаться не могла и была вынуждена уйти. Молодую талантливую чету пригласил Новосибирский ТЮЗ, и за два года Эмма успела прекрасно сыграть в нескольких постановках. Но актерам хотелось играть в драматическом. По счастливому стечению обстоятельств в это время на гастроли в Новосибирск приехал театр из закрытого города Красноярска-26. Арсеньевых увидели в спектаклях ТЮЗа и пригласили на работу. Семья тут же решилась поменять не только театр, но и город. В 60-е Новосибирск не был тем процветающим центром Сибири, каким является сейчас. Тогда люди в нем просто голодали. Эмма Ивановна вспоминает, как, будучи беременной старшим сыном, выстаивала огромные очереди в кулинарию, чтобы купить жареной рыбы. Как, работая на телевидении, покупала и приносила коллегам продукты, которые телевизионщикам было легче доставать. К тому же семье приходилось еще и квартиру снимать. Во время приезда Н.С.Хрущева новосибирские рабочие устроили на площади перед оперным театром настоящий «голодный» митинг!

Зато в закрытом Красноярске их ждал, что называется, культурный шок: полные прилавки с несколькими сортами мяса, сыра, рыбы – глаза разбегались от такого изобилия. Но, конечно, не хлебом единым жив человек, тем паче творческий. В Красноярске Эмма Ивановна оказалась весьма востребованной и была плотно задействована в репертуаре. Однако когда директор театра поехал работать в Кемерово, позвал молодых артистов с собой. И они откликнулись. В Кемерово было много интересных, взрослых ролей - например, Наташа в спектакле «Еще раз про любовь». Но затем директор театра переехал в Пензу - и Арсеньевы вместе с друзьями - семьей известного актера Михаила Светина, впоследствии народного артиста РФ, - вновь последовали за ним.

Эмма Арсеньева: «Я была легкой на подъем - мне ничего не стоило собраться и переехать в другой город. Я знала, что смогу легко сработаться в любом театре, потому что мне нравилось то, чем я занимаюсь. Я получала от этого радость, любила репетиции, любила зрителей, наслаждалась сценой».

И любовь эта была взаимной!

-

 

Но и в Пензе молодые актеры задержалась ненадолго: в 1970-м, опять же вместе с директором, чета Арсеньевых оказалась в Сарове (тогда - Арзамасе-16), и больше полувека Эмма Ивановна радовала своим талантом горожан.

Эмма Арсеньева: «На наших спектаклях часто бывали Юлий Борисович Харитон с супругой Марией Николаевной, Вениамин Аронович Цукерман с женой Зинаидой Матвеевной Азарх. Обычно они сидели на восьмом ряду, а после спектакля звонили нам и благодарили! Сейчас трудно представить, чтобы ученые такого уровня звонили какой-то артистке с благодарностью, а тогда это было нормой!»

По признанию актрисы, самой сложной для нее оказалась роль старухи Анны в спектакле «Последний срок» по В.Распутину.

Эмма Арсеньева: «Когда работала над образом, начинала думать, как этот герой. Тогда у тебя глаза живые. По пьесе моей Анне 80, а мне в то время – 40, потому было сложно «влезть в ее шкуру». Я размышляла, о чем она думает, как просыпается, как относится к смерти».

После этой постановки Эмма Ивановна получила звание заслуженной артистки РФ.

Игре актрисы рукоплескали зрители многих городов тогдашнего СССР, ведь наш театр объездил с гастролями всю страну, от Сыктывкара до Севастополя, от Костромы до Даугавпилса. Эмма Ивановна – лауреат премии им. Собольщикова-Самарина, неоднократный лауреат фестиваля «Творческая удача сезона». После спектакля «Бабочки, бабочки…» (за роль Эдды в этой постановке она получила диплом «Лучшая женская роль») жюри с удивлением спросило режиссера постановки Андрея Боровикова: «Арсеньева – актриса столичного уровня, что она делает в Сарове?» Кстати, Андрей, ныне актер и режиссер Театра Романа Виктюка, сохранил к Эмме Ивановне самые теплые чувства. «В 1996 году после окончания Нижегородского театрального училища я стал актером Саровского драматического театра. Именно Э.И.Арсеньева сразу оценила мои способности и склонность к режиссуре. И как мудрый наставник взяла меня под свое крыло, - вспоминает он. - Пригласила преподавать на своем курсе в Школе искусств, рекомендовала меня режиссерам, и я сыграл много прекрасных ролей. Поддерживала мои режиссерские работы и согласилась сыграть главную роль в моем спектакле «Бабочки, бабочки…». Этот спектакль стал моей дипломной работой в Театральном институте им. Б.Щукина при Академическом театре им. Е.Вахтангова. Свой опыт, любовь к театру, отношение к профессии Эмма Ивановна передавала многим молодым артистам и режиссерам. Я рад, что и меня судьба свела с большой актрисой, мудрым педагогом, яркой личностью! Я благодарен Эмме Ивановне за мощный творческий заряд на моем старте».

У нашей героини была возможность уехать в Таллинн или Волгоград, да и в Москву перебраться. Но она выбрала Саров и стала одним из его культурных символов.

Эмма Арсеньева: «Я не жалею, что осталась здесь. Мне город с самого первого дня понравился - маленький, теплый, уютный. Я была здесь счастлива и ни о чем в своей жизни не жалею».

Надо заметить, что и режиссеры были счастливы работать с такой удивительной актрисой. «Великолепная Эмма Ивановна! И Ваше согласие на работу, и Ваша замечательная игра позволили совершиться чуду: и режиссер осуществил свою мечту! Такое не забывается никогда! Ваш преданный поклонник режиссер В.Салюк» - было написано в программке спектакля «Прогулка в Лю-Блё», где Эмма Ивановна сыграла роль Руты.

-

 

Дом ученых

Книги Эмма Ивановна любила с детства: в три года мама читала ей Пушкина, позднее девочка сама перечитала почти всю классику, а многие произведения «солнца русской поэзии» - в частности, «Евгения Онегина», - она знала наизусть. Любовь к слову привела нашу героиню к созданию литературных программ. Началось все с Гарсиа Лорки. «Мне не только его стихи тогда нравились - мне так до слез было жалко его самого, что я не удержалась и сделала вечер в Доме ученых, - вспоминает актриса. - Мне вообще всегда было важно, чтобы герои вызывали личные эмоции, тогда было легче работать». Потом была программа по Цветаевой, и потрясающий спектакль об Эдит Пиаф. На сцене маленькая женщина в черном проживала жизнь певицы с таким трагическим надломом, так произносила знаменитую фразу «Пиаф, значит, воробушек», что в зале плакали, а Дом ученых брали «штурмом» - попасть туда хотел весь город. На первом ряду на таких вечерах обычно сидел Борис Глебович Музруков.

Кстати, литературные спектакли по стихам Анны Ахматовой и Булата Окуджавы, созданные Эммой Ивановной на «малой» сцене театра, тоже всегда были востребованы и любимы публикой.

 

Путевки в жизнь

Эмма Ивановна – удивительно активный человек. При ее огромной занятости в спектаклях она умудрялась посвящать много времени работе нашего отделения Союза театральных деятелей. Да, собственно, с нее история отделения в городе и началась. А еще именно она была «зачинщиком» Дня театра, когда специально для этого праздника готовился эксклюзивный концерт-спектакль, доходы от которого шли ветеранам саровской сцены. Она не только придумала этот проект и почти 20 лет в нем участвовала, но и вдохновила творческую часть театра и технические цеха к нему присоединиться. Эффектное было зрелище, когда на одном из концертов на сцену въехала «тройка» - В.Арсеньев (режиссер), В.Ширин (главный художник), Г.Точиловский (зав. постановочной частью), «запряженная» в повозку с «комедиантами» - актерами труппы.

Но бьющей через край энергии талантливого человека было мало и работы, и капустников, и даже депутатства горсовета. А потому, когда в городе открылась школа искусств (в то время училище искусств – ПТУИ) и его создатель Татьяна Ивановна Левкина пригласила Арсеньевых преподавать, они согласились, не раздумывая. Как результат - три выпуска, из которых десять человек напрямую связали свою жизнь с театром и кино, а сколько еще тех, кто, благодаря этим педагогам всю жизнь не расстается с творчеством? «Самое большое дело моей жизни – это ребята, с которыми я занималась, и у меня получилось увидеть в них искру таланта», - признается актриса.

Александр Суворов – артист театра и кино, исполнитель главной роли в сериале «Кармелита», Андрей Першин, больше известный всем как Жора Крыжовников – сценарист, продюсер, актер и, конечно, режиссер, таких нашумевших картин, как «Лед-2», «Горько» и «Горько–2», сериала «Кухня» и других, Екатерина Клочкова, актриса театра им. Пушкина, Анастасия Кормилицына, актриса театра А.Калягина «Et Сetera», Елена Аросьева (Кутырева), снявшаяся в 53 картинах, Глеб Исаков, актер театра Виктюка, Сергей Колповский, актер театра Сатиры, его пригласили преподавать в Щукинское училище, Павел Савинов, актер театра и кино, Павел Ушаков – актер и режиссер Нижегородского академического театра драмы, Наталья Трушина - медиа-художник в Санкт-Петербурге – вот далеко не полный перечень выпускников Эммы Ивановны. Причем все они до сих пор поддерживают связь со своим первым мастером.

Павел Ушаков: «Эмма Ивановна – профессионал высочайшего уровня, последователь школы «психологического театра» К.С.Станиславского, настоящая русская актриса и тонкий, чуткий, глубокий педагог. Умение найти в молодом человеке «своего» в театральном деле – большой дар Эммы Ивановны как педагога.

Впервые я познакомился с Эммой Ивановной в «Дни Сарова», которые проходили в Государственной думе в Москве. Мне было 10 лет. Я увидел театральную миниатюру про наш город студентов театральной школы Эммы Ивановны, и мне очень захотелось учиться у неё. Когда подрос, меня приняли в студию Арсеньевых при Детской школе искусств №2. Учиться было нелегко, так как для 15-летнего парня «серьезность» Театра еще была непонятна. А в 17 лет Эмма Ивановна перевернула мои представления о театре, я стал читать русскую классику и готовиться к поступлению в театральный вуз. По сути, Эмма Ивановна открыла мне дорогу в Театр, в Дело. Эмма Ивановна обладает редкими качествами интеллигентского круга людей, которых не встретишь в наше время. Она не просто актриса, режиссер и педагог, а подлинная русская интеллигентка».

Признаюсь, что и мне Эмма Ивановна дала путевку на сцену, подготовив к поступлению в Нижегородское театральное училище, удивительно точно подобрав материал, который оказался беспроигрышным и показал мою индивидуальность. И когда мы уже работали в одном театре, она всегда подходила после сдач, говорила теплые слова и помогала профессиональным советом, за что ей нижайший поклон!

-

 

Просто жизнь

Со своим супругом, Виктором Тимофеевичем Арсеньевым, актером, режиссером, лауреатом премии им. Собольщикова-Самарина, Эмма Ивановна, познакомившись в Новосибирской студии, прожила 55 лет. Это был удивительный союз, в котором люди не только были друзьями, но и творческими единомышленниками. Когда Виктор Тимофеевич учился у одного из лучших педагогов страны – Александра Поламишева в Москве на режиссера в училище им. Щукина - которое, кстати, окончил с отличием, - наша героиня помогла в написании работы по литературе, и муж, смеясь, сообщил: «Спасибо, ты получила пятерку». Даже спустя десять лет после его ухода, она говорит с болью в голосе: «Я так по нему скучаю. Мне часто кажется: сейчас откроется дверь, и он зайдет».

В доме Арсеньевых всегда жили и живут животные. «Самый первый мой кот, Яша, был с очень длинной шерстью, настоящий сибиряк! Мама, которая целыми днями работала, чтобы нас содержать, понимая, как мне будет одиноко, всегда держала домашних питомцев, - признается актриса. - Когда выросла, эта любовь к живности так со мной и пошла по жизни». У Арсеньевых у первых в нашем городе появилась настоящая рыжая колли Лада. Сейчас у Эммы Ивановны дружно живут воспитанный и спокойный пекинес Ксюша и роскошная кошка Соня с дочкой Масей.

Эмма Арсеньева: «Я счастливый человек, ни о чем не жалею, мне очень хорошо работалось в театре. Я прожила столько жизней, получила столько радости за 61 год на сцене! Бытовую жизнь я даже как-то и не замечала».

Присоединяемся к поздравлениям удивительному человеку и профессионалу высочайшей пробы – Эмме Ивановне Арсеньевой и желаем ей здоровья и долгих лет!

 

вс, 06/25/2023 - 17:36