Фото:
Доверие важнее пятерок. Как перестать делать вместе с ребенком «домашку»?

Недавно в магазине я стала случайным свидетелем разговора двух женщин, которые бурно обсуждали начало нового учебного года. Они критиковали родительские чаты, элжур и бесконечные проверочные работы.

Когда женщины затронули тему домашнего задания, одна из них, устало вздохнув, рассказала, что до сих пор вместе со своим ребенком-семиклассником делает уроки: приходит после работы и, помимо уборки и готовки, пишет, чертит, зубрит. «Будто я снова в школу хожу! И в школу, и на работу!», - восклицая, добавила она.

 

Больше требований – больше стресса

Система образования сильно изменилась, вырос объем требований. И вместе с этим выросла тревожность детей и родителей по поводу оценок, успеваемости, выпускных экзаменов и будущего в целом.

Ежегодно первого сентября начинается новый забег, и к концу учебного года и дети, и родители мечтают только об одном - уйти на спасительные летние каникулы.

С известным саровским психологом Натальей Мышовой мы поговорили о том, как снизить градус тревожности, как помочь ребенку стать самостоятельным в учебе и почему доверие важнее пятерок.

 

«Страховка» и суперродители

Наталья Мышова: «Общество постоянно меняется, меняются и тенденции. Современные родители стали больше вовлечены в учебный процесс – к этому их призывает школа, порой вынуждает система школьного образования, да и сами взрослые зачастую хотят «подстраховать» детей, в том числе во время выполнения домашнего задания».

- Почему взрослые решают, что ребенку нужна такая «страховка»?

Наталья Мышова: «Чаще всего это связано с излишней тревожностью и отсутствием доверия: родители думают, что ребенок не справится с домашним заданием самостоятельно, и ему нужно помочь, чтобы избежать промахов и ошибок. Но в этом случае дети лишаются возможности столкнуться с последствиями своих действий. Получается, им незачем брать на себя ответственность за свою учебу, потому что вместо них это уже сделали родители».

- Как следствие - некоторые взрослые после рабочего дня садятся за «домашние парты»…

Наталья Мышова: «Конечно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок добился успехов в учебе, но по итогу дети оказываются в ситуации, когда взрослые буквально делают уроки вместо них - и делают лучше, что неудивительно. У ребенка падает самооценка и может пропасть желание учиться - зачем, если у родителей это все равно получится лучше? В этом «соревновании» он не сможет стать «победителем». 

- Почему некоторым родителям так важно контролировать оценки и успеваемость детей?

Наталья Мышова: «Часто причиной для такого гиперконтроля становится страх, что плохие результаты в учебе могут отрицательно отразиться на статусе всей семьи».

– Нередко взрослые любят похвастаться успехами своих детей - «Мой - победитель олимпиад», «А мой в пять кружков ходит и все успевает». Какова причина этого соревнования?

Наталья Мышова: «В современном обществе стали заметно проявляться нарциссические тенденции, когда важнее внешние составляющие успешности детей. Чаще всего такое поведение указывает на нереализованность самого родителя, который пытается исправить свою неудовлетворенность жизнью за счет ребенка. Внешние атрибуты – статусы и звания - становятся главными в жизни, когда внутреннему миру уделяется мало внимания, а эмоции и переживания отодвигаются на задний план. Например, есть родители, у которых в аттестате стоят «тройки» и «четверки», но своего ребенка они отдают в самую престижную школу и требуют учиться на «отлично». Хорошо, если школьник выдерживает высокую нагрузку лицея или гимназии, но если он не справляется, то страдает его здоровье и нервная система, пока взрослые пытаются добиться звания «мы – суперродители»».

 

Не ругать, а выявить причину

- Некоторые родители переживают: если они не помогут ребенку собрать портфель, не спросят в родительском чате, что задали на дом, то ребенок не будет подготовлен к уроку.

Наталья Мышова: «Это попытка «подстелить соломку», которая тоже лишает ребенка возможности столкнуться с последствиями и чему-то научиться. Забыл учебник? Не записал домашнее задание и получил двойку? Да, ребенок придет домой расстроенный, но дальнейшее развитие ситуации зависит от реакции родителей. Что обычно делают взрослые? Ругают или даже наказывают. Но вместо этого нужно помочь ребенку прожить негативные эмоции, а потом поговорить о том, как можно все исправить. В таком случае дети будут учиться справляться со сложностями, решать возникающие проблемы. И в следующий раз ребенок проверит, все ли учебники он положил и уточнит у одноклассников домашнее задание».

По словам психолога, уже в первом классе нужно объяснить ребенку, что домашнее задание и учеба в целом – это его зона ответственности. Но если он самостоятельно выполнил домашнее задание, но что-то не получается, можно обратиться за помощью к взрослым. В семье важны не только правила и обязанности, но и постоянное взаимодействие, открытый диалог и доверие.

 

Самостоятельные решения

- Что делать, если ребенок привык к родительской «страховке» и не хочет делать уроки сам?

Наталья Мышова: «Передавать ответственность за учебу нужно постепенно, день за днем, и с каждым разом включаться в процесс все меньше. Для этого потребуется время. Ребенок будет сопротивляться, злиться, будут возникать конфликты, и к этому нужно быть готовым. Вместе с этим родителям необходимо обратить внимание на себя, свое внутреннее состояние и ответить на вопрос: «Что я делаю, и зачем так сильно вмешиваюсь в учебные дела ребенка?». Некоторые взрослые погружаются в жизнь детей, чтобы не решать свои проблемы. И вместо того, чтобы заняться своей жизнью, учат с ребенком историю и математику до поздней ночи. Либо люди, создавая свои семьи, повторяют сценарий из детства, когда их тоже контролировали и все решали за них».

- А если родители продолжат учить с ребенком уроки и не будут ничего менять?

Наталья Мышова: «Если говорить о гиперопеке, то это явление не ограничивается излишним вмешательством в учебный процесс. Скорее всего, родители и в других сферах жизни привыкли думать и решать за ребенка. Тогда высока вероятность, что когда он вырастет, ему будет сложно понимать и осознавать свои эмоции и потребности, принимать самостоятельные решения».

 

Быть на стороне ребенка

- Если условно расчертить границы ответственности в учебном процессе, то как эта схема будет выглядеть?

Наталья Мышова: «Задача ребенка - своевременно и на совесть делать уроки, учиться выстраивать здоровые отношения с учителями и одноклассниками, учиться нести ответственность за себя и свои поступки.

Задача родителя – создать условия, в которых ребенок будет расти и развиваться, поощрять его самостоятельность, знать его особенности, подбирать кружки и секции в соответствии с его интересами, сохранять доверительные отношения. И самое главное – не перекладывать на детей свои проблемы, не проецировать свои внутренние конфликты. Нужно быть на стороне ребенка, защищать и поддерживать его».

В следующем номере поговорим о том, как оценки влияют на взаимоотношения родителей и детей, как реагировать на двойки и почему ЕГЭ – это не «конец света».

чт, 09/28/2023 - 13:00