Фото:
Как реагировать на двойки и поддержать ребенка во время экзаменов?

Вместе с психологом Натальей Мышовой обсудим, в чем причина плохих оценок, как реагировать на двойки и почему ЕГЭ – это не «конец света.

 

У каждой двойки есть причина

- Одна из причин повышенной тревоги и конфликтов в семьях – школьные оценки, которые воспринимаются и детьми, и родителями, как самые важные показатели в учебе. Как это можно изменить?

Наталья Мышова: «Часто родители сами «вешают ярлыки» на детей: получил пятерку – молодец, получил плохую оценку - значит неспособный или ленивый. Но оценки не могут по-настоящему отразить уровень знаний, ума и способностей ребенка, так как на них влияет множество факторов. Зацикленность на оценках свойственна современному обществу, где внешним атрибутам и статусам уделяется больше внимания, чем внутреннему миру человека. Задача взрослых – осознать самим и объяснить ребенку, что от оценок не зависит любовь родителей, а пятерка или двойка не определяют ребенка как личность».

- «Принесешь двойку – ремня получишь», «Без пятерки не приходи» - такие фразы в качестве «мотивации» нередко можно услышать из уст родителей. В итоге некоторые школьники, получив плохую отметку, боятся идти домой…

Наталья Мышова: «Мотивация страхом и, тем более, физические наказания за плохие оценки приводят к печальным последствиям, в том числе формируют психологические расстройства у детей. Кроме того, однажды ребенок обозлится, закроется и потеряет доверие к родителям».

- Какая у родителей должна быть здоровая реакция на плохие оценки?

Наталья Мышова: «Обычно первая реакция взрослых – отругать и наказать. В этот момент нужно остановить себя и успокоиться. Если ребенок получил плохую оценку, значит, на это есть какая-то причина. Может, он забыл подготовиться к уроку или постеснялся спросить у учительницы домашнее задание. Либо не успел сделать контрольную работу, потому что зазевался. Есть дети медлительные и вдумчивые, есть более быстрые, схватывающие на лету… Это особенности, которые также могут влиять на выполнение заданий и усвоение учебного материала. Все дети разные. Чтобы разобраться, в чем причина плохой оценки, нужно поговорить с ребенком, понять, почему это произошло. Важно не только выявить причину, но и помочь вашему школьнику найти решения, чтобы исправить ситуацию. Такой здоровый родительский подход к работе над ошибками и преодолению трудностей ребенок воспримет как пример, которым будет пользоваться в будущем - это поможет ему во взрослой жизни».

 

Лень, конфликты и неразделённая любовь

- Если у ребенка много плохих оценок, с чем это может быть связано?

Наталья Мышова: «Причины могут быть разные. К примеру, в подростковом возрасте в организме происходит множество изменений, активизируется работа гормональной системы и психика ребенка не всегда способна справиться с высокой нагрузкой в школе. Также причиной для плохих оценок может стать напряженная обстановка в семье, конфликт с учителем или одноклассниками, неразделенная любовь. Взрослые привыкли думать, что дети получают двойки из-за лени или даже назло родителям. Но в плохих оценках не кроется злого умысла. Также как и не бывает беспричинной лени - за ленью всегда стоит какая-то проблема. Если у ребенка всё хорошо - и в семье, и в школе - то у него будут силы и мотивация учиться». 

- Некоторые родители считают, что плохие оценки – это показатель неспособности ребенка усвоить учебный материал. Мол, не дается ему физика или химия, он не понимает предмет, значит, нет у него к этому способностей. Так ли это?

Наталья Мышова: «Каждый здоровый ребенок способен освоить школьную программу. На низкую успеваемость влияет множество факторов – от того, насколько интересно учитель ведет урок и понятно объясняет материал, до загруженности ребенка домашними заданиями, кружками и секциями. Иногда причина плохих оценок – банальная усталость, отсутствие у ученика свободного времени и возможности отдохнуть».

- Что делать, если по какой-то причине ребенок не хочет (или ему не интересно) учить физику, литературу или другой школьный предмет?

Наталья Мышова: «Нужно объяснить ему, что учеба – это его ответственность, которая также включает необходимость иметь знания по всем школьным предметам на базовом уровне. Жизнь многообразна, и те знания и навыки, которые мы получаем в школе, всегда могут пригодиться».

 

Стать опорой

- «Не сдашь ЕГЭ, будешь работать дворником», - еще одна популярная фраза, которую часто можно услышать от родителей выпускников. Почему для некоторых взрослых выпускные экзамены по накалу эмоций сравнимы с «катастрофой»?

Наталья Мышова: «Когда родитель занимается подобными «пророчествами» в адрес ребёнка, то он, в первую очередь, озвучивает свои страхи. Это значит, что взрослый не справляется с собственными переживаниями - ребенок еще ничего не сделал, но родитель уже рисует «мрачную картину будущего». В итоге все члены семьи, в том числе и сам ученик, начинают думать, что если результат экзаменов будет ниже ожидаемого, то мир рухнет.

Родителю в этот момент нужно остановиться и подумать – «Что я делаю?», «Как это отражается на мне и моем ребенке?», «Чем я могу ему помочь?».

Поверьте, на ЕГЭ жизнь не заканчивается, и даже если баллы будут ниже ожидаемых, катастрофы не произойдет -  ребенок не станет неудачником, а родители не будут плохими. Экзамен можно пересдать, и есть еще множество вариантов, как исправить ситуацию.

Экзамены – это стресс, поэтому для детей в этот ответственный и сложный период очень важна поддержка, а не давление со стороны родителей. Взрослым необходимо отслеживать свое внутреннее состояние, работать с переживаниями и страхами, чтобы не выплескивать их на ребенка, стать опорой для своих детей».

- Если ребёнок понимает, что не справляется со своими переживаниями и приходит с этой тревогой к родителям, что делать взрослым в такой ситуации?

Наталья Мышова: «Нужно уточнить, что именно значит «я не справляюсь» - от этого будут зависеть дальнейшие действия. Если ребенок, к примеру, не понимает какую-то тему и «плавает» в ней – это один вопрос, можно воспользоваться помощью репетитора. Если же ребенок боится плохо сдать экзамен и получить низкие баллы – это другой вопрос, здесь нужно понять, в чем причина страха и неуверенности. «Я не справляюсь», «Мне плохо», «Я ни на что не способен» - все это обобщения, которые приводят в тупик. За этими общими фразами всегда стоит конкретика. Так и в случае со страхом из-за экзаменов – нужно помочь ребенку разобраться, с чем связана его тревога, и найти варианты решения проблемы».

- Иногда родители, пытаясь помочь ребенку, говорят – «Не переживай, все будет хорошо!». Вроде, пытаются отвлечь, да и фраза звучит, как поддержка, только легче от этих слов почему-то не становится…

Наталья Мышова: «С точки зрения психологии фраза «Всё будет хорошо!» означает «Я не хочу в это вникать, разберись с этим как-нибудь сам и давай сделаем вид, что все нормально». Настоящая поддержка – это взаимодействие, внимательный и чуткий разговор, это время и силы, которые родители посвящают своим детям».

- Что важно услышать ребенку от родителей перед экзаменами?

Наталья Мышова: «Делай все, что в твоих силах, а мы тебя поддержим. Мы на твоей стороне».

 

пт, 10/06/2023 - 10:37