Фото:
В Сарове возбуждено уже 27 уголовных дел по фактам взлома личных данных

На днях мы рассказали, как неизвестные взломали аккаунт саровчанки на портале Госуслуг: мошенники получили доступ к ее документам и личным данным. К счастью, женщина вовремя обратилась в МФЦ и пресекла дальнейшие действия злоумышленников.

Для мошенников Госуслуги - настоящая «золотая жила»: здесь хранится личная информация огромного числа россиян - от серии и номера паспорта до данных СНИЛС и ИНН. Во время регистрации на портале вас уведомляют, что данные будут надежно защищены. «Используются технологии от ФСБ и службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), - сообщает официальный сайт сервиса. - Программное обеспечение Госуслуг ежегодно проходит сертификацию и аттестацию. За безопасность ваших данных на портале отвечает Минцифры России». Но как же тогда злоумышленникам удается обойти многочисленные уровни защиты?

О том, как обезопасить свой аккаунт и что делать, если взлом учетной записи все же произошел, рассказала заместитель начальника МУ МВД России по ЗАТО Саров Анна Линькова.

 

Игра в доверие

Взлом учетных записей на Госуслугах - новый способ мошенничества: только в Сарове за последние три месяца возбуждено 27 уголовных дел.

Анна Линькова: «Чаще всего мошенническая схема начинается с телефонного звонка. Приветливая девушка представляется сотрудницей Госуслуг и сообщает, что ваш личный кабинет атакуют мошенники и им необходимо срочно помешать. Казалось бы, тема «заезженная», и нужно положить трубку. Но есть нюансы, которые сбивают людей с толку: лжесотрудник Госуслуг очень грамотно входит в доверие, убедительно говорит. Чувствуя, что вы сомневаетесь, предлагает задать любые интересующие вопросы. Если напрямую сказать собеседнику, что вы ему не доверяете, вас переубедят - к примеру, назвав ваши личные данные».

- Откуда у мошенников может быть такая личная информация?

Анна Линькова: «Все зависит от «масштаба» аферистов и их целей. Для массового хищения хакеры используют специальные программы. Другие берут данные из открытого доступа – к примеру, номера телефонов часто привязаны к соцсетям. Некоторые компании не следят за безопасностью данных своих клиентов, и мошенники легко их воруют: информация могут утечь у служб доставки, мобильных банков, сервисов лояльности в магазинах (бонусные карты, клубные карты и т.д.)».

 

Личная информация в чужих руках

- Что происходит, когда мошенник вошел в доверие?

Анна Линькова: «Он обещает помочь и под предлогом защиты вашего аккаунта просит назвать код, который тут же приходит на ваш телефон. Получив от вас код, мошенники входят в ваш личный кабинет и получают доступ ко всей информации, которая там хранится».

- Что могут сделать злоумышленники с полученными данными?

Анна Линькова: «Такой информации, как ФИО, паспортные данные, адрес регистрации, СНИЛС, ИНН, данные водительского удостоверения и других документов достаточно, чтобы совершать различные финансовые операции от вашего лица - к примеру, оформить кредит или микрозайм. Также злоумышленники могут использовать полученные данные в других мошеннических схемах - например, позвонить от лица сотрудника банка или полиции и сообщить о краже денег с вашей банковской карты».

 

Кто-то действует от вашего имени

- Как понять, что аккаунт взломали? На что обращать внимание?

Анна Линькова: «В первую очередь, должна насторожить активность в вашей учетной записи. Например, могут приходить уведомления от Госуслуг о попытках войти в ваш личный кабинет или о подаче от вашего имени каких-либо заявлений, оформлении льгот, вычетов, об отправке различных запросов в госреестры и ведомства. Если вы не причастны к этим действиям, значит, их совершает кто-то другой».

- Как можно обезопасить свой аккаунт?  

Анна Линькова: «Не доверяйте секретные коды, пароль и свою личную информацию незнакомым лицам. Если неизвестный по телефону представился вам сотрудником Госуслуг и сообщил, что ваш аккаунт пытаются взломать, немедленно прерывайте разговор и обращайтесь в службу технической поддержки портала или в полицию. Не авторизуйтесь в учетной записи с помощью незнакомых ресурсов и ненадежных сайтов. Если вы пользуетесь мобильным приложением Госуслуг, регулярно его обновляйте: в каждой новой версии программы разработчики совершенствуют защиту данных. Также старайтесь не входить в свою учетную запись, подключаясь к общественным точкам Wi-Fi».

 

Главное – быстро восстановить доступ

- Что делать, если взлом уже произошел?

Анна Линькова: «Главное — максимально быстро восстановить доступ к учетной записи. Для начала попробуйте сбросить старый пароль с помощью почты или по номеру мобильного телефона. Для этого на странице авторизации учетной записи выберите кнопку «Восстановить». Затем введите телефон или адрес почты и номер одного из документов - паспорта, ИНН или СНИЛС.

Если восстановить доступ не получается, вероятно, злоумышленники уже успели поменять данные в вашем профиле. Тогда обратитесь в МФЦ (ул. Зернова, 62А, тел. 9-90-88), возьмите с собой паспорт и СНИЛС. Сотрудник центра проверит документы, спросит актуальный номер телефона или адрес электронной почты и пришлет вам одноразовый пароль, который вы сможете использовать для входа в учетную запись. Затем нужно придумать новый надежный пароль - чем сложнее комбинация, тем меньше шансов, что аккаунт взломают.

После восстановления доступа к учетной записи необходимо узнать, какие действия производили мошенники без вашего ведома – эта информация отображается в разделе «Безопасность». Например, злоумышленники могли использовать ваш аккаунт для входа в личный кабинет банка: в этом случае нужно сразу связаться с финансовой организацией и заявить, что ваш профиль взломали. Также в разделе «Безопасность» можно выйти из аккаунта со всех устройств, чтобы доступ к обновленной учетной записи остался только у вас.

Следующий шаг – сообщить о случившемся в техподдержку Госуслуг и написать заявление в полицию».

В полиции напоминают: взлом аккаунта на Госуслугах – неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), это вид правонарушения влечет наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей либо лишения свободы на срок до двух лет.

 

Полезные телефоны

Бесплатный номер горячей линии портала Госуслуг - 8-800-100-70-10, для мобильных телефонов – 115. Техподдержка работает круглосуточно

 

Как защитить свою учетную запись?

1. Используйте уникальную связку логина и пароля.

2. Храните логин и пароль в безопасном месте.

3. Никому не передавайте информацию для входа в ваш личный кабинет.

4. Подключите вход с подтверждением. В этом случае вход будет происходить в два этапа — ввод пароля и выбранный способ подтверждения: смс, одноразовый код или биометрия.

5. Подключите уведомления о входе на Госуслуги — они будут приходить на вашу электронную почту, указанную в личном кабинете.

6. Добавьте контрольный вопрос — его будут запрашивать при восстановлении доступа к учетной записи.

7. Не загружайте на компьютер и мобильный телефон программы и данные из непроверенных источников, не посещайте ссылки и сайты сомнительного содержания.

8. Не заходите в свой личный кабинет со случайных компьютеров, из интернет-кафе или других непроверенных мест.

По информации www.gosuslugi.ru

Фото www.dzen.ru, www.triptonkosti.ru

 

чт, 10/19/2023 - 13:26