Путешествуем по Москве: уникальный грот и история «подземки»

Во время этой поездки в Москву удалось побывать там, где еще не бывала. Усадьба Кусково и Музей метро – несколько неожиданное сочетание, но именно оно подарило много новых впечатлений.

 

Подводное царство и книги по обмену

Парк и усадьба – зеленый оазис в каменных московских джунглях, который находится вполне себе в реальной досягаемости. 10-14 минут пешком от метро (я лично шла от «Рязанского проспекта»), 16 минут на подземном транспорте - и ты уже почти в центре, на «Таганской»!

Надо заметить, что не только усадьба с ее красивой архитектурой привлекает горожан и гостей столицы, но и сам лесопарк «Кусково». В нем много велосипедных дорожек, а зимой – лыжных трасс, удобные скамейки со специальным местом для ног, фонари, места отдыха, отлично оборудованная детская площадка и даже маленькие милые домики, в которых можно бесплатно взять книгу и самому какую-нибудь положить. Пока гуляла, повстречалась с белочками, отважно подбегавшими к посетителям. Одна мне даже попозировала на камеру.

Умилил пожилой мужчина, который с гордым бейджиком «Автор» на груди продавал на аллее свои книги. Оказалось, военный, служил в Афганистане, много путешествовал по миру и теперь делится впечатлениями в своих маленьких книжках. Пишет он не только для взрослых, но и для детей – к примеру, у него есть сборник стихов про Большой Дворцовый пруд - вернее, про то, что «в нем и около него плавает, летает, бегает, ползает».

По лесопарку гулять можно было бесконечно. Пойдя вдоль пруда, я направилась к уникальному сооружению, аналогов которому сейчас в России нет – павильон «Грот».

Усадьбе «Кусково» уже почти три века, многое удалось сохранить практически аутентичным, поскольку, по рассказам служителей, последний граф передал ключи от имения Луначарскому с условием размещения здесь музея. Так что воинственно настроенные революционеры ничего не успели уничтожить и разграбить. В усадьбе сразу выставили вооруженную охрану и пригласили художников. Уже в 1919 году состоялось открытие музея, а в 30-х сюда перевели музей керамики. Сейчас здесь хранится одна из крупнейших в мире коллекций керамики и стекла от античности до современности.

Одно здание прекраснее другого: Итальянский, Швейцарский и Голландский домики, павильон «Эрмитаж», главное здание усадьбы –большой дворец, оранжереи, церковь Спаса Всемилостивого - кстати, действующая, а также колокольня, менажереи (каменные домики для содержания водоплавающих птиц)…

Оранжереи очень впечатлили. Например, американская - сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на разные части света. Угол наклона рам был точно рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Здесь уже в XVIII веке выращивались уникальные тропические растения.

А Воздушный театр? Редчайший образец синтеза архитектурно-паркового и сценического искусства, напоминающий итальянские парки эпохи Возрождения. Надо отметить, что труппа крепостного театра Шереметьевых была известна далеко за пределами России.

Ну и, наконец, павильон «Грот». Такие сооружения делались в летних резиденциях знати как уголки прохлады в жаркий зной. В нем всегда холодно и не только потому, что павильон не отапливается, а еще и за счет убранства, выполненного из раковин всевозможных форм, расцветок и размеров. Именно они и «поддерживают» прохладу.

Панно и картины, колонны и огромные фантастические цветы, гроздья и подвески, «рыбья чешуя» и диковинные животные - было использовано 24 вида моллюсков. Такого я еще никогда не видела, поэтому зависала буквально перед каждым экспонатом. Кстати, очень многие украшения сохранилось практически с XVIII века, несмотря на то, что в 20-30-е годы прошлого века «Грот» находился в запустении, а в 80-х в нем, по воспоминаниям очевидцев, и вовсе была пивнушка!

Конечно, что-то восстанавливать и делать небольшой ремонт начали еще при графе, через пять лет после сооружения павильона, но в целом сейчас мы любуемся тем, чем любовались посетители два и даже три века назад. По словам служителей, когда в 2017 году началась большая реконструкция к 100-летию музея-усадьбы «Кусково», оказалось, что часть раковин заменить невозможно – они уже исчезли с лица Земли, а часть осталась в настолько малочисленном количестве, что их запретили вывозить из стран, в которых они еще встречаются. И тогда реставраторы пошли на хитрость – соединяли разбитые части так, чтобы создавалось ощущение целой раковины. Кстати, секрет немецкой мастики, на которую крепились и благодаря которой продержались столько сотен лет ракушки, к сожалению, утерян. Его унес с собой «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом Петром Борисовичем Шереметевым. Его работа по декорированию помещения длилась 14 лет!

Здание интересно не только интерьером, но и архитектурой. Даже необычно изогнутые ступени, на которые сразу обращаешь внимание, сделаны в виде растекающейся перед «Гротом» воды. Из купола – вернее, из вазона на «фонарике», венчающем его вершину, - бьет струя, как из фонтана (раньше это был настоящий фонтан).

Да, гулять по усадьбе – одно удовольствие. Правда, зимой все статуи - а они стоят там с XVIII века - закрыты, но это не мешает наслаждаться красивыми пейзажами и зданиями. Дорожки расчищены, скользкие места посыпаны. Билеты можно приобрести в один музей, можно – во все сразу, есть скидки пенсионерам и студентам. Словом, чтобы отдохнуть душой и подышать свежим воздухом, вовсе не требуется уезжать из белокаменной за тридевять земель.

 

Лестница-чудесница и другие секреты «подземки»

Московский метрополитен мне нравится больше, чем Парижский – своей чистотой и понятной структурой. Но я никогда раньше не задумывалась, сколько служб работает, чтобы люди могли спокойно и комфортно перемещаться под землей. И дальше бы не знала, если бы не очутилась в Музее метро, расположившемся на втором ярусе станции «Выставочная».

Музей очень интересный, к тому же интерактивный, что, кстати, весьма привлекательно не только для школьников, для которых поход сюда – возможность профориентации, но и для взрослых.

Начинается экспозиция с рассказа об истории московского метрополитена - того времени, когда первопроходцы прокладывали самую первую линию подземки. Это сейчас их много, а в 30-е годы и те несколько станций были настоящим чудом. Есть на стене огромный экран, где можно посмотреть документальные фильмы об истории и сегодняшнем дне метрополитена. На стендах – предметы утвари и украшений, которые находили метростроевцы при строительстве, различные образцы гранита и мрамора, которыми отделаны станции, орудия труда первых строителей, бюст Дзержинского, части лепнины, журналы дежурств и т.д.

А еще предметы и механизмы, связанные с каждой конкретной службой - а их, между прочим, 17! Служба пути, служба безопасности, служба подвижного состава, эскалаторная служба, служба туннельных сооружений, служба энергоресурсов и развития энергосети и другие. А за тем, чтобы мы правильно оплачивали проезд, следит служба сбора доходов – вот ведь какое красивое название! Моя племянница решила посчитать, сколько за год собирает служба этих самых доходов, и не смогла – в калькуляторе нет столько нулей. Ведь ежедневный пассажиропоток – более 8,5 млн, а ежегодный – более 2,5 миллиардов…

С ностальгией посмотрела на автоматы, на которых указана стоимость билета - 5 копеек. А еще здесь можно увидеть, как менялись со временем метрополитеновские карточки, билеты и жетоны.

Не знала, что раньше в метро стояли специальные будки стрелочных постов - одна такая представлена на экспозиции. На ней немного видна старая закрашенная надпись «Проспект Маркса» и хорошо видна новая - «Охотный ряд». Эту станцию переименовывали наибольшее число раз, она последовательно была «Охотным рядом», «Имени Кагановича», «Охотным рядом», «Проспектом Маркса» и вновь… «Охотным рядом»! Такие будки появились с момента открытия первой ветки в 1935 году и стояли до середины 50-х. В них круглосуточно дежурили стрелочники, которые в перерывах между поездами осматривали состояние стрелочного перевода и его электропривода. В случае выхода из строя электропривода надо было перевести стрелку вручную.

Помню, в детстве меня потрясла трагедия на эскалаторе, когда чудо-лестница поломалась и люди попали внутрь механизмов. Но только увидев в музее огромные шестеренки и механизмы, поняла, насколько это было страшно.

Поразил пульт подстанций со множеством переключателей и внушительного размера резиновые калоши для работников службы электроснабжения.

А еще оказалось, что стать музыкантом в метро далеко не так просто. Все музыканты проходят жесткий отбор и получают специальное разрешение. Например, в 2019 году было подано 1500 заявок на возможность играть на станциях, а аккредитованных музыкантов оказалось всего 245! Для них организовано 28 площадок в павильонах метро. В музее есть несколько фотографий с автографами тех, кто создает пассажирам музыкальное настроение, от саксофонистов до гитаристов.

В этом удивительном музее есть возможность каждому почувствовать себя машинистом электропоезда. Одна площадка-симулятор находится непосредственно в вагоне, две другие – отдельно. Рядом с пультом машиниста - табличка с подробным описанием, какие кнопки и рычаги и в каком порядке надо приводить в действие, чтобы состав тронулся. А на экране создается ощущения поездки по туннелю.

Еще здесь можно почувствовать себя стрелочником, посидев и сфотографировавшись в будке или собрав рельсовую конструкцию. И все это - совершенно бесплатно, поскольку Музей метро за посещение денег не берет.

ср, 02/07/2024 - 18:15