Фото:
Что происходит с детьми алкоголиков во взрослой жизни?

В прошлом номере психолог Наталья Мышова рассказала, почему трезвые люди считаются «белыми воронами», как формируется алкогольная зависимость у подростков и какие нездоровые формы самопомощи выбирает ребенок, когда не находит опору внутри семьи. Сегодня поговорим о том, что происходит с детьми, выросшими в семье алкоголиков, когда они сами становятся взрослыми…

 

«Родитель» для пьющих родителей

- Что чувствует ребенок, растущий в семье, где есть зависимый? Как родители-алкоголики влияют на своих детей?

Наталья Мышова: «Если у ребенка психика крепкая и устойчивая, чаще всего, он выбирает стратегию борьбы. Он может настаивать на том, чтобы родитель бросил пить или закодировался, следит за ним, вразумляет, контролирует, выливает алкоголь в раковину. Ребенок постарается сделать все, чтобы побороть родительскую зависимость. Другой вариант – восприятие происходящего как «нормы» жизни: «Родители выпивают, и что в этом такого?». В этом случае ребенку проще смириться, чем бороться. Самый благоприятный сценарий, если ребенок способен анализировать, рефлексировать - это поможет ему в дальнейшем встать на путь осознанности.

И все же личность ребенка, растущего в семье алкоголиков, травмируется. Он привыкает, что взрослым не до него. Он как «радар» сканирует обстановку: в каком состоянии пришел папа – трезвый или пьяный, будут ли снова ругаться родители, надо ли защищать маму от разбуянившегося отца? Из-за этого развивается сильное внутреннее напряжение и тревога.

Вместо того, чтобы заниматься важными задачами детства - расти и развиваться, знакомиться с собой, учиться проявлять себя, взаимодействовать с людьми и миром - ребенок берет на себя груз ответственности, который ему не по силам. К примеру, пытается «спасти» отца-алкоголика и мать, которая находится в позиции жертвы. Ребенок становится «родителем» для собственных родителей - это способ выжить в сложившихся обстоятельствах. И с этим травмирующим опытом ребенок уходит во взрослую жизнь».

 

Я буду «спасать»

- В психологии существует специальный термин - «взрослые дети алкоголиков». Что объединяет этих людей?

Наталья Мышова: «Неуверенность в себе, постоянное и необъяснимое чувство вины и стыда, повышенная тревожность. Часто взрослые дети алкоголиков страдают от «синдрома спасателя» - патологического желания «спасти» мужа/жену, друга, ближнего, животных, мир во всем мире. «Спасатель» обесценивает собственные желания и потребности, жертвует своим здоровьем и личной жизнью ради других.

В этом случае «спасательство» - знакомый, выученный сценарий из детства: ребенок хотел спасти родителей от зависимости, но не смог. Поэтому он неосознанно повторяет эту историю, став взрослым, - но уже в других обстоятельствах и с другими людьми. Например, женщина-«спасатель» начинает жить жизнью детей: она готова учить, лечить, вразумлять, жертвовать своими желаниями – в общем, заниматься всем, но только не собой. Как будто её и нет».

- Чем «спасательство» отличается от помощи?

Наталья Мышова: «Обычно «синдром спасателя» проявляется через непрошеные советы и действия, нарушение личных границ других людей. «Спасатель» - один из участников «треугольника Карпмана» - это модель созависимых отношений, которая также включает «преследователя» и «жертву». Люди, попадающие в «треугольник», играют разные роли и могут меняться местами. Например, «жертва» может стать «преследователем», а «спасатель» - «жертвой».

«Спасатель» погружается в чужие проблемы, чтобы не решать свои собственные. Он может самоутверждаться за счет «жертвы», считая, что она не способна взять на себя ответственность и принимать решения самостоятельно.

Недавно «треугольник Карпмана» дополнили еще одним элементом - позицией «наблюдателя». Эту роль также могут брать на себя дети алкоголиков: они наблюдают за происходящим, «впитывают» негативный сценарий, а затем автоматически воспроизводят его во взрослой жизни».

 

Вернуть себе «украденное» детство

- Как складывается взрослая жизнь детей алкоголиков?

Наталья Мышова: «Есть три основных пути. Первый – путь повторения, когда взрослые дети алкоголиков сами начинают злоупотреблять и становятся зависимыми. В дальнейшем, если ничего не меняется, зависимость разрушает их здоровье и жизнь. Второй путь – контрзависимость: человек полностью отказывается от употребления спиртных напитков, отношение к алкоголю - резко негативное, и один только запах спиртного может вызывать сильную отрицательную реакцию. Кажется, что такой сценарий достаточно позитивный, но на самом деле болезненное отношение к алкоголю указывает на проблему, которую необходимо прорабатывать. Третий путь наиболее благоприятный - человек спокойно относится к алкоголю и принимает жизнь такой, какая она есть: он осознает, что одни выбрали трезвость, другие выпивают, есть также те, кто страдает от алкогольной зависимости. Такой человек свободен в своем выборе – он может отказаться от алкоголя, может выпить, понимая, к каким последствиям это может привести. Выбор происходит осознанно».

- Есть ли возможность изменить негативные сценарии?

Наталья Мышова: «Да, если целенаправленно этим заниматься. К примеру, если человек, выросший в семье алкоголиков, сам страдает от алкогольной зависимости, то первый шаг навстречу изменениям – признать проблему. Следующий шаг – преодоление зависимости: важно не только физически восстановиться, но и проработать травму и негативные внутренние установки – в этом поможет психотерапия, программа «12 шагов». В нашем городе есть общество анонимных алкоголиков, куда за помощью могут обратиться и сами зависимые, и члены их семей.

Ребенку, выросшему в семье алкоголиков, во взрослом возрасте важно сделать то, что он не смог сделать в детстве - познакомится с собой, осознать свои потребности, заниматься саморазвитием. Если раньше все его усилия были направлены на «спасение» родителей, то теперь есть возможность учиться здоровому взаимодействию с собой, людьми и миром».

Фото из архива редакции и pravocard.ru

пт, 02/09/2024 - 15:15