Фото:
Седовласый маэстро. Памяти Вадима Алексеевича Карауловского

Бывают красивые мужчины, бывают красивые женщины, а бывают люди, в которых, по определению Антона Павловича Чехова, прекрасно все - и лицо, и одежда, и душа, и мысли… Именно таким человек был Вадим Алексеевич Карауловский – эрудированный педагог, великолепный музыкант, блестящий скрипач. Когда я впервые увидела его в оркестре театра, подумала: «Именно так должен выглядеть истинный русский интеллигент». А он и был таким - удивительно тонким, воспитанным, талантливым человеком и профессионалом.

 

Дать нужный нерв

Редко случается, чтобы прекрасный педагог был еще и концертирующим музыкантом - все-таки работа с детьми отнимает много сил и времени. Вадим Алексеевич умудрялся успевать все. У него хватало энергии и на ребят, и на собственные выступления. К примеру, на участие в «Провинциальной филармонии», которая была организована в круглом зале старого здания театра. На то, чтобы выступать с концертами в Доме ученых вместе с пианистками Натальей Александровной Беловой и Светланой Юрьевной Зверевой. На создание струнного квартета, а затем - и камерного оркестра педагогов струнного отделения музыкальной школы им. М.А.Балакирева, для которого он сам расписывал партии. Нельзя не вспомнить и дуэт скрипки и гитары совместно с Ларисой Борисовной Горской - знаменитый «Венецианский карнавал» в их исполнении помнят многие, как и другие произведения, ставшие украшением различных концертов.

И во всем этом Вадим Алексеевич был лидером, служил музыке до последнего.

А на свое 60-летие сыграл в зале детской музыкальной школы двухчасовой сольный концерт, исполнив произведения Баха, Моцарта, Паганини, Крейслера, Грига, Чайковского и Рахманинова - многие произведения повторял «на бис». Все коллеги отмечали уникальное звучание его инструмента. Нет, его скрипка не вышла из рук знаменитых итальянских мастеров – просто в нее вложил всю душу и мастерство маэстро Карауловский.

Вместе с другими педагогами Вадим Алексеевич участвовал и в Днях Сарова, которые проходили в Государственной думе в 2002 году, и в Российском фестивале «Балакиревское наследие», и во многих других мероприятиях. Но что меня особенно поразило, так это насколько трепетно и, вместе с тем, профессионально строго он помогал коллегам готовиться к конкурсам или выступлениям, давая точные советы.

Елена Тюхтина, педагог по классу скрипки, заведующая музыкальной частью Саровского драматического театра: «Вадим Алексеевич очень тонко чувствовал стиль любой музыки. Ему особенно удавались «романтики», а коронкой были «Чардаш» Витторио Монти, «Рондо каприччиозо» Камиля Сен-Санса и концерт Феликса Мендельсона - их он играл много лет с неизменным успехом. В 2010 году мы с пианисткой Ларисой Пиковской готовились к конкурсу педагогического мастерства городов ЗАТО. Репетировали концерт Генрика Венявского и «Экспромт» Милия Балакирева. На репетицию решили пригласить Вадима Алексеевича, поскольку требовался профессиональный взгляд со стороны. Он очень внимательно все выслушал, похвалил исполнение Балакирева, а про Венявского неожиданно сказал: «Он же поляк. Здесь нужна другая кровь. Поищите другие «оттяжки», приемы».

И так он это емко сказал, что мы поняли: играем-то по-русски, а нужно другое исполнение. А мне посоветовал больше «слушать пианиста».

Вадим Алексеевич сумел подобрать точные слова, которые мне очень помогли. Он и сам давал нужный нерв в музыке, поэтому его исполнение всегда запоминалось». А еще сам ремонтировал инструменты - клеил, менял струны в смычках. Его руки могли не только дарить слушателям эмоции, но и «лечить» скрипки, альты и виолончели. Это был мастер в широком смысле слова.

-

 

«Прощальная симфония» и «Кьоджинские перепалки»

После окончания Горьковской консерватории имени М.И.Глинки Вадим Алексеевич работал в симфоническом оркестре Горьковской государственной филармонии в группе первых скрипок. А в 1968-м его вместе с несколькими музыкантами пригласили в наш город, в оркестр драматического театра. Да-да, в нашем театре с самого его основания в 1949 году был свой оркестр. Уникальное явление - оркестр в драмтеатре! Именно сюда дирижер Сергей Александрович Гусев и приглашал талантливых профессионалов.

Елена Тюхтина: «Никогда не забуду, как впервые увидела Вадима Алексеевича в театре. В зале погас свет и на сцене появился удивительно красивый человек. Полилась мелодия. Я очень хорошо запомнила два произведения, хоть и была тогда ребенком - концерт Мендельсона и «Прощальная симфония» Йозефа Гайдна. Это очень известное произведение с необычной историей. Толчком для написания симфонии послужили невыносимые бытовые и финансовые условия, в которых находились придворные оркестранты князя Эстерхази, и композитор решил выразить это в музыке. Во время исполнения финала оркестранты один за другим покидали сцену и гасили свои свечи (в то время залы освещали свечами), и постепенно сцена погружалась в темноту. Именно это произведение и играл наш оркестр. Из всех музыкантов я больше всего запомнила Вадима Алексеевича и Елизавету Семеновну Селину, первые скрипки, солирующие в финале симфонии. После концерта я отыскала дома пластинку с концертом Мендельсона в исполнении Виктора Пикайзена, так вот исполнение Вадима Алексеевича мне понравилось больше! Мне тоже захотелось исполнять это произведение, и в училище я выбрала его в свой репертуар».

Когда основным местом работы Вадима Алексеевича стала детская музыкальная школа, он оставался играть в оркестре совместителем. В 2003 году в театр приехал молодой дирижер Вячеслав Драничников, который решил расширить состав оркестра и пригласить музыкантов, преподающих в школах.

Вячеслав Драничников: «Меня всегда поражала тактичность и воспитанность Вадима Алексеевича. Даже ко мне, по сравнению с ним - мальчишке, он всегда относился с уважением. Когда мы обновленным составом сыграли первый концерт, Вадим Алексеевич подошел и сказал: «Я работал со многими дирижерами, которые часто делали программы на скорую руку. А здесь все по-другому. Я рад, что здесь работаю».

Удивительно, но профессионал такого уровня постоянно был в тренаже - дирижер неоднократно видел скрипача, который приходил задолго до репетиции и работал над штрихами и нюансами.

Вячеслав Драничников: «Если ему необходимо было сделать замечание - а такое иногда случалось, поскольку я сам аранжировал партии и писал музыку для спектаклей, - то делал он это максимально деликатно. Как-то, увлекшись сочинением музыки в стиле XVIII века к одной из постановок, я написал партию скрипок мелкими длительностями и в быстром темпе. Так что во время игры музыкантам пришлось бы перепрыгнуть через струну, а это, как оказалось, даже для Паганини невозможно. Вадим Алексеевич, прочитав ноты, заулыбался и сказал: «Так не получится» и буквально на пальцах объяснил мне, почему. Я это место переписал, и партия зазвучала ярко и органично».

Вадим Алексеевич был не просто музыкантом - он был еще и артистом с огромным сценическим обаянием.

Вячеслав Драничников: «Высокий, статный, в длиннополом жилете, который сидел на нем безупречно, он сразу выделялся из всей группы «бродячих» музыкантов, занятых в «Кьоджинских перепалках». Он не просто играл партию - он жил ролью, реагировал на все происходящее на сцене. Оркестранты в нашей постановке не стояли на месте, они двигались по всей сцене, забираясь на высокие декорации. В финале спектакля была массовая сцена, в которой артисты танцевали внизу, а музыканты стояли наверху. Когда снимали постановку на видео, оператор, делая финальный кадр, остановил камеру именно на Карауловском – настолько тот был колоритен!»

По словам Елены Тюхтиной, Вадим Алексеевич очень любил работать в театре, интересовался им и всегда был в форме. С ним было легко работать и интересно общаться.

-

 

Полвека с учениками

47 лет отдал Вадим Алексеевич детям. За годы, что он работал педагогом Детской музыкальной школы им.М.Балакирева, через его руки прошли сотни учеников, которые, по словам коллег музыканта, отличались ответственностью, трудолюбием, организованностью и прекрасными музыкальными данными. Он был очень придирчив к качеству исполнения музыки.

Елена Тюхтина: «Вадим Алексеевич говорил: бегло играет, но музыки тут нет. Не могу пять поставить».

Сама Елена училась в музыкальной школе у Оксаны Назаровны Ливановой, но однажды, так сложилось, готовилась к конкурсу с Вадимом Алексеевичем. Девочка тогда заняла почетное второе место, уступив более старшим ребятам, и педагог был очень доволен ее занятиями и выступлением.

Один из самых известных его учеников - Леонид Кузнецов, поступивший в Центральную музыкальную школу в Москве (ныне - Академия исполнительского искусства, - авт.), куда мальчику из провинции поступить было крайне сложно. Затем он окончил Московскую государственную консерваторию по классу альта и долгое время выступал в известных оркестрах. Кстати, когда Леонид вернулся в Саров, то вместе со своим первым учителем давал концерты в «Провинциальной филармонии».

Еще одна ученица Вадима Алексеевича - Юлия Бурова. Хотя она и не связала свою профессиональную жизнь с музыкой, о своем учителе сохранила самые теплые воспоминания.

Юлия Бурова: «Вадим Алексеевич был очень тактичным педагогом. Даже если я приходила не готовой к уроку и делала ошибки, никогда не кричал, а мягко и доходчиво об этом говорил. Во время экзамена он садился на стул, зажимал рукой левое ухо и слушал. Если были ошибки, цокал языком, а я считала: два раза цокнул – все прошло неплохо, ну а если больше… Сейчас я занимаюсь вокалом, и мне пригодились знания, которые я получила от своего учителя. Во многом благодаря Вадиму Алексеевичу музыка и пение стали самыми большими увлечениями в моей жизни. Для меня он навсегда останется потрясающим педагогом и очень хорошим человеком».

А еще Вадим Алексеевич играл с маленькими пианистами и всегда подбирал самый выигрышный для юных исполнителей материал, который мог раскрыть ученика. Коллеги говорили: «Карауловский умеет хорошо преподносить маленького пианиста»…

В феврале этого года Вадима Алексеевича не стало. Безмерно жаль, что одного из самых значимых для нашего города музыкантов больше нет с нами.

-

Редакция выражает благодарность Елене Тюхтиной и Вячеславу Драничникову за помощь в подготовке материала.

чт, 03/21/2024 - 12:44