Фото:
ЦЕЛИНА-68. Как студенты ХАИ целину осваивали. Часть 2

Продолжаем публиковать воспоминания нашего читателя В. П. Шагурова, в 1968 году – студента ХАИ, о работе в студенческом отряде на целине в Казахстане.

 

Как я стекла резал

…При возведении домов потребовался стекольщик. Умеющих стеклить рамы в нашей бригаде не нашлось, а я изъявил желание попробовать. Ко мне прикрепили водителя и грузовую машину ГАЗ-51. Приехали мы на место, я получил стеклорез, линейку и карандаш для разметки. Неподалеку в беседке курили мужики и с любопытством смотрели, как я готовлюсь резать стекло. Очевидно, вскоре они поняли, что опыта у меня нет никакого, и пришли на помощь. Показали, как делается разметка и вырезали пару стекол. Потом посмотрели, как у меня получается, дали несколько дельных советов и ушли. До вечера мне удалось застеклить рамы для одного дома и погрузить их в грузовик. Рамы нужно было отвезти их в поселок. Но мой водитель к этому времени уже успел набраться самогона и спал так крепко, что разбудить я его не смог.

Мужики, которые помогли мне порезать стекла, предложили: «Езжай, студент, сам. Водить машину-то умеешь?» Я кивнул, но заметил, что прав на вождение у меня нет.

«Кому здесь на целине нужны твои права?» - рассмеялись мужики и сказали, что на сотни километров тут нет ГАИ.

Так первый раз без инструктора я поехал за несколько километров в бригаду. Школьная практика вождения пришлась как нельзя кстати. Дороги на целине между поселками были ровные, грунтовые, хорошо накатанные, а дорожных знаков - никаких.

В бригаде ребята меня встретили с восторгом: не ожидали, что у меня будет в распоряжении грузовик. С трудом отбился от желающих покататься. Быстро разгрузили рамы, и я поехал обратно. Вернувшись на склад, успел еще несколько рам остеклить. Проснулся, наконец, мой шофер: «Ну что студент, куда вести твои рамы?» А когда узнал, что я могу водить машину, предложил: «Давай, сам рули, а я рядом буду отдыхать».

Предложение мне очень понравилось. В дальнейшем я неоднократно садился за руль на целый день, а еще стеклил рамы, загружал машину и развозил по бригадам. Водитель же в свое удовольствие пил самогонку и отсыпался где-нибудь на складе.

Так на целине я получил первую практику вождения и навыки стекольщика.

 

Баня

Потом мы строили баню в нашем поселке. Наружные стены и перекрытия уже были возведены, нам предстояло возвести крышу, сделать потолок, полы и внутренние стены, вставить окна и двери. Но вот однажды приехал командир отряда с местным руководителем и заявил, что баня-баней, подождет, а сейчас срочно нужна школа. Возить детей в соседний поселок - большая проблема, особенно в пургу, которая в степи часто бывает. Поэтому баню решено было превратить в школу. На наше замечание, что окна маленькие, а стены толстые, в классах будет темно, ответили: «Электрическое освещение сделаем помощнее и будем включать днем».

И вручили нам новую планировку внутренних стен.

Временами некоторых студентов перебрасывали на другие объекты. Однажды мне пришлось освоить кладку стен из кирпича. Работали на строящемся зерноскладе. Выложить предстояло примерно метр стены, работать пришлось на трехметровой высоте на возводимых лесах. Нас было трое. Опыта такой ни у кого не было, поэтому вся кладка получалась сикось-накось. Да и кирпич в большинстве своем был кривой - его изготавливал и обжигали в степи в шатровых печах. Впрочем, эстетического вида кладки от нас никто и не требовал, главное, чтобы стена была прочной и без щелей…

…Большим событием для нас была поездка в баню. В этот день руководство устроило отряду выходной, и всех свезли к бане, которая располагалась на высоком берегу реки. У бани был только один котел для горячей воды. Истопник нагрел воду до кипятка, запаса холодной воды не было. Поэтому приходилось тазиками из речки таскать воду и наполнять имеющиеся в бане фляги. У бани ждали своей очереди пять девушек из нашего отряда, а нам  приходилось выбегать красными, в мыле и плавках, что забавляло девушек до смеха. Вернулись мы в свои поселки на грузовиках с ветерком уже ночью. В эту ночь особенно хорошо спалось.

 

Гордое звание «целинник»

Примерно через две недели после начала работ нам устроили праздник посвящения в целинники. Все должны быть в форме целинника, предупредили взять еще и спортивную одежду. Нас свезли на опушку небольшого соснового бора, построили и зачитали приказ о присвоение звания целинника. А комиссар отряда прикрепил каждому на рубашку значок «Целина-68».

Комиссар, студентка старшего курса ХАИ, рассказала о событиях в стране и мире. Надо сказать, что радиоприемников в отряде не было, поэтому всю информацию мы получали от нашего комиссара. Затем на свежем воздухе мы пили чай с пирогами, играли в футбол и волейбол. К вечеру все весёлые и довольные вернулись в поселки.

Одним из обязательных условий пребывания на целине было проведение концертов для местного населения. За время, проведенное нами на целине, мы провели три концерта в трех поселках. Концерты проходили в Домах культуры по вечерам, когда местные заканчивали работать. Мы разыгрывали смешные сценки из студенческой жизни, хорошо шли песни под баян и гитару - надо сказать, у некоторых ребят были хорошие голоса. А после концерта мы устраивали танцы под баян. Но усталые после работы местные жители быстро расходилось по домам, да и молодёжи на концертах почти не было, некому было танцевать. Поздно ночью участники концертов возвращались в поселки – ужин всегда ожидал их в столовой.

Что можно сказать о целине? Степь, поросшая бурьяном, окружала наш посёлок. На бескрайних полях все же встречаются отдельно стоящие деревья и кустарники. В нашем поселке была целая роща деревьев, а неподалеку все лето стояла большая лужа, в которой плавали гуси и утки. За все лето не было ни одного сильного дождя. Тем не менее, лужа не пересыхала. Удивительно.

Ночи были прохладными, особенно под утро. Так что одеяла нам пригодились. На целине постоянно дул ветер, иногда с сильными порывами. Поэтому, работая на крыше, каждому приходилось надевать специальный ремень и привязываться, чтобы не упасть.

 

Это счастье – путь домой

Время пролетело быстро. В последние дни августа был намечен отъезд в Харьков. Мы опять погрузились в грузовики и с ветерком и песнями доехали до вокзала Кустаная. Вокзал опять бурлил стройотрядовцами, всюду плясали и пели студенты. Подали эшелон. Опять нам достался вагон без матрасов. Но нам к этому было уже не привыкать, никто не жаловался. Загрузили сухой паек на трое суток. Так в хорошем настроении, с песнями мы тронулись в обратный путь. В пути получили небольшой аванс на руки, чтобы на остановках покупать продукты. На перронах нас уже ожидали стихийные рынки с овощами и фруктами, пирожками, выпечкой, арбузами и дынями. Чувствовалось, что население хорошо знало о проезде эшелонов со студентами, которые на рынках сметали все подряд. Но чем ближе мы подъезжали к Харькову, тем богаче становились рынки на перронах, а деньги уже заканчивались. Погода стояла прекрасная, окна в вагонах были днем открыты, и из них как из пулемета на обочины летели огрызки яблок, арбузов, дынь и т. д. Кстати, за время нашей работы на целине овощи и фрукты мы почти не получали. В лучшем случае давали квашеную капусту…

Первого сентября мы прибыли в Харьков. На вокзале уже ожидали автобусы, которые доставили нас в студенческий городок. Там руководство поблагодарило всех за выполненную работу и хорошую дисциплину на целине. За все время работы ни травм, ни заболеваний в отряде не было. В этот же день я получил зарплату чуть больше 400 рублей. Наконец-то в общежитии нормально помылись и подстриглись. А на следующий день я уехал к родителям.

Тех, кто работал в стройотрядах, отпускали в сентябре на каникулы, все остальные студенты отправлялись в колхозы помогать собирать урожай. Таким образом, учеба в институте начиналась лишь первого октября.

Все деньги я передал маме. Помню, мы с ней съездили в Ленинград и закупили мне модную одежду. Часть денег осталось на дальнейшее проживание и учебу.

Надо сказать, что опыт работы в студенческом строительном отряде в дальнейшем мне очень в жизни пригодился.

В.П. Шагуров, фото из семейного архива

вт, 02/16/2021 - 23:36