Фото:
«Он не любил грустных песен». Музыканты вспоминают Олега Костина

Этот материал посвящен памяти Олега Костина – талантливого музыканта и вокалиста. Его не стало в середине января, и многие его друзья, коллеги по работе во ВНИИЭФ и творческому цеху, до сих пор не могут смириться, что это так.

Сегодня коллеги Олега Костина по сцене – музыканты некогда популярных саровских ВИА - вспоминают, каким был его творческий путь.

 

Знаете, каким он парнем был!

Вокально-инструментальные ансамбли СССР были целой эпохой в музыкальной жизни огромной страны, и немудрено, что многие парни, только-только научившись держать в руках гитару и пробующие первые лады, стремились где-то «звучать». Попадались среди них и действительно талантливые, кто и без музыкального образования осваивал несколько инструментов. Олег был из таких.

В 70-е годы прошлого века закрытый Арзамас-16 мог похвастаться множеством самодельных музыкальных коллективов – школьных, любительских и тех, что создавались при клубах.

Александр Комаров, гитарист и вокалист ВИА «Акварели», «Белые крылья», «Ностальгия», двоюродный брат Олега Костина: «Мы с Олегом оба увлекались музыкой. Отец купил Олегу баян, он поступил в музыкальную школу, но проучился всего год. Хотя все данные у него были - и слух, и голос прекрасный. Но, видимо, не интересно стало. А вот уже постарше он заинтересовался гитарой, просил показать ему лады, аккорды. Свою первую гитару я купил в 72-м на деньги, полученные за летнюю трудовую практику. У его отца, кстати, тоже была хорошая семиструнная гитара, Михаил Павлович сам хорошо играл и пел. Ну и Олег так потихонечку научился.   

А в 1974 году я пришел в ВИА «Акварели». Репетировали в клубе «Прогресс». Это была огромная удача, попасть в клубный коллектив. Я играл на ритм-гитаре и пел, мы выступали на конкурсах эстрадных коллективов, на танцплощадках, выезжали с концертами по Горьковской области. А Олег, тогда еще школьник, очень живо интересовался всеми ВИА, бывал на наших концертах и, я думаю, втайне тоже хотел попробовать».

Александр Королев, бас-гитарист, вокалист ВИА «Нижний Новгород»: «Вокальный талант Олега в свое время отметил Валерий Иванович Цуканов, создатель и руководитель прославленного ВИА «Нижний Новгород». Валерий Цуканов был многогранная личность, и помимо своего коллектива огромное внимание уделял детям, искал среди них хорошие голоса. Параллельно с «Нижним Новгородом» он собрал детский ансамбль – ходил по школам, слушал пацанов, обучал их нотной грамоте. Занимались мы во Дворце пионеров, и Олег Костин был у нас вокалистом. Валерий Иванович всегда ставил его выступать на концертах».

После окончания школы Олег Костин, имея за плечами опыт концертных выступлений, пришел в «Прогресс» в ВИА «Акварели». Клуб «Прогресс» тогда стал альма-матер для самых ранних саровских ВИА. Там была первая открытая танцплощадка, там начинали репетировать первые музыкальные коллективы Арзамаса-16, и многие ВИА вышли именно из «Прогресса».

Александр Рахтов, музыкант, вокалист ВИА «Белые крылья», группы «XX век»: «В 1979 году Олег Костин и Игорь Глазунов пришли из «Акварелей» в ВИА «Белые крылья» - в дальнейшем это будет очень популярный в городе коллектив с богатым репертуаром и великолепным музыкальным составом. Создала коллектив Людмила Казакова. На момент, когда только начинали, аппаратура у нас была слабенькой, но благодаря Игорю Глазунову, который из катушечных магнитофонов «Тембр» делал нам акустические камеры для реверберации звука и различных эффектов, мы все-таки пытались что-то интересное со звуком придумать. Из советских «кинапоских» динамиков сделали колонку для бас-гитары. И неплохо звучали, надо сказать!»

После перехода из «Прогресса» в ДК «Авангард» в 1982 году ВИА «Белые крылья» возглавил Игорь Глазунов. Олега Костина в коллективе любили и уважали и как музыканта, и как человека. И было за что. Сам любитель потравить анекдоты и пошутить, он привнес в коллектив оптимистичную мажорную струю.

«Не любил грустных песен, - вспоминает Александр Рахтов. – Будучи человеком темпераментным в музыкальном плане, все аранжировки делал под стать своему веселому нраву. Особенно это было заметно потом по репертуару группы «XX век» - мы перепевали «Песняров», Юрия Антонова, любимые советские шлягеры».

Олег был прекрасным вокалистом – в «Белых крыльях» вообще собралось много хорошо поющих ребят. В 1983 году на конкурсе эстрадных коллективов «Белые крылья» выступили с песней «Порушка-Параня» и взяли первое место, обойдя прославленных «Россиян» и «Нижний Новгород». 

Александр Комаров: «Олег владел практически всеми музыкальными инструментами. К примеру, нет Володи Блохина, выпала ритм-гитара – Олег берет и играет. Или заболел басист Володя Пантелеев – значит, Олег на бас-гитаре. Барабаны, вокал – пожалуйста. Настолько он был незаменим. Говорят же, что талантливые люди талантливы во многом. Вот это про Олега – он был очень одаренным музыкантом. При этом нот тогда не знал, и никакого музыкального образования у него не было».

Александр Рахтов: «Мелодию он подбирал на слух, потом раскладывал на голоса, на разные инструменты – все по слуху. Аранжировку создавал практически один в один с оригиналом. У него был принцип: «Мы должны звучать либо лучше, либо не хуже». И от нас, когда создавал свой «XX век», это требовал».

После того, как «Белые крылья» в начале 90-х распались, Олег Костин вместе с другими музыкантами с 1993 года пел в составе ВИА «Ностальгия» (рук. – Александр Чукаловский). Коллектив успешно выступал на конкурсах и фестивалях и приобрел популярность.

Александр Комаров: «Олег Костин мог мастерски передать интонацию и звучание любого шлягера. Как-то к 50-летию ВНИИЭФ в 1996 году ВИА «Ностальгия» давал концерт на стадионе. Мы исполняли попурри на тему песен Юрия Антонова. И мне потом рассказывали, народ издалека музыку слышал и думал, что Юрий Антонов со своей группой приехал. А это пела «Ностальгия».

 

«XX век»

Но самым любимым детищем Олега Костина стала группа «XX век» - коллектив, который он создал сам в 1997 году после ухода из «Ностальгии». К тому времени он освоил клавишные, сам записывал фонограммы и выступал в ДК ВНИИЭФ как солист. Коллективу удалось сохранить именно «прелесть ВИА», собрав в репертуар «золотую» коллекцию хитов 70-х годов. Надо понимать, что в 90-е годы все музыкальное направление претерпело колоссальные изменения. Изменилась музыка - на первый план вышел т.н. гражданский рок, музыканты экспериментировали со стилями и жанрами, в небытие уходили «старые добрые песни». Изменились тексты – они стали более жесткими и откровенными, - уходил мелодизм…

Как музыкант Олег Костин не мог это принять. Ему хотелось сохранить душевное звучание, мелодизм, когда песня объединяет, а не обнажает проблемы. Так родился его «XX век». В состав вошли участники известных ранее в городе групп «Белые крылья», «Ностальгия» и «Нижний Новгород» - Владимир Пантелеев (бас-гитара), Валерий Кузьмин (гитара), Александр Голубовский (гитара, вокал), Юрий Комаров (ударные, вокал), Александр Рахтов (вокал), Михаил Нелюбов, звукооператор. Руководителем коллектива стал Олег Костин (клавишные, вокал).

Юрий Комаров, барабанщик и вокалист группы «XX век», двоюродный брат Олега Костина: «Олег очень ответственно подошел к созданию коллектива. Он говорил: «Ребята, давайте покажем, на что мы способны. Надо сделать так, чтобы нас запомнили». И практически не вылезал из ДК, готовил аранжировки. Общая репетиция группы была три раза в неделю, мы собирались вечерами после работы. Но в течение недели Олег еще репетировал с каждым в отдельности – с соло-гитарой, бас-гитарой, вокалом. С каждым музыкантом детально прорабатывал партии. Мы могли приходить домой в двенадцатом часу ночи, но Олег в итоге добился такого звучания, что придраться было не к чему. Вот насколько для него этот проект был важен».

Александр Рахтов: «Олег был очень щепетилен, когда речь шла о звучании. Не терпел фальши. У него была феноменальная память, песня «прилипала» к нему намертво. Чтобы он хоть раз на сцене забыл слова? Да он помнил тексты песен, которые мы исполняли в 70-х - каждый куплет, каждое слово. И новые композиции тоже схватывал «на лету» и перекладывал на слух с потрясающей точностью в деталях…».

Первый сольный концерт группы «XX век» прошел в апреле 1997 г. в ДК ВНИИЭФ, а затем начались выступления на концертных площадках города и области. О востребованности музыки, которую исполнял «XX век» под руководством Олега Костина, свидетельствует такой факт.

Александр Рахтов: «В начале 2000-х в ДК ВНИИЭФ решили провести открытый концерт всех музыкальных коллективов города. Было представлено много направлений рок-музыки, молодежные рок-группы. Мы этот концерт открывали и волновались: а как нас примут со шлягерами 70-80-х? И знаете, молодежь приняла «на ура».

В 1998 году «XX век» принял участие в сборном концерте, посвященном 100-летию Е.П.Славского. Концерт проходил в Колонном зале Дома Союзов в Москве. А весной этого же года родилась песня «Город мой Саров», автором музыки стал Олег Костин, слова Владимира Пантелеева. Песня не раз исполнялась на городских мероприятиях, ее даже окрестили «гимном Сарова». А позже она заняла второе место во Всероссийском конкурсе им. Бориса Макроусова в номинации «авторская песня».

В 2001 году «XX век» претерпевает очередную «трансформацию» - постепенно пришлось отказаться от «живых» инструментов, повысив качество звучания за счет инструментальных фонограмм. Покинули группу гитаристы Валерий Кузьмин и Владимир Пантелеев, барабанщик Юрий Комаров поменял палочки на микрофон, Олег Костин, Александр Рахтов и Александр Голубовский также переквалифицировались на вокал. Так образовался новый состав группы «XX век». В 2002 году в этом составе коллектив выступил в Москве на втором отраслевом съезде профсоюзов Минатома, а в 2004 году группа заняла второе место во Всероссийском конкурсе им. Бориса Макроусова.

 

Его театр

Ирина Яковлева, председатель профсоюзного комитета ЭМЗ «Авангард», руководитель творческого коллектива «Авангард»: «Жизнь творческого коллектива «Авангард» без Олега Костина представить было невозможно! В 1994 году талантливое трио Борис Созин, Олег Костин и Александр Чукаловский стали заниматься музыкальными сказками, так был создан театр «ЛЮКС». Борис Сергеевич писал сценарии и занимался постановкой спектаклей, а ребята - музыкальным оформлением. Это занятие так увлекло Олега, что он просто «горел». Благодаря ему музыкальное оформление детских сказок у нас было всегда на высочайшем уровне. В те годы «минусовки» найти было невозможно - их нужно было писать самим. Это был колоссальный труд, и Олег делал это профессионально. А к некоторым сказкам писал музыку сам. Нашему режиссеру Борису Сергеевичу Созину очень нравилось, когда Олег сам музыку писал. «Наш маэстро Олег Костин!» - именно так он представлял Олега на сцене».

Ирина Яковлева: «С 1994 по 2005 годы творческий дуэт Бориса Созина и Олега Костина создали шесть сказок – я бы сказала, шесть ШЕДЕВРОВ, на которых выросло не одно поколение детей. А в 2006 году Олег Костин продолжил играть и писать музыку в театральном коллективе «Авангард». В ДК «Авангард» были поставлены три музыкальные сказки».

Помимо музыкального оформления спектаклей, Олег сам играл, был Царевичем, Котом, Людоедом, Капитаном, Волком, Атаманом и потрясающим Дедом Морозом. Кстати, роль Капитана была одной из его любимых: когда он выходил на сцену - такой высокий, статный, темпераментный, с бархатистым баритоном - всем сразу становилось ясно, кто тут главный.

Коллеги-актеры вспоминают, что играть с ним на сцене было одно удовольствие. Это был лучший партнер! «Красивый, дерзкий, ироничный, мастер импровизации. Все тексты сказок он знал наизусть, мог во время спектакля подсказать любому актеру любую роль, а выученный однажды танец запоминал сразу и навсегда», - вспоминает Ирина Яковлева.

Сегодня коллеги-музыканты до сих пор не могут примириться с ранним уходом Олега Костина – хорошего друга, талантливого вокалиста и актера.

Александр Рахтов: «Олег всегда и во всем советовался с нами, музыкантами, хотя и был руководителем коллектива и мог ведь просто поступать так, как считал нужным. Но ему было важно услышать и наше мнение. Он как ребенок радовался, если удачно получалась аранжировка. Мог вечером позвонить и восторженно говорить в трубку: «Ты послушай, послушай, какая вещь получилась!» И тут же тебе что-то напевает или на электронную почту аудиозапись шлет. И всегда ждет твоего мнения. Он был душой компании, обожал рыбалку, хорошие песни у костра. Был большим патриотом, не пропускал ни одной демонстрации на 9 Мая».

Звукооператор ВИА «Белые крылья» и группы «XX век» Михаил Нелюбов вспоминает, что Олег был перфекционистом в любом деле, за которое брался, и не только в творчестве: «Он прекрасно готовил. Мы выезжали вместе на природу – а он очень любил собираться с друзьями - и с коллективом, и семьями мы часто выезжали, - любил рыбачить, варить уху, ходить за грибами, любил просто жить! 

Олега я впервые увидел в 1979 году, когда он пришел в «Акварели» - я тогда мальчишкой бегал на их концерты. А потом мы познакомились уже в «Белых крыльях», вместе выступали, ездили на гастроли.  Он был прекрасным организатором, душой компании».

Ирина Яковлева: «Олег за свою группу был горой. Даже если его порой приглашаешь прийти выступить сольно, он всегда говорил: «Нет, мы все вместе придем». Для него это было очень важно. В последние годы он мечтал о концерте коллектива – каком-то памятном, юбилейном. Чтобы после стольких лет вновь собраться вместе и выступить. У него в голове было столько идей на сей счет, столько аранжировок заготовлено! Но, увы, не сложилось».

пн, 02/28/2022 - 01:21