Парк на крыше – выдумка или реальность?

Продолжаем беседу с архитектором, выпускницей факультета архитектуры Академии художеств им. И.Е.Репина Марией Зиминой об особенностях городской среды и архитектуры Сарова. На этот раз поговорим об озеленении, парковках и реконструкции общественных пространств.

 

фото из открытых источников

Оазисы над землей

По словам Марии, Саров – город зеленый. Жителям старого района очень повезло: во дворах много зелени, до леса – рукой подать, рядом Ближняя и Дальняя пустынки, тропа здоровья, Лыжная база, детский парк... Не хватает зелени в новом районе. Причина - тесная застройка, а на территории недавно построенных микрорайонов еще только подрастают молодые деревца. Из зеленого остаются лишь газоны и небольшие «островки» между кварталами.

Мария Зимина: «Скудное озеленение оборачивается не только тусклыми городскими пейзажами, но и загазованностью воздуха, нехваткой тихих прогулочных зон и общественных пространств для активного отдыха. Это значительно ухудшает качество жизни. В Европе разработана грамотная система озеленения городского пространства: большим успехом пользуются сады, разбитые на крышах и балконах зданий. Пытаясь компенсировать недостаток зелени, архитекторы создают «оазисы» высоко над землей. Например, в Новой Зеландии еще в 1960 году на крыше небоскреба «Кайзер-центр» разбили чудесный сад. В Милане в 2014 году появились два необычных небоскреба с бетонными выступами, на которых посажены деревья: они призваны защищать от палящего солнца и абсорбировать пыль. А в Нью-Йорке на железнодорожном мосту на высоте 10 м от земли появился парк «High Line» протяженностью 2 км». 

Еще один интересный вариант озеленения - вертикальные сады: в Париже на левом берегу Сены располагается необычное четырехэтажное здание, стены которого сплошь покрыты живыми растениями - это чудесное творение Патрика Блана, всемирно известного изобретателя и дизайнера вертикальных ландшафтов.

фото из открытых источников

Мария Зимина: «Уже сейчас мы можем добавить зелени в наш город: когда видишь красиво оформленный газон перед подъездом, балконы с цветами, вьющуюся зелень на заборах и стенах домов, настроение улучшается. А небольшие зеленые островки в новом районе можно благоустроить и разбить уютные скверы и зоны отдыха».

 

Город для машин

В Сарове зарегистрировано порядка 44000 автомобилей. Пробки в час пик стали нормой, а поиск парковочного места после 21.00 -  утомительным квестом.

Мария Зимина: «Парадокс: дороги расширяют, строят объезды, но города не избавляются от пробок - машин становится еще больше. В нашем городе реконструировали ул. Ак.Харитона, Семашко, для автолюбителей создаются условия - и число автомобилей продолжает расти».

По словам Марии, в крупных мегаполисах сегодня иметь личное авто сегодня затратно и неудобно - зачем стоять в пробке, если можно спуститься в метро и быстро добраться куда нужно? Еще есть общественный транспорт с четким расписанием.

фото Анатолия Белухина

Мария Зимина: «В Сарове с общественным транспортом, к сожалению, туго: автобусы ходят редко, маршрутки забиты пассажирами. А еще есть много мест, до которых, кроме как на машине или пешком, не добраться. Поэтому поездки на автомобиле в нашем городе пока удобнее всего».

Тогда что же делать с нехваткой парковочных мест? Мария считает, что самый эффективный способ - введение ограничений: «Когда строился Саров, никто не предполагал, что будет столько машин. Теперь узкие дворы, которые задумывались как пешеходные зоны, плотно заставлены автомобилями. К примеру, японец, прежде чем купить авто, сначала должен купить для него парковочное место. В наше время за все приходится платить, и за комфорт в том числе. Еще один вариант решения проблемы - строительство многоуровневых или подземных парковок. Это должно стать обязательством для подрядчиков, возводящих новые жилые дома».

Мария приводит в пример дворы в центре Берлина, где вы не найдете ни одной машины. Автомобили находятся на подземных парковках, которые были построена еще в 50-х годах прошлого века. В берлинских дворах сегодня - только детские площадки, зелень и лавочки. Заездов для автомобилей нет, лишь пешеходные дорожки.

Мария Зимина: «Саров перегружен автомобилями, рано или поздно нам придется всерьез заняться решением этой проблемы. Пешеходы не чувствуют себя в безопасности, потому что машины повсюду. А сколько было случаев наездов на людей во дворах! Сейчас Саров – город не для людей, а для машин».

 

Эффект «вау!»

Мария Зимина поделилась своим видением благоустройства общественных пространств в Сарове.

- Завершилась реконструкция центрального городского парка, какие изменения можно отметить в первую очередь?

Мария Зимина: «Парк получил грант в размере 100 млн рублей, но эта сумма не такая уж и большая, как кажется на первый взгляд. Представьте: всего один элемент освещения может стоить порядка миллиона рублей! Важное изменение, которое произошло – в парке улучшилось освещение, а это необходимый элемент комфортной городской среды. Новый значимый объект - лестница, спускающаяся к набережной. На мой взгляд, она слишком длинная, ее главный минус – отсутствие дополнительных ответвлений, которые дают человеку ощущение свободного пространства и выбор, куда идти. Такие лестницы можно увидеть на пирамидах - зиккуратах (многоступенчатые культовые сооружения, типичные для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры, – авт.), постройках сталинской эпохи. Архитекторы прошлого вкладывали сакральный смысл: человек, спускаясь продолжительное время, в конце должен увидеть что-то необыкновенное, к чему-то прийти. Или должен случиться эффект «вау!». В нашем случае, не совсем понятно, что это будет. В будущем ожидается благоустройство правого берега реки Сатис, может, «вау!» и получится».

фото из открытых источников

- Скоро начнется реконструкция детского парка на ул. Сосина. Но споры не утихают: одни просят оставить все, как есть, другие хотят кардинально преобразить это место. Как найти компромисс?

Мария Зимина: «В старом районе не хватает общественного пространства для семейного отдыха, который включает как спокойные прогулки и занятия на свежем воздухе, так и активности для детей и молодежи. Детский парк может стать такой точкой притяжения для всех - подростков, пожилых людей, мам с колясками, собачников. И все же в первую очередь - это зеленая зона. Компромисс будет найден, если каждый задумается не только о личном удобстве, но и о комфорте всех жителей».

- Заливной луг - памятник природы регионального значения, уже давно нуждается в благоустройстве. В рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров» ожидается его реконструкция. Горожанам представили два проекта, но оба вызвали множество вопросов…

Мария Зимина: «Есть ощущение, что у проектировщиков нет четкого представления, с чем они имеют дело и что хотят получить. По моему мнению, заливной луг – это не грандиозная аллея со статуями и увековечиванием и так всем известных достижений прошлого. Рядом с памятником природы уже есть большой серьезный объект – монастырь, закрытая и щедро украшенная территория, внутри которой человек чувствует себя скованным определенными рамками. Выйдя из монастыря, хочется выдохнуть и расслабиться, вернуться к обычной мирской жизни. Заливной луг всегда был прогулочной зоной, пусть ею и останется. Главное – исправить последствия его долгого запустения».

Thu, 03/19/2020 - 16:40