«Два + один» - так в шутку называют эти исполнители секрет разрешения всех спорных ситуаций, которые, быть может, иногда и возникают в их коллективе (хотя за тридцать лет более чем спевшейся и слившейся дружбы в возможность конфликтов верится с трудом).
«Нас трое, и, конечно, при выборе репертуара могут возникнуть разногласия. Но если за решение проголосовали двое, третий подчиняется, так у нас заведено», - признались как-то барды-исполнители в одном из своих интервью.
Александр Исаев, Ольга Ермолаева, Анатолий Головин – вот состав легендарного трио им. Валерия Грушина, или «Грушинского трио», как их знает большинство любителей бардовской песни. А также все поклонники знаменитого Грушинского фестиваля авторской песни, который проходит в первую неделю июля. И каждый год честь открытия фестиваля принадлежит именно этим ребятам.
11 февраля «Грушинское трио» с концертом выступило в Сарове. «Как мы по вам соскучились!» - признались музыканты, поднявшись на сцену. И зал ответил им одобрительными аплодисментами.
Безусловно, это не первое выступление трио в Сарове. Но за то время, что они у нас не были, по словам Ольги, Александра и Анатолия, они прожили насыщенную жизнь, наполненную песнями и туристическими походами, путешествиями, встречами с поклонниками и, конечно, ежегодной встречей на Грушинском фестивале.
- Все знают вас как исполнителей авторской песни. А кто вы по профессии? Ведь наверняка поездки и выступления – лишь часть вашей жизни?
Анатолий Головин: «Мне повезло, я учился вместе с Валерием Грушиным, мы были с ним друзьями, вместе ходили в походы и пели песни. Было такое трио в Куйбышевском авиационном институте, где мы оба учились, которое называлось «Поющие бобры». Потом после гибели Валеры, в его память, мы решили организовать этот фестиваль и назвали его Грушинским. Впервые он прошел в 1968 году. Но поскольку жить на что-то, помимо песни, надо было, я занялся наукой, и выступал тогда редко. А потом встретил этих талантливых ребят, и мы создали трио. Но и основную специальность не бросал, 20 лет возглавлял научно-исследовательский институт «Экран»в Самаре. По работе, кстати, познакомился с Сергеем Григорьевичем Гараниным, узнал, что он тоже любит бардовскую песню. И вот в 2008 году мы впервые приехали вСаров, потом в 2009-м, потом выступили на дне города».
Ольга Ермолаева: «Профессии у нас, конечно, разные. Я, к примеру, вообще далека от науки –педагог-хормейстер. Всю жизнь руководила огромными хорами, а сейчас просто занимаюсь вокалом».
А Александр Исаев, как выяснилось, - теплотехник. Однако кормит его все-таки гитара, поскольку, помимо выступлений, которые случаются часто, Александр – педагог дополнительного образования по авторской песне.
В общем, физики и лирики в одном флаконе. Абсолютно гармонично уживающиеся в общей любви к авторской песне.
Кстати, мелодизм нашей бардовской песни ценят и за рубежом. В основном зарубежные гастроли коллектива проходят перед русскими эмигрантами. Но однажды был такой случай.
Александр Исаев: «Как-то в Германии мы выступали перед аудиторией, которая не понимала русского языка. Смотрим, их наши песни очень трогают. Спрашивает: «Что вы плачете?» - «Уаа-уаа красиво звучит!» То есть люди реально слушали и наслаждались звучанием, не понимая ни слова. А уж когда мы перевели тексты и они узнали, что песнио еще и про любовь, чуть не разрыдались. У нас еще был прямой эфир на WDR радио в Кельне, потом в Бонне выступали…»
Анатолий Головин: «Как-то с компанией, где были немцы и голландцы, плавали на яхте. Мы выучили с ними «Милую мою». Написали текст транскрипцией латинскими буквами. И они с таким упоением ее выводили! Это было очень трогательно».
Что в репертуаре коллектива? Да все, что вы любите с детства: Окуджава и Высоцкий, Визбор и Ланцберг, Никитин и Берковский. Слова многих песен впечатались в сердце, как скрижали, пропахнувшие дымом костров, окрапленные брызгами водных переправ. «За переходом - точка-привал,потом опять - тире-переход»... Боже, как давно, и как недавно это было…
- Вы каждый год ездите на Грушинский фестиваль.Как изменился фестиваль со временем?
Анатолий Головин: «Изменился, конечно. Это новый этап развития фестиваля. Жизнь идет, все меняется, приходят новые молодые авторы и новые зрители. Молодым зрителям нравится одно, пожилым – другое. Но все они уживаются друг с другом, потому что на фестивальной поляне уже порядка 19 сцен, и представлены все направления, от рока до романсов.