Фото:
Ну пожалуйста, купите собаку!

Психолог, заведующая службой телефона доверия Юлия Каледина рассказала, как понять, готов ли психологически ребенок заботиться о домашнем питомце:

«Ну пожалуйста, купите собаку!» Думаю, эта ситуация знакома многим родителям и нередко приводит их в замешательство. Начинается бурный процесс размышлений, сомнений, взвешивания всех «за» и «против». Первое, что всплывает в родительском мозгу: «А готов ли ребенок ухаживать за животным? Понимает ли он, что это большая ответственность?».

Ответить на этот вопрос поможет наблюдение за ребенком: как он соблюдает договоренности, какие обязанности у него есть в семье, насколько ответственно он их выполняет. Будет ли способен ребенок ухаживать за животным, если у него отсутствуют навыки самоорганизации и ухода за собой? Попробуйте проанализировать эти ситуации, и многое станет понятно.

Полезно вместе с ребенком обсудить, для чего ему нужен питомец. Вероятно, он видит себя играющим во дворе со своим новым другом, или идущим с послушным псом по дороге, а может показывающим трюки своим друзьям. И эти картинки далеки от вопросов ответственности, о выгулах животного три-четыре раза в день в любую погоду, о планировании и организации правильного питания, тренировках, выработки в семье единых правил обращения с животным. Чаще всего дети хотят обрести друга, с которым тепло и весело, а всплывают нормы, правила, требования…

Тороплюсь прокомментировать и еще одну сомнительную надежду родителей: заведем животное, и ребенок будет учиться ответственному поведению. А может, меньше времени проводить в телефоне или компьютере. Цель достойная, но реальна ли? В реальности картинка зачастую другая: ребенок умоляет – родители с противоречивыми чувствами покупают животное – ребенок играет – ребенку надоедает – забота переходит к родителям. Стратегический план воспитания ответственности оказался нереалистичным.

Считаю важным обратить внимание родителей на потребность, которая лежит в самом желании ребенка приобрести животное. Зачастую это потребность в заботе, внимании, общении, желании иметь доверительный контакт. А может, это способ, которым ребенок хочет привлечь внимание сверстников? («Какая классная у тебя собака! Можно погладить?»).

Понимание потребностей ребенка поможет наладить контакт с ним и помочь ему и без покупки нового члена семьи.

На мой взгляд, самой веской причиной завести собаку является желание, которое поддерживается ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Тогда процесс воспитания родителями ответственности у ребенка будет лаконично встроен в организацию ухода за новым членом семьи».

Sun, 07/05/2020 - 15:52