В редакцию обратилась мама полуторагодовалого малыша. По ее словам, сынишка ее… бьет. Может ударить кулаком или ущипнуть. Это нельзя назвать проявлением злости, ведь ребенок в ответ на реакцию сразу обнимает и жалеет. Может, он просто не умеет по-другому проявлять эмоции?
На вопрос мамы ответила психолог Юлия Каледина: «Анализируя ситуацию, хотелось бы расставить некоторые акценты. Родитель предположил, что ребенок в эти моменты не испытывает чувства злости и его такая форма поведение связана с отсутствием навыка проявлять эмоции. Тогда с каким чувством ребенок бьет маму?
Задача родителя - обучить ребенка определять чувства, которые он испытывает в данный момент, называя их: «сейчас ты злишься», «ты радуешься», «ты обижен». Можно показать и проиграть в игровой форме способы, как справляться с этими чувствами.
Описываемое родителем поведение ребенка в психологии называется детская агрессия. Причины такого поведения могут быть разными.
Во-первых, проявление возрастного кризиса первого года жизни – это переход ребенка от младенчества к раннему возрасту. Он связан с появлением самостоятельности. Эмоциональные вспышки появляются, когда взрослые не понимают ребенка и не выполняют то, чего он хочет. Конечно, не все желания выполнимы, малышу уже знакомо слово «нельзя». Но в силу возрастного кризиса аффект может проявляться ярко и сильно.
Вторая причина такого поведения - недовольство ребенка любыми ограничениями и запретами. Малыш упрямится, отказывается от еды, не хочет спать, плачет. Родителям стоит доходчиво, но четко объяснять каждое свое «нет», поддерживая свой авторитет в глазах ребенка, но ни в коем случае не применять силу.
Авторитарный стиль воспитания в семье – еще одна причина детской агрессии. Это излишнее давление, не позволяющее ребенку даже небольшие проявления самостоятельности. Причиной может стать и непоследовательность в требованиях взрослых (сегодня можно - завтра нельзя, при бабушке можно - при папе нельзя) или, наоборот, вседозволенность, когда у ребенка мало ограничений в поведении. Выстраивание новых отношений с малышом, установление контакта, умение его понимать, слушать, предоставление допустимой свободы, терпение помогают смягчить переживание кризиса ребенком.
В ситуации, описываемой выше, можно порекомендовать маме в момент проявления малышом агрессии разговаривать с ним строгим авторитетным голосом, но без злости и крика. Перехватить его действие и остановить, сопровождая внятно произносимым «НЕЛЬЗЯ!». Все очень просто. Никаких особенных объяснений не требуется, достаточно ОДНОГО СЛОВА, но подкрепленного действием. Просто не позволяйте ребенку ему это делать. Если малыш готов к дальнейшему контакту, можно объяснить, что вы видите его желание стукнуть, его злость в этот момент. Но бить маму нельзя, потому что ей больно. Ребенок часто осознает, что поступил неправильно, но он может не понимать, что, ударив или укусив кого-то, он делает больно. Малыш будет сопротивляться, капризничать, но если вы останетесь непреклонны, все получится. И скоро он перестанет это делать.
Но мало просто запретить ребенку драться – важно переключить его внимание на что-то другое, вовремя предложить альтернативу - например, с силой швырнуть мяч в коробку, чтобы выплеснуть ярость, потопать ногами и т.д.