Фото:
Ирина Смирнова: «Мелодрама – королева жанра»

Саровчанка Ирина Смирнова - (в девичестве Травова) - продюсер известных сериалов и телефильмов, среди которых «Склифосовский», «Зулейха открывает глаза», «Березка» и многие другие. Эксклюзивно для «Нового города» Ирина рассказала, что привело ее в киноиндустрию, почему талантливый сценарист – на вес золота, а мораль и добро - главные составляющие сериалов, над которыми работает она и ее команда.

 

Секретные переводчики и магия телевидения

Ирина Смирнова: «Я росла в 90-е годы. Для многих 90-е – символ тяжелых времен, но в моей памяти это время навсегда останется временем свободы и новых открытий. И в школе, и дома нам старались дать максимум возможностей для всестороннего развития, давали свободу пробовать и ошибаться. Я училась в гимназии №2, окончила музыкальную школу, с шести лет ездила в детские лагеря, благодаря чему быстро научилась самостоятельности. Никогда родители не принуждали меня заниматься тем, что мне было не интересно: я могла ходить в какой-нибудь кружок или секцию месяц, а потом решить, что больше не хочу, и выбрать что-то другое».

Решающий момент в жизни Ирины наступил, когда в 15 лет она выиграла стипендию и на год уехала в США.

Ирина Смирнова: «В начале 90-х страна только-только начала адаптироваться к новой жизни, заграницу мы видели только по телевизору. Поездка на учебу в США стала для меня своего рода чудом. Год, проведенный за рубежом - незабываемое время: я жила в прекрасной семье и влюбилась в Америку. Теперь стараюсь каждый год приезжать туда, потому что с этой страной меня многое связывает, там живут мои друзья. Я считаю, что юность – это самое лучшее время изучать мир, рисковать, искать себя». 

фото из открытых источников
На съемках сериала «Не родись красивой»

 

- Ваше первое образование – переводчик. Вы работали по этой специальности?

Ирина Смирнова: «Как я стала переводчиком –отдельная история. Мой дядя рассказал мне о книге, посвященной переводчикам-синхронистам в ООН. Это звучало так увлекательно, что выбор был сделан без особых раздумий. Я окончила Нижегородскийгосударственныйлингвистическийуниверситет.Но переводчиком проработала недолго - поняла, что это не мое, так как приходилось переводить мысли и слова других людей, с которыми порой была не согласна».

- А как связали жизнь с киноискусством?

Ирина Смирнова: «Наверное, первым знаком для меня стал стенд в коридоре нашего вуза, посвященный Алексею Балабанову, который в мои студенческие годыобрел народную любовь благодаря фильму «Брат». Он ведь тоже был выпускником моего факультета. А если серьезно, то еще во время учебы в вузе я начала работать под руководством Нины Зверевой (журналиста, члена Академии российского телевидения, двукратного лауреата телевизионной премии ТЭФИ. – Авт.) в нижегородском центре «Практика». Велатам спецпроекты. Тогда я поняла, что кино и ТВ – это моя стихия. Вскоре, я познакомилась с Александром Акоповым – создателем кинокомпании «Амедиа» - и приняла участие в работе над такими сериалами, как «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой». Нина Витальевна и Александр Завенович – два человека, которые больше, чем кто-либо, определили и мою судьбу, и мое отношение к работе. Учебу продолжила в магистратуре Лондонского университета по специальности «Продюсирование кино и ТВ». А вернувшись в Москву, продолжила двигаться в этом направлении».

фото из открытых источников
Ирина Смирнова: «Я несколько лет работала помощником режиссера, вторым режиссером, линейным продюсером и исполнительным продюсером. Нужно договариваться с заказчиками, актерами, группой, читать сотни сценариев, чтобы найти «тот самый»…

 

Продюсер – жонглер киноиндустрии

- Сейчас вы -генеральный продюсер компании «Русское».Что является главным в вашей профессии?

Ирина Смирнова: «Существует стереотип, что продюсер – это человек с чемоданом денег. Но это не так. Кинопроизводство –сложная проектная деятельность. Продюсер должен собрать нужных людей в нужном месте и преобразовать идею в готовый продукт. Продюсер – это менеджер, который управляет процессом, делает его эффективным. А еще это человек творческий, создающий вместе со сценаристом и режиссером некую историю. И хотя иногда людям со стороны кажется, что съемки сериалов – это конвейер, на самом деле каждый раз все начинается заново. Даже короткий телевизионный фильм – это новая история, новая команда. Чтобы реализовать проект, приходится решать массу нетривиальных вопросов каждый день».

- Стать продюсером непросто?

Ирина Смирнова: «Если посчитать всех продюсеров, которые смогли создать успешные компании, их немного. Но вовсе не потому, что это «закрытый рынок». Просто работа действительно сложная. Во-первых, продюсер – это боец невидимого фронта,его мало кто знает, обычно вся любовь зрителей достается режиссерам и актерам. Во-вторых, чтобы стать более-менее успешным продюсером, нужно сначала самому набраться опыта на съемочной площадке, чтобы понимать все стадии производства. Этому невозможно научить «за партой», нужно трудиться «в поле». Я несколько лет работала и помощником режиссера, и вторым режиссером, и линейным продюсером, и исполнительным продюсером. И в-третьих, продюсерская деятельность крайне энергозатратная - нас кормят мозги и ноги. Нужно договариваться с заказчиками, актерами, группой, читать сотни сценариев, чтобы найти «тот самый». Продюсер, как жонглер, крутящий множество шариков в воздухе, решает огромный объем задач. Всегда необходимо вести сразу несколько проектов. Ты – капитан корабля, от тебя многое зависит, нужно 24 часа в сутки нести ответственность за свою команду».

фото из открытых источников
Ирина Смирнова: «Я росла в 90-е. Для многих 90-е – символ тяжелых времен, но в моей памятиэтовремя навсегда останется временем свободы и новых открытий».

 

Люди, умеющие рассказывать истории

- Как придумать небанальный сюжет? И какие штампы в телепроектах вы сразу отсеиваете?

Ирина Смирнова: «Сюжет должен быть понятен и интересен зрителю. Не важно, что делают главные герои – ловят бандитов, лечат пациентов, ищут любовь, летят в космос. Главная цель любого телесериала – вовлечь зрителя, чтобы он сопереживал персонажам. Если зритель забыл, что на экране актер Иванов и актриса Петрова, и начал их воспринимать как реально существующих людей, то цель достигнута. Поэтому в работе очень важен хороший сценарий. Но людей, которые умеют рассказывать интересные истории, катастрофически мало».

- А как же курсы и факультеты сценаристов? Или одного лишь образования не достаточно?

Ирина Смирнова: «Сценарист должен иметь широкий кругозор, богатый жизненный опыт. В институте этому не научат. Талантливые сценаристы любопытны, им интересен мир, интересны люди, у них сильно развита эмпатия. Крайне важна начитанность и литературные способности – любое кино, прежде всего, написано на бумаге. Поэтому, кстати,кинокомпании стараются покупать права на книги, где уже есть материал, с которым можно работать. Отталкиваться от чистого листа сложно».  

- От режиссера зависит многое?

Ирина Смирнова: «Режиссер – это главное. И требования к этой профессии соответствующие: у него должен быть живой ум, фантазия, умение работать с творческой командой. Даже простейшее кино с незамысловатым сюжетом – это всегда сублимация внутреннего мира режиссера. Поэтому кроме профессиональных навыков,режиссеру нужен опыт, выходящий за пределы кинематографа. Я считаю, что в режиссуру, как и в продюсирование, нужно приходить, уже имея за спиной «взрослый» жизненный опыт. Что ты можешь рассказать людям о жизни, если сам этой жизни еще толком не видел?»

фото из открытых источников
Ирина Смирнова: «Есть ряд актеров, которых я обожаю. Например, Максим Аверин, с ним мы знакомы почти десять лет. Еще есть целая плеяда актеров старой школы - Юрий Назаров, Нина Усатова и многие другие. Это замечательные люди и настоящие мастера своего дела».

 

На стороне добра

- Как вы оцениваете уровень современных российских сериалов?

Ирина Смирнова: «Недавно пересматривала «Приключения Электроника». И хотя я очень люблю этот фильм, в очередной раз поймала себя на мысли, как далеко вперед шагнула современная киноиндустрия. Возможностей стало гораздо больше. Да и конкуренция влияет на качество продукта: сейчас в телевизоре десятки телеканалов, и нужно очень хорошо потрудиться, чтобы зритель нажал именно на твою кнопку».

- Какие успешные проекты кинокомпании «Русское», снятые в последнее время, вы могли бы отметить?

Ирина Смирнова: «Конечно, главным событием последних месяцев стала премьера сериала «Зулейха открывает глаза» с Чулпан Хаматовой в главной роли. Такого внимания и такого бурного обсуждения не было ни у одного нашего проекта. Сейчас мы заканчиваем работу над восьмым сезоном сериала «Склифосовский», который очень полюбился зрителям. Сезон выйдет на телеэкраны осенью, а мы уже начинаем работать над девятым.Есть еще ряд не совсем типичных для нас проектов, которые вот-вот войдут в съемки. Кинокомпания «Русское» на рынке уже больше десяти лет.Да, мы специализируемся на мелодрамах – и это не ругательное слово, как некоторые думают (смеется). Не зря мелодраму называют «королевой жанра» - она рассказывает о взаимоотношениях людей. Работая над проектами, мы стремимся увлечь зрителя, дать возможность забыть на время свои заботы и проблемы. И даже если в сериале многотрагичных, тяжелых моментов, в конце обязательно должен быть хеппи-энд». 

- Чего в своих сериалах вы никогда не допустите?

Ирина Смирнова: «Я бы никогда не смогла снимать кино про моральных уродов. Сцены с убийством детей под запретом, мы все-таки снимаем семейное кино. Да и вообще, мы стараемся оставаться в рамках базовых этических и моральных норм, для компании это важно. Мы всегда на стороне добра».

- Вы отслеживаете критику и отзывы на выпущенные вами проекты?

Ирина Смирнова: «Я не обращаю внимания, когда говорят, что мы снимаем «мыло», «жвачку», «опиум для народа». Для нас главная оценка – зрительская. Критики всегда хватает. К примеру,в адрес сериала «Зулейха открывает глаза». Сколько было восторженных отзывов, столько и негативных. Но в какой-то момент перестаешь воспринимать негатив близко к сердцу. Если эта тема так задела, значит, мы что-то сделали правильно,ведь никто не остался равнодушным. Как минимум люди обратились к истории своей страны. А еще эта ситуация показала, что есть такие «раны», которые не успели зажить. До сих пор, если встречаются потомки тех, кто раскулачивал, и кого раскулачивали, между ними начинает «искрить». Ипроисходившие когда-то события воспринимаются по-разному».

фото из открытых источников

 

Такие разные актеры

- С какими актерами вам нравится работать?

Ирина Смирнова: «Есть ряд актеров, которых я обожаю. Например, Максим Аверин, он играет доктора Брагина в «Склифосовском». С ним мы знакомы почти десять лет. Я уважаю Макса как человека. А еще я вижу, как он растет и сколько сил вкладывает в то, что делает. Еще есть целая плеяда актеров старой школы -Юрий Назаров, Нина Усатова и многие другие, это замечательные люди и настоящие мастера своего дела».

- Просто ли это, работать со «звездами» российского кино?

Ирина Смирнова: «Нет, конечно. Среди актеров полно «тяжелых пассажиров». Есть актеры, которые позволяют себе опаздывать на съемки, не учить текст. Иногда бывали случаи, что актер приезжал на площадку пьяным или по-хамски вел себя с группой. Актеры ведут себя по-разному, уровень таланта и желание работать у всех разные. Но некоторым продюсеры готовы прощать почти все. Настоящий актер обладает особой энергетикой, харизмой: не важно, что он делает в кадре – говорит, молчит, сидит, спит–он притягивает к себе зрителя. В этот момент продюсер, по сути, такой же восторженный зритель, готов простить актеру все свои мучения и страдания (смеется)». 

фото из открытых источников
Ирина Смирнова - участница фитнес-тура

 

Жизнь – это незабываемое путешествие

- У вас очень насыщенный рабочий график. Как найти время на отдых? И какой предпочтете –активный или в кругу семьи?

Ирина Смирнова: «Несколько раз в неделю играю в большой теннис, это помогает отвлечься и держать себя в форме. Я очень люблю путешествовать. Мне нравятся фитнес-туры, когда приятный отдых сочетается с тренировками. Просто лежать на берегу и загорать скучно. Если куда-то еду, стараюсь посмотреть не только достопримечательности, но и то, где и как живут люди. К сожалению, путешествовать удается гораздо реже, чем хотелось бы».

- Вы много читаете?

Ирина Смирнова: «Стараюсь читать каждый день, в том числе на английском. Недавно закончила читать с детьми серию книг про «Гарри Поттера» - я получила громадное удовольствие, потому что чтение вслух воспринимается по-особенному, улавливаешь гораздо больше деталей. Естественно, много приходится читать по работе, и не только сценарии. Сейчас, например, читаю детектив «Мизерере» Жана-Кристофера Гранже. А еще мне нравится публицистика. Только-только начала читать «Рациональную Библию» Денниса Прагера – это философский комментарий к Ветхому Завету».

- Вы следите за тем, что происходит в мире? Смотрите современное телевидение?

Ирина Смирнова: «Я смотрю российские аналитические программы, в основном в YouTube, и американские политические программы -внимательно слежу за тем, что сейчас происходит в США. Кто бы мог подумать, что мы станем свидетелями такого яростного столкновения разных мировоззрений и культур внутри одной страны! Карантин и предвыборная гонка раздули эмоции и довели людей до истерии и физического насилия. И еще я смотрю много российских и зарубежных сериалов -могу посмотреть целый сезон за одну ночь».

фото из открытых источников
Актриса Екатерина Травова - младшая сестра Ирины Смирновой

 

Младшая сестра – актриса

Младшая сестра Ирины Смирновой – Екатерина Травова - актриса. Она занята во многих телевизионных проектах. Вы узнаете ее по роли медсестры Татьяны в сериале «Склифосовский», героинь сериалов «Секта», «Челночницы», «И шарик вернется», «Голубка» и многих других.  Сегодня в творческой копилке актрисы собрано более 50 ролей в проектах разного жанра. Актриса практически не дает интервью, и небольшой комментарий «Новому городу» дала ее сестра кинопродюсер Ирина Смирнова.

Ирина Смирнова: «Катя еще в школе посещала актерские курсы, и ей это очень нравилось. Тогда она твердо решила, что станет актрисой. Хотя у Кати классическая внешность – светлые волосы, милые черты лица, мне лично больше нравятся не мелодраматичные роли в ее исполнении, а характерные. Или, наоборот, ярко-драматичные персонажи с несколько девиантным поведением».

То, что обе сестры связали свою жизнь с творческими профессиями – не случайность: в их семье всегда поддерживалась любовь к искусству.