Фото:
Как научить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание

Дистанционка показала, многие дети (особенно начальная школа и младшее среднее звено) совершенно не умеют без участия учителя или родителя настроиться на учебу. Как научить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и поручения по дому?

На вопросы "Нового города" отвечает психолог Юлия Каледина. Формирование и развитие самостоятельности, ответственности, исполнительности зависит от ряда обстоятельств: возраста ребенка, системы взаимоотношений в семье, психологических особенностей развития ребенка, которые нередко не учитываются родителями в выстраивании системы воспитания. Особенно остро эта тема встает, когда ребенок становится учеником.

Обучение самостоятельности начинается с раннего возраста. Мы поручаем чаду самому собирать игрушки, готовиться ко сну, одеваться, выбирать одежду в детский сад и т.д.

Говоря о правилах формирования самостоятельности, сложно дать конкретную инструкцию. Для каждого ребенка нужен свой подход. Предлагаю поразмышлять, почему ребенок не выполняет домашнее задание сам.

1. Первое обстоятельство – у ребенка нет навыка самоорганизации при подготовке домашнего задания. Простыми словами – не научили!

Здесь поможет режим. Одним школьникам удобнее сразу после школы выполнить домашнее задание, другим нужен небольшой отдых. Между заданиями по разным предметам, как и в школе, должны быть перерывы (здесь пригодится таймер). Место для занятий должно быть удобным, чтобы ничего не отвлекало, в том числе младшие дети или работающий телевизор.

Введите ритуал подготовки к выполнению «домашки»: сперва поинтересуйтесь, что задали, приготовьте все необходимое, определите, с какого предмета лучше начать. Узнайте, что ребенок может сделать сам, и пообещайте помочь ему с трудными заданиями.

Важно определить время окончания выполнения заданий. В целом, продолжительность домашних заданий для учеников начальной школы может составлять до двух часов, средней школы – 2,5 часов.

 

2. Второе обстоятельство – высокая тревожность ребенка. Он беспокоится, что не справится сам, заранее напуган большой ответственностью за правильность выполнения домашнего задания. Это обстоятельство нередко связано с установками, которые внушили своему чаду суперответственные родители о сверхважности школы и успеха в учебе. В этом случае тревога ребенка как в зеркале отражает тревогу родителя, которая выражается в суетливости, усиленной включенности, контроле, высоких требованиях.

Здесь родителям важно самим привести в порядок свои мысли и потребности, больше ориентировать на помощь и поддержку ребенка и не реализовывать через него свою программу «ответственного, хорошего и правильного родителя». 

Ребенку в целом трудно организовывать себя на выполнение какой-то задачи. Особенно это проявляется у активных детей, быстро переключающихся, неусидчивых. Или, наоборот, медлительных капуш. Вообще целенаправленное управление своим поведением, сосредоточенность на чем-то формируется только к началу средней школы. Поэтому не стоит ожидать, что школьник по щелчку станет суперответственным и сознательным.

Нужно помочь ребенку сосредоточится – если и не делать задание вместе с ним, то хотя бы присутствовать рядом, нередко этого оказывается достаточно. Постепенно, небольшими порциями перекладывайте на него ответственность за выполнение уроков. Ни в коем случае не торопите, требуя увеличить скорость выполнения работы!

 

3. Третий аспект - ребенку не понятен материал. А вот эта причина как раз требует активной включенности взрослого. Нужно вместе проанализировать задания, разобраться и найти решение.

Важно не выполнять задание ЗА ребенка, а делать это ВМЕСТЕ с ним. Сейчас даже в обычной школе много задают на дом, так что не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями. Часто под предлогом «надо» родители водят свое чадо во всевозможные кружки и секции. Ребенок там не отдыхает, а продолжает нести повинность, как в школе. Отдых же представляет собой занятие, которое нравится ребенку.

 

4. Привлекая родителя к выполнению заданий, ребенок часто пытается добиться его внимания и участия. В этом случае предложите ему другие сферы для взаимодействия - прогулки, игры, чтение и пр.

 

5. Ребенок не торопится выполнять задания, так как знает, что родитель сядет и быстро с ним сделает. Постарайтесь не выполнять его работу, а только объяснять, как ее сделать. Объяснять – не значит решать, это всего лишь показать направление размышлений.

Если ребенок затягивает процесс выполнения заданий, то хорошим правилом может служить «съешь лягушку сразу». Иными словами, сделай все важные, неприятные и сложные для тебя дела сразу.

Важно помнить, что школа – это не вся жизнь, а лишь часть ее, поэтому не сводите весь процесс общения с ребенком только к выполнению школьных заданий. Оставайтесь для своих детей родителями, не превращайтесь в учителей.

Психолог Юлия Каледина

Thu, 09/03/2020 - 15:25