Спас под куполом и орнаменты в алтаре

На днях я посетила строящийся храм во имя Божией Матери «Живоносный Источник». Сейчас это единственный объект в Саровском монастыре, на котором производятся работы. В храме идет роспись, художники работают в алтарной части и под главным куполом.

Изнутри храм густо заполнен лесами, кое-где, с самой верхотуры, раздаются голоса – там пишут поясное изображение Спаса. Заглядываю в алтарь (когда еще побываешь в алтарной части – женщин ведь туда не пускают) – там тоже леса, стоя на которых, дамы-художницы выводят орнаменты. Рядом, на полу, - импровизированный столик с едой, в стенной нише микроволновка – пищу художники принимают прямо здесь, «без отрыва от производства».

О ходе работ и планах мы поговорили с руководителем бригады по росписи храма мастерской «Ковчег» Дмитрием Кирьяновым. Он рассказал, что сейчас в храме работают примерно 15 сотрудников, из них более трети – местные художники. Коллектив профессиональный, все имеют соответствующее образование. Работают пять дней в неделю с двумя выходными, во время которых многие разъезжаются по домам – повидать семьи.

фото из архива редакции
Дмитрий Кирьянов: «Все наши художники – универсалы, - могут и лики писать, и орнаменты выводить. Однако разделение на живописцев и орнаменталистов все же существует».

 

Еще Дмитрий рассказал, что к работе бригада приступила чуть меньше месяца назад – сильно сдвинула сроки пандемия. Большую часть этого времени заняла подготовка, а к живописи и орнаментам художники приступили буквально неделю назад. Срок окончания работ по росписи – вторая половина декабря 2020 года, однако сейчас продолжается обсуждение сроков, так как времени на эту работу нужно больше.

Дмитрий Кирьянов: «Здесь мы работаем в стиле академической живописи масляными красками. Работа начинается с эскизов, проектов, а потом все это воплощается непосредственно на стене храма. Эскизы мы готовили, отталкиваясь от старых фотографий, хотя их по Живоносному Источнику не так много. Пожалуй, известна только одна фотография интерьера, где запечатлен четверик храма и видны росписи всего лишь одного пояса. На этом фрагменте изображен сюжет «Собор архангела Михаила» и святые. Все остальное нам пришлось разрабатывать самим, исходя из стилистики росписей с фотографии и самого храма. Образцы брали и со старинных гравюр, и в интернете».

Сейчас бригада занимается росписью барабана центрального купола и алтаря. В алтаре, как пояснил Дмитрий, будут классические сюжеты алтарной части – Тайная вечеря, Моление о чаше, Путь на Голгофу, Распятие, Снятие с креста, Воскресение, Вознесение – многофигурные композиции, связанные с главными событиями жизни Спасителя. В центральном барабане ведутся работы над поясным изображением Спасителя с державой в руке. Таких росписей, по словам Дмитрия Кирьянова, в храмах Сарова еще не было.

Мастерская «Ковчег» включает в себя несколько бригад, которые специализируются на разных видах работ – одни мастера изготавливают иконостасы, другие пишут иконы, третьи расписывают храмы, четвертые создают мозаики. Те, кто занимается росписями, работают в разных стилях. Бригада Дмитрия Кирьянова работает в стиле академической живописи. И если древнерусская живопись стилизованная, условная, пропорции фигур вытянуты, то академическая более реалистичная. Однако тоже со своими условностями: ведь она религиозная, да к тому же монументальная – должна смотреться снизу, отчего меняются ее пропорции.

фото из архива редакции
Что касается религиозности художников, сейчас это не является обязательным правилом - встречаются как верующие, так и неверующие

 

Стены к росписи подготавливают по древним технологиям – на известковую шпаклевку кладут слой олифы. Сюжеты сначала прорисовываются карандашом, а затем заполняются красками.

Художники, как правило, специализируются на каком-то одном стиле. Даже станковая и монументальная живопись в храмах требуют разных навыков, и совмещать их одному художнику трудно. Поэтому Дмитрий, например, специализируется на монументальной живописи.

«В основном все наши художники – универсалы, - добавляет Дмитрий Кирьянов, - могут и лики писать, и орнаменты выводить. Однако разделение на живописцев и орнаменталистов все же существует. Среди орнаменталистов больше женщин – эта работа более однообразна и кропотлива, у мужчин часто не хватает выдержки».

Что же касается религиозности художников, то сейчас, по словам Дмитрия, это не является обязательным правилом - среди них встречаются как верующие, так и неверующие.

Работа у профессиональной бригады не иссякает. «Без работы мы вообще не сидим – летом, в горячую пору, почти невозможно вырваться в отпуск, - рассказывает Дмитрий. - Работаем по всей России. Из недавних – цокольный этаж кафедрального собора в Симферополе, из последних выдающихся – Успенский собор Саровского монастыря». Иконостас и иконы на стенах Успенского собора тоже работа «ковчеговцев». И в храме Живоносного Источника будет так же.

фото из архива редакции

 

Напомним, что именно эта бригада расписывала храм Иоанна Предтечи в нашем городе. А еще работала над росписью купола круглой трапезной Саровского монастыря. По словам Дмитрия Кирьянова, это был очень интересный опыт, рисунок купола восстановили по старой фотографии, где было видно только его часть. Изначально эта роспись была выполнена мастерами ступинской школы в технике гризайль (черно-белой). Однако Дмитрий с художниками сделали роспись цветной.

Поговорив с художником, напоследок лезем с фотографом по бесчисленным лесенкам на самый верх – под купол главного барабана. Уже прорисованный, но пока контурно, без дополнительных цветов, лик Спасителя кротко смотрит на нас… 

Thu, 09/03/2020 - 16:09