Фото:
Образцы хорошего вкуса

В сентябре в нескольких номерах «Нового города» мы опубликовали очерки из книги Любови Андреевны Кульковой «Люди, которые шили» - сборника об истории становления и развития швейного дела в Сарове в советские годы. Эта замечательная книга навеяла идею рассказать подробнее о показах модной одежды, которые стали визитной карточкой экспериментального пошивочного цеха. Мы нашли участников этого удивительного дела - создателей коллекций и тех, кто стоял у истоков первых модных показов.

 

Одеть тактично и красиво

Можно сказать, что начало модным показам положил именно экспериментальный цех, созданный в Арзамасе-16 в середине 70-х годов.

Из книги Л.А.Кульковой «Люди, которые шили»:

«Конструкторами-модельерами на основе рекомендаций Центральной опытно-технической швейной лаборатории Москвы разрабатывались и изготавливались модели для информирования закройщиков по изменению в конструировании одежды, с ними проводились занятия, консультации… Очень много сил и времени уделялось работе с населением. Велась оформительская работа в салонах ателье, … организовывались выставки образцов модной одежды, велись передачи на местном телевидении, проводились лекции в школах и на предприятиях города…».

Но наиболее притягательными для саровчан стали показы модной одежды.

Из книги Л.А.Кульковой «Люди, которые шили»:

Татьяна Карепова,художник-модельер экспериментального цеха: «Первые демонстрации моделей одежды мы устраивали с Валентиной Александровной Ватулиной. Сейчас невозможно представить, как мы отважились на это: не было помещения, не было демонстрантов одежды, должного музыкального сопровождения. Было одно только желание и голый энтузиазм».

Татьяна Николаевна Карепова вместе с художником-модельером экспериментального цеха Валентиной Александровной Ватулиной вместе занялись организацией модных показов для всего города.

В конце 70-х и вплоть до начала 90-х годов демонстрация модной одежды крепко вошла в календарь культурных мероприятий города. Этих показов ждали. Модницы закрытого города подхватывали здесь новые идеи, и столы заказов саровских ателье были переполнены заявками на пошив.

Лучшим местом в городе для проведения показов стал Дом ученых.

Из книги Л.А.Кульковой «Люди, которые шили»:

Татьяна Карепова: «Директор Дома ученых Адольф Данилович Шевцов сделал все возможное для организации очень непростого с технической точки зрения мероприятия. Был построен настоящий подиум в центре зала. На первых показах звучала живая музыка, работали звукооператор и художник по свету».

 

Главное, чтобы костюмчик сидел

Манекенщиц искали везде, в том числе и по объявлениям на местном радио и телевидении.

Валентина Ватулина, художник-модельер экспериментального цеха: «После того, как выходило объявление о наборе моделей, к нам много девушек приходило. Большинство отсеивались после первого же показа. Поэтому мы ходили по городу и искали сами – на вечерах отдыха, на танцах, на самих показах, что проводили в домах культуры. Многие девушки из тех, что мы нашли, у нас оставались и работали».

- Какие были параметры?

Валентина Ватулина: «Высокий рост, прямые плечи и спина, стройные ноги, талия. Чтобы девушка была пластичной, умела двигаться на сцене. В итоге у нас набралось восемь манекенщиц, этого было достаточно».

Из книги Л.А.Кульковой «Люди, которые шили»:

Татьяна Карепова: «Первых бессменных манекенщиц Марину Страхову и Ирину Сухову увидели на улице, а десятиклассницу Татьяну Илюшкину (в замужестве Сорокко) привела подруга. Свою звездную карьеру Таня начала в экспериментальном цехе нашего города, а закончила в Париже, став мировой звездой. Для среднего возраста модели демонстрировали закройщики Валентина Григорьевна Захарова и Зинаида Николаевна Бычкова».

Также демонстрировали модную одежду Светлана Монахова, Ирина Петрова, Лариса Казакова.

Работа с моделями была выстроена скрупулезно. Ходить по подиуму, ставить выходы манекенщиц помогал актер театра и художественный руководитель Дома ученых Александр Кокнаев, который превратил демонстрацию одежды в настоящие театрализованные представления.

фото из открытых источников

 

Не просто мода – театр!

Александр Кокнаев: «В 1986 году я пришел художественным руководителем в Дом ученых. И тут ко мне обратились за помощью сотрудницы экспериментального цеха с просьбой помочь организовать показы. Я согласился, хотя работать пришлось с нуля. Имея за плечами театральное образование и специальность хореографа, хотелось сделать что-то особенное. Так родилась идея театра моды».

Прежде, чем что-то сделать, необходимо сколотить команду. Девочки-модели приходили буквально «с улицы», не имея за плечами ни опыта показов, ни работы на сцене. Их нужно было раскрепостить, научить ходить,держаться на подиуме. Но самое главное – сдружить, создав единый сплоченный коллектив.

Репетировали часто.В программу подготовки моделей входили занятия по хореографии, растяжке, отработке походки и осанки, сценическому мастерству.

Александр Кокнаев: «Работа в театре моды требовала не просто проходов по подиуму – хотя правильной походке я их тоже учил. Она требовала умения управлять своими телом, эмоциями,хорошей мимики, пластики и даже актерского таланта. У нас были разные сюжетные зарисовки в зависимости от того, какую коллекцию мы представляли. Были юмористические сценки и сценки с участием «роботов», молодежные или офисные зарисовки. Моделям на сцене приходилось вальсировать, перевоплощаться и играть роль, а не просто ходить по подиуму. В общем, мы искали разные сюжеты».

- Как удавалось снять психологический барьер? Иной раз единственная мысль на сцене – лишь бы каблук не подвернулся. А тут – вальсировать!..

Александр Кокнаев: «Поскольку я выпускник театрального института, системой Станиславского хорошо владел. Поэтому устраивал для моделей занятия, на которых объяснял, как снимать зажатость на сцене. О чем думать, когда идешь по подиуму, куда смотреть, куда «девать» руки. Это все не так сложно. Стрессоустойчивость нарабатывалась, с каждым показом девочки становились все увереннее. Очень хорошо помогали упражнения на публичное одиночество, импровизацию. Это, безусловно, давало свои плоды. Девочки учились «выкручиваться» из любой ситуации на сцене, даже когда ненароком подворачивался каблук».

«Идея театрализации показов была моей, - продолжает Александр Кокнаев. - Все-таки я пять лет проработал в нашем саровском драматическом театре и хотелось больше творчества привнести в сам процесс показов».

Это удалось. Без ложной скромности аналогов саровскому театру моды не было ни тогда, ни, пожалуй, сейчас. То, что делал Александр Кокнаев, было не просто показом – спектаклем! Отдельные полноценные миниатюры с сюжетной линией.

Александр Кокнаев: «Почему я называю это спектаклем? Спектакль - это действо, которое тебя трогает. Разными художественными приемами мы этого достигали: подбиралась музыка, применялись световые эффекты, ставились пластические этюды, танцы. Не было монологов и диалогов – разговор со зрителем шел на языке пластики и сюжета. То есть девочки на сцене «играли». За один показ мы разыгрывали 10-15 сюжетов. Но были и чистые проходки, они обязательно сопровождались рассказом о коллекции. Каждую модель зрители успевали рассмотреть в деталях, потому что подиум был длинный – со сцены и до середины зала Дома ученых. Первоначально подиум был деревянным, потом заказали специальные пластиковые прозрачные панели, которые позволяли делать эффектную подсветку снизу. Зрелище было потрясающим».

фото из открытых источников

 

Закулисье показов

Все модные показы в Доме ученых вела модельер-конструктор Татьяна Анатольевна Авраменко, и делала она это великолепно – информативно, очень доступно объясняя особенности каждой модели, рассказывая о современных модных тенденциях, исторических предпосылках того или иного направления в моде.

Из книги Л.А.Кульковой «Люди, которые шили»:

Валентина Ватулина: «После окончания Московского технологического института бытового обслуживания у Т.А.Авраменко был большой опыт работы в Казанском доме моды. Татьяна Анатольевна давала зрителям информацию о модных тенденциях, обращая внимание на скромные ткани, из которых можно сшить интересные модели».

Подготовка каждого модного показа – это работа большого коллектива. Мало было написать сценарий и подготовить текст, определить последовательность выхода моделей и рассчитать хронометраж. За кулисами Дома ученых во время каждого показа тоже кипела работа.

Валентина Ватулина: «За девочками были закреплены помощницы – лаборанты нашего экспериментального цеха. Они помогали манекенщицам переодеваться. Вся одежда была заранее развешана на плечиках, у каждой модели – своя стойка с одеждой, и не дай Бог перепутать или перевесить какую-то вещь. Ведь костюмы шились под каждую модель конкретно. Времени на переодевание было мало.Перед выходом на сцену стояла я со списком демонстрируемых вещей и выпускала девочек. Чтобы каждая модель выходила в то время, как запланировано. А главное – опрятно выглядела и демонстрируемое изделие смотрелось хорошо».

Макияж и прически девочки делали себе сами. Прибавьте ко всей этой суетеподбор музыки, постановку света, декорации (если того требовал сюжет), и становится понятно, насколько профессионально должна была вестись подготовка, чтобы во время показа не случилось ни одной накладки!

 

Не только женщинам подвластно

Саровские подиумы покорялись не только женщинам. Да, да, были среди демонстраторов модной одежды и мужчины.

Валентина Ватулина: «И женщины-то стеснялись, работая у нас моделями, а уж что говорить о мужчинах. Тогда не было принято афишировать, что ты – модель, зато сейчас это престижная профессия. Тем не менее, мужчины приходили, и мы были им благодарны. Одним из первых стал демонстрировать модели наш постоянный заказчик Алексей, которому мы однажды предложили попробовать. Потом художник-модельер по мужской одежде Татьяна Панкратова на каком-то вечере пригласила двоих ребят-внииэфовцев. Они у нас поработали всего один показ - очень стеснялись. Потом мужские модели демонстрировали Александр Исаев и Сергей Тимонькин».

К мужским коллекциям в Сарове было приковано не меньшее внимание, чем к женским. И не удивительно: художник-модельер всегда предлагала вещи, которых не было в продаже. В первую очередь – красивой деловой одежды спортивного стиля – модные укороченные куртки, рубашки навыпуск, куртки с поясом по бедрам. Того, что советская промышленность не выпускала. Все эти модели быстро разбирались.

 

100 оттенков серого

В год отшивалась только однаколлекция одежды. Зато она была очень большой – до 120-140 моделей. Демонстрация начиналась весной, и потом в течение нескольких месяцев эта коллекция показывалась в Доме ученых, дворце культуры ВНИИЭФ, Доме молодежи, ДК «Авангард» и «Прогресс», в школах, ПТУ и т.д. В среднем в год давалось до 10-15 показов при полных залах. По словам Валентины Александровны, они демонстрировали коллекцию столько, сколько этого хотел народ.Надо ли говорить, что на премьерные показы в Доме ученых зал забивался битком. В день премьеры – два показа при полном зале, на следующий день – еще два. А дальше коллекция «гастролировала» по другим площадкам города. В зависимости от пожеланий заказчиков, могли демонстрировать только деловые костюмы, или верхнюю одежду, или летние модели.

Каждый показ тщательно и долго готовился, обшивался. За новыми модными трендами саровские мастерицы ездили в Москву, где на базе Центральной опытно-технической швейной лаборатории проводились обучающие семинары.

Валентина Ватулина: «Два раза в год – к осеннее-зимней и весеннее-летней коллекции - мы ездили на семинары, там давались основные направления моды. Потом все, чему нас научили, мы подробно разбирали с нашими закройщиками, рассказывали об основных модных тенденциях сезона, показывали чертежи, разбирали особенности кроя. Обычно ателье выписывали два советских журнала мод – московский и таллиннский, рассчитанных на профессиональное швейное сообщество. Иностранных журналов было крайне мало, в продаже невозможно достать. Поэтому, кто мог, заказывали через знакомых в Москве. Но в иностранных журналах демонстрировались такие коллекции тканей, которые в Советском Союзе просто не выпускались – до сих пор не пойму почему! – яркие, сочные, насыщенные цвета. А ведь потребность в них была! Поэтому приходилось учитывать особенности наших расцветок».

- А что было наиболее востребовано в советской жизни?

Валентина Ватулина: «Нарядные и в то же время сдержанные модели, которые можно было надеть и на выход, и в повседневной жизни. Сейчас мода более демонстративна, сейчас в моде есть вызов, и каждый модельер изощряется в своей фантазии. Мы раньше тоже отсутствием фантазии не страдали, но все же от вычурных моделей сразу отказывались. Они бы не стали носиться. Задачей было тактично и красиво одеть наших женщин».

Ткани – отдельная песня, они были важной составляющей каждой коллекции.  

Валентина Ватулина: «Ткани в город поступали централизованно, склад располагался неподалеку от ж/д вокзала. Наши модельеры-конструкторы ездили на склад, проводили отбор тканей, сразу становилось ясно, что мы сможем использовать в работе, а какая ткань не пойдет. В цветовой гамме разнообразия не было. Как справедливо заметил однажды Вячеслав Зайцев, уж что-что наша советская промышленность научилась делать хорошо, так это серые ткани. Серые в елочку, серые в полоску, серые однотонные и в крапинку, серые легкие тонкие и тяжелый драп… Зато они были замечательными по качеству и выделке – почти полностью натуральные, с небольшим добавлением синтетики, приятные в носке, пластичные и удобные в крое. Я серые ткани любила и много моделей из них сделала. А вот модных ярких тканей, которые рекламировали в журналах, не хватало».

Ну и какая же коллекция без модных аксессуаров – бижутерии, шляпок, шейных платочков, сумочек. Их специально не покупали, а занимали у друзей, знакомых, если вдруг видели вещь, подходящую к коллекции.

- Саровские модницы времен СССР следовали тенденциям, что вы демонстрировали в своих коллекциях? Или от них поступали какие-то иные запросы -быть может, то, что в Сарове еще не носили?

Валентина Ватулина: «Мы опережали все запросы. Ведь мы целенаправленно изучали моду, обучались этому и точно знали, что будет модно через год. К тому же, тут важно особое чутье, что войдет в тренд, а какое из предложений пройдет мимо, потому что народ не оценит. Это чутье у нас тоже было».

- Какова была дальнейшая судьба коллекции, когда все показы заканчивались?

Валентина Ватулина: «Модели, которые пользовались у саровчан наибольшим спросом, мы тиражировали в массовое производство и предлагали в наших ателье».

 

На закате

Сейчас сложно сказать, сколько коллекций, а уж тем более моделей одежды было выпущено за годы существования экспериментального цеха. Не будь политического и экономического кризиса, в который скатилась наша страна в начале 90-х, возможно, традиция модных показов в Сарове была бы жива до сих пор.

Валентина Ватулина: «Я думаю, в 1989 году был последний показ. В начале 90-х уже не было ни тканей, ни работы, ни денег у народа. И нас как бы уже не было: ателье массово закрывались».

- Обидно было за свое дело?

Валентина Ватулина: «Да. Особенно обидно стало, когда рынок захлестнула волна безвкусицы, турецких и китайских изделий, сшитых из дешевых тканей, как попало. Не знаю, насколько они были модными, но вкус у населения точно подпортили. Но эти вещи были дешевле, и народ их покупал».

- Вы ощущали, как ваши коллекции воспитывали вкус в советских женщинах?

Валентина Ватулина: «Думаю, да. Мы нередко встречали на улицах женщин, одетых в ниши модели. Это вселяло гордость. «Вы были образцом хорошего вкуса», - так говорят нам до сих пор».

Wed, 10/28/2020 - 23:43