Елена Цыплакова: «Кино может стать служением»

Творческий вечер актрисы Елены Цыплаковой в Доме ученых. Встреча с актрисой стала откровением. Елена Цыплакова оказалась глубоко и крепко верующим человеком. Тема веры и духовности общества и киноиндустрии в целом стали лейтмотивом всей встречи.

Елена Цыплакова: «Однажды у меня была потрясающая история. Я преподавала в академии Натальи Нестеровой, была деканом факультета кино и телевидения. И как-то одна девочка сделала монолог проститутки из «Ямы» Куприна. И сделала это так, что все расплакались. А я ей говорю: «Ты понимаешь, на душевном уровне ты сделала это очень хорошо. Но есть другой уровень сознания – духовный, надмирный». И в это мгновение в аудитории сам собой зажегся свет». 

Таких неожиданных историй и чудес на своем жизненном пути Елена может припомнить множество. Хотя для нее, глубоко верующего человека, это никакое не чудо, а нормальные знамения силы Божией, того, как Он являет себя людям.

«Однажды мы вымолили маму с четвертой стадией онкологии, - вспоминает актриса. – У нее ушли все метастазы, так что хирург – замечательный врач Дмитрий Дворянкин, сейчас он заведующий отделением хирургии во Всероссийском центре экстренной медицины МЧС России в Санкт-Петербурге – поначалу просто не поверил глазам. А мы читали молитву Георгия Победоносца «Верую, Господи». У мамы вышла горлом черная слизь, полтора литра. И когда ей сделали последнюю томограмму, оказалось, что раковых клеток не осталось. Все ушло. Да и я сама - живой пример милости Божией. Был период, когда после двух сериалов я полностью слегла, не могла ни ходить, ни стоять, передвигалась на инвалидной коляске. Но меня вымолили»...

фото из открытых источников

Творческая карьера Елены Цыплаковой началась рано. В 16 лет она уже снялась в главной роли в фильме Дианы Асановой «Не болит голова у дятла», а в 1978 году этот фильм был признан лучшим иностранным фильмом на Кубе. С тех пор предложения о съемках сыпались на Елену как из рога изобилия. Перед обаянием этой актрисы невозможно было устоять: кудрявая лучезарная Кэтти («Д`Артаньян и три мушкетера»), соблазнительная Ева («Адам женится на Еве»), непревзойденная Изабелла Фокс («Мы из джаза»)… Она продолжала активно сниматься и будучи студенткой актерского факультета ГИТИСа, но поскольку, как сама признается, в то время в вузе это не поощрялось (частные съемки затрудняли процесс учебы), вскоре поступила на режиссерский во ВГИК. В период 1970-1980 гг. Елена сыграла более сорока ролей.

 

А потом неожиданно исчезла

- Мы помним вас по ранним ролям в фильмах. И эти роли были по-настоящему близки. Но потом вы неожиданно пропали. Что произошло? – поинтересовалась у нее в этот вечер.

Елена Цыплакова: «Однажды я съездила с фестивалем в Африку и привезла оттуда смертельную малярию. Врачи долго не могли поставить диагноз. Неделю держалась температура под сорок, и в больницу меня увезли с отеком легкого. Слава Богу, Господь уберег. Малярию вылечили, но после этого у меня начались проблемы со здоровьем, так что я уже не могла сниматься».

К счастью, к тому времени актриса окончила режиссерский факультет ВГИКа. И для нее начался новый путь в киноискусстве, всю важность миссии которого она тоже осознала не сразу.

 

Кино может быть служением

Елена Цыплакова: «Осознанно к Богу я пришла в 36 лет. До этого были какие-то зачатки веры, осознание. В 16 лет я начала серьезно задумываться о жизни. Мой отец был домашний философ – он пришел с войны инвалидом, у него не были простреляны ноги. Он был художник-график, и в перерывах между работой, сидя на кухне, он пил крепкий чай и разговаривал. Я была его «ушами». Он очень много говорил о бытие, сознании, я многого тогда не понимала, но подсознание, видимо, впитывало. Некоторые вещи стали открываться позже. В 36 лет, окончательно придя к Богу и много пережив, я вернулась в профессию уже совершенно с другим сознанием».  

Первым и по-новому осмысленным режиссерским опытом для нее стал сериал «Семейные тайны» (2001 год).

фото из открытых источников

Наша справка. В основу сюжета сериала «Семейные тайны» положена история современной богатой семьи. Ее глава болен и решает разделить наследство между четырьмя детьми. Однако не всем такое решение кажется справедливым… (www.kinopoisk.ru)

«Да, это была очень жесткая семейная история современного Короля Лир. И я разбирала с актерами все ситуации, которые им приходилось играть, с позиции заповедей Божьих. Это и для меня был очень интересный опыт, - вспоминает Елена Цыплакова. – Я, конечно, понимала, что одним фильмом невозможно изменить сознание людей. Но я молилась, чтобы, посмотрев, люди хотя бы задумались: Боже, а ведь и я такое творил!»

Удивительно, но эффект был потрясающий. Однажды на каком-то мероприятии к Елене Цыплаковой подошла женщина-адвокат и призналась, что после выхода на телеэкраны «Семейных тайн», ее клиенты стали забирать иски о разделе имущества. «Я мучилась вопросом: почему со мной не хотят работать? А люди говорили: «Вы знаете, мы посмотрели «Семейные тайны» и подумали: что и с кем мы делим? Ведь мы же родные люди!»

фото из открытых источников

«Кино может помогать и быть служением, - убеждена актриса. - Крайне важно, что туда закладывать: искушение или откровение, познание добра и зла. Если режиссеры, сценаристы, актеры вносят в свою работу желание помочь людям разобраться в самих себе, то такой фильм обязательно станет откровением».

 

Режиссерский путь

Режиссерский дебют Цыплаковой состоялся в 1988 году (короткометражный фильм «Гражданин убегающий»). Дебют оказался успешным, и в ней сразу признали коллегу многие именитые режиссеры. А Карен Шахназаров пригласил Елену Цыплакову в свое творческое объединение «Старт». Там в 1989 году она сняла свою первую полнометражную картину «Камышовый рай», которая удостоилась приза за лучшую режиссуру на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне (1990 г.) и гран-при на фестивале правозащитного кино «Сталкер».

Но сегодня многие знают Елены Цыплакову как режиссера телесериалов – «Кармелита. Цыганская страсть» (2009-2010 гг.), «Пока станица спит» (2013-2014 гг.), «Свидетельство о рождении» (2017 г.) и другие.

фото из открытых источников

Елена Цыплакова: «Увы, наше сегодняшнее кино уже давно не авторское, а продюсерское. Продюсеры подбирают актеров, диктуют, что снимать и как, продюсер может заменить режиссера, перемонтировать, переделать... Это сегодняшнее телевидение. С экранов уходит внутренняя жизнь человека, его чувства. Уходит главное».

Впрочем, в большинстве эпизодов и спорах с продюсером режиссеру Цыплаковой удавалось отстоять свою точку зрения. Она не случайно бралась только за мелодрамы – ей была интересна внутренняя жизнь человека, его душа.

Одной из таких пронзительных работ стал фильм «На тебя уповаю» (1992 г.), в котором снимались совсем юные Евгения Добровольская и Ирина Розанова.

Наша справка.  Героиня фильма «На тебя уповаю» бросила своего новорожденного ребенка. Угрызения совести не дают ей покоя. После попытки самоубийства и психиатрической больницы она по совету священника устраивается работать в детский дом, где и разворачивается основное действие картины… (www.kinopoisk.ru)

фото из открытых источников

Елена Цыплакова: «В этом фильме у меня снимались одиннадцать пятилетних деток, в том числе и из детского дома. Которые, к тому же, сами себя озвучивали. После этого фильмы я начала седеть и месяца два молчала, потому что пока возилась с детишками - учила их правильно вести себя в кадре, не смотреть на камеру, вовремя говорить реплики, - наговорилась всласть».

С этим фильмом Елена Цыплакова попала в Британскую энциклопедию, хотя в российском кинопрокате фильм не был – прокатчики посчитали, что грустное кино нам ни к чему! Ведь действие фильма происходит в детском доме. Но через четыре года, когда режиссер Цыплакова уже получила за фильм специальный приз жюри в Швейцарии и гран-при на фестивале мелодрамы «Хрустальная слеза», когда картину стали зазывать на кинофестивали в Монреаль и Лондон, она, наконец, была показана и российскому зрителю.

 

В Киеве нас ждали безумные молодчики с палками

Уже много лет Елена Цыплакова занимается телесериалами. Но не считает этот труд чем-то приземленным и, упаси Боже, халтурным. Наоборот, над сериалом работать даже сложнее: энергии тратится в сотни раз больше, платят меньше, а смотрят сериал миллионы людей. Так что ответственность высока.

Елена Цыплакова: «В сериале «Пока станица спит», над которым мы работали в 2013-2014 гг., было запланировано 270 серий, но я как главный режиссер выдержала только 170. Съемки велись на Украине, под Киевом, а там к тому времени уже начался «майдан». Мы с мужем поначалу жили в здании вместе с российскими дипломатами. На нем огромными буквами было написано: «Смерть оккупантам!». Машины наших дипломатических работников во дворе побили, так что свою мы поставили во дворе студии. Как-то выезжая «на натуру», за городом увидели БТРы милиции. А возвращаясь обратно, там уже стояли безумные молодчики с палками и металлическими прутами. Во время «майдана» было очень много молодых людей под «кафом», так что мы решили не рисковать и остановились в гостинице за городом. Несколько дней там ночевали, в Киеве уже началась стрельба. И когда совсем стало невмоготу, мы с мужем уехали – выезжали через белорусскую границу, так спокойнее».

фото из открытых источников

Зато именно за этот сериал его команда в 2014 году получили ТЭФИ в номинации «Теленовелла». «Мне его даже дали подержать, - смеется Елена Цыплакова, – а потом забрали продюсеры. 6 кг 200 грамм – столько весит этот Орфей. Было приятно».

Одна из ее любимых ролей – роль суровой полковницы в военном фильме Евгения Сокурова «Цель вижу», за которую она как актриса получила два приза на фестивалях.

Елена Цыплакова: «Это была моя первая роль после тяжелой болезни, когда я вновь стала сниматься. Мне очень приятно, что в этом фильме я снялась с папиным орденом Красной Звезды. По сюжету он был у моей героини, и мне сделали муляж. А мой отец получил орден Красной Звезды в 19 лет на фронте! И тогда я попросила режиссера разрешить мне сниматься с отцовским орденом – это был мой поклон тому поколению, моя дань памяти».

 

Без мата жить нельзя?

Как человек глубоко верующий Елена Цыплакова на может не замечать той бездуховности, которая охватила наше телевидение

«Я категорически против ругани на экране! – признается одна. – На моей съемочной площадке никто не ругается, я запрещаю. И однажды произошла смешная история. Меня пригласили сняться в телешоу под названием «Без мата жить нельзя», где я должна была быть оппонентом какому-то «главному матерщиннику России». Я честно и во всеоружии пришла на студию, готовая своего оппонента разгромить. Сижу, молюсь. Вдруг вижу: все носятся, суетятся. Что случилось? Оказалось, мой оппонент в последний момент отказался приехать. Начали готовиться к съемке – звуковая аппаратура не работает! И тогда я им сказала: «Наверно, вы свое шоу назвали неправильно. Может, стоило в конце фразы хоть вопрос поставить?». Аппаратура тут же заработала, и во время эфира ни один человек даже не ругнулся!»

Сейчас для своих постановок она ищет духовные, наполненные смыслом пьесы.

Елена Цыплакова: «Если говорить, что мне более всего дорого из того, что я поставила на сцене, то это мой режиссерский дебют в Московском областном театре драмы и комедии (Ногинск), где я поставила спектакль по пьесе Александра Володина «Мать Иисуса». Грандиозная, на мой взгляд, пьеса, настолько неформальным языком она написана, там собраны все виды отношений к Богу. Для меня это самый дорогой спектакль».

Кстати, театр в Ногинске, похоже, надолго вошел в жизнь Елены Цыплаковой. Вот уже два месяца как она там главный режиссер. И эта ее новая роль в жизни далась ей нелегко.

Елена Цыплакова: «Был такой момент, что театр, который был в очень хорошем состоянии, там прекрасная труппа, хотели закрыть и оставить просто как концертную площадку. Мне позвонил директор театра Юрий Педенко и со слезами умолял: «Лена, помоги  спасти театр!» В итоге театр мы отстояли, а я там стала главным режиссером. И мне это нравится!»

Fri, 03/06/2020 - 12:28