Фото:
«Неловкая тема», или Про половое воспитание ребенка

Пестики, тычинки! Часто разговор про половое воспитание ребенка вызывает растерянность и смущение у родителей. Как рассказывать о сексе ребенку, какие слова подобрать, чтобы поведать о различиях мужчины и женщины, и какими словами нужно назвать их половые органы? И вообще, как понять, что ребенок готов говорить на эту тему? С какого возраста начинать?

Все чувства смущенных родителей прекрасно «считываются» ребенком и вызывают у него неподдельный интерес («что-то там не так!»).

Психолог Юлия Каледина рассказала об основных правилах полового воспитания:

1.Научить себя произносить нужные слова и называть все своими именами. Ребенок должен знать, что у него есть попа, ягодицы, анус, грудь, соски, пенис или вагина, лобок, мошонка, яички и т.д. (вы же не называете руку «отростком от плеча», или «вытри сопли из дырочек на лице» - рука и нос имеют свое точное название, также как половые органы). При обозначении можно использовать атлас по анатомии. Да и при рассказе о половом акте легче использовать точные понятия: «Мужчина вставляет пенис во влагалище женщины и выбрасывает сперму, так сперматозоид попадает к яйцеклетке, которая у женщины внутри».

Этого достаточно – это факт.

Кроме этого - и это тоже важно - знание ребенком частей тела поможет родителям объяснить ему, к каким частям тела могут прикасаться только родители и доктор в присутствии родителя, и ни в коем случае не чужой человек! Это очень важно для безопасности ребенка в случае домогательств и насилия. Знание о частях тела доступно для ребенка уже в возрасте 3-4 лет. Когда ребенок начнет самостоятельно мыться в ванной (5-6 лет), можно говорить с ним о том, что мама и папа не будут его трогать за «эти» места без его разрешения. Это про защиту границ и уважение к своему телу.

2. Секс – это прерогатива взрослых людей, поэтому все разговоры о сексе должны начинаться и заканчиваться словами «когда люди выросли», «когда стали взрослыми»… И здесь также уместно поговорить о том, какие изменения происходят с телом.

Некоторые подростки стремятся вступить в сексуальные отношения из любопытства или из-за потребности в статусе, из чувства взрослости. И тут важно подчеркнуть, что, во-первых, «ты должен быть готов» (это, прежде всего, про созревание тела) и, во-вторых, «ты должен этого хотеть». И вообще - «хотеть должны оба».  

3. Правило «НЕТ – УЙДИ - РАССКАЖИ»  (это правило для малышей и не только): НЕТ – это сказать твердое «нет» человеку, который к тебе прикасается или предлагает то, что тебе не нравится. Этими людьми могут быть хорошо знакомые взрослые люди, и на это нужно обратить внимание. «УЙДИ» - уйти от этого человека, «РАССКАЖИ» - расскажи родителю.

4. Тема контрацепции – мы точно ее не поднимаем с маленькими детьми, но она становится актуальной к 8-9 годам, когда встает вопрос о том, чтобы не дать сперматозоиду и яйцеклетке встретиться. ВЗРОСЛЫЕ контролируют этот процесс. Здесь, конечно, появляется очень щекотливый вопрос «для чего тогда секс?». Здесь важно вновь вернуться к акценту, что секс - только для ВЗРОСЛЫХ.

Остановимся на самых часто задаваемых вопросах от родителей:

- Может ли родитель противоположного пола разговаривать о сексе с ребенком?

Юлия Каледина: «Дело не в том, какого вы пола, а в том, как и что вы передаете, что объясняете. Такие вещи как уважение к себе, к партнеру, к своим и чужим границам, здоровое отношение к сексуальности без мега-табу, совершенно доступны как мамам, так и папам».

- В каком возрасте начать разговаривать с ребенком о сексе?

Юлия Каледина: «Нет никакого «правильного» возраста для разговора о сексе — есть адекватная возрасту форма подачи. В случае правильной подачи никакого «информационного заражения» и «развращения» с ребенком не случится.

Половое воспитание ребенка начинается уже с рождения. Когда берете малыша на руки, разговариваете с ним, купаете его, ухаживаете за его кожей, вы даете азы отношения к себе, формируете взаимоотношения ребенка с его телесностью через ощущения. Самые первые, самые яркие впечатления о самом себе и о своей идентичности малыш получает от ваших рук, их теплоты, от того, как нежно вы его пеленаете, покачиваете. И это первые невербальные шаги в сексуальном воспитании.

По статистике наши дети сталкиваются с темой секса уже в 8-9 лет, а в 3 года ребенок осознает свою половую идентичность. В связи с этим могут появиться первые вопросы о различиях между полами, и почему, например, папа не кормит грудью».

- Могут ли разговоры о сексе пробудить у ребенка нездоровый интерес?

Юлия Каледина: «Этот самый интерес возникает не в голове ребенка, а в нашей реакции на его вопросы. Когда ребенок спрашивает об анатомии мужчины и женщины или о том, как появляются дети, он руководствуется живым любопытством. То же самое он мог бы спросить у вас о ядерной физике или о том, из чего сделаны облака».

- Что делать, если я просто не знаю, как ответить на вопрос ребенка?

Юлия Каледина: «Можно так и ответить: «Я не знаю, не задумывался об этом, давай вместе поищем информацию, или я почитаю и тебе расскажу буквально завтра». На самом деле это нормально: многие взрослые не все знают о собственной анатомии или не могут сформулировать какие-то интуитивные представления о здоровых и нездоровых отношениях. В этом смысле диалоги с растущим ребенком на интимные темы — отличная «прокачка» и для родителей».

фото из открытых источников

 

Дети «играют в доктора»

Что делать, если дети в игре показывают друг другу гениталии? Совет, как вести себя родителям, дает известный детский психолог Людмила Петрановская.

1. Тут скорее важно, чего НЕ делать.

Не пугаться. Не ругать. Не растаскивать. Не проваливаться в стыд. Происходящее нормально. В этом возрасте детей начинает интересовать разница в устройстве тела. Это так же нормально, как интересоваться трамваями или звездами. Нет, это не «озабоченность»!

2. Если дети это делают, благоразумно удалившись от посторонних глаз, они уже чувствуют нормы социального поведения, у них начало формироваться понимание интимности, это хорошо.

Тревогу может вызвать, если ребенок 6 лет и старше открыто и постоянно проявляет интерес к своим и чужим гениталиям в присутствии взрослых, особенно посторонних. Это может говорить о задержке психосоциального развития или о высокой тревожности, а, возможно, и о травматичном опыте. Стоит дойти до детского психолога.

3. Игры вокруг гениталий говорят о том, что ребенок растет, и если вы еще не обсуждали с ним вопросы анатомии, то пора.

Для начала убедитесь, что вы сами способны, не краснея и не заикаясь, произносить слова «пенис» и «вагина». Всякие «писи» лучше оставить младенцам. Обратитесь к книжкам для детей, там есть подписанные картинки. 4-5-летнему ребенку не нужна физиология секса в деталях. Но общее представление, как что устроено у М и Ж, необходимо.

4. Ребенок начал осознавать свои гениталии как особую часть тела. Это значит, что пора говорить с ним об интимных зонах, которые нельзя трогать и рассматривать без разрешения человека

Tue, 11/03/2020 - 17:14