Фото:
Деньги из воздуха, или Как в автосалонах дурят покупателей

Купить в салоне автомобиль без дополнительных услуг? Попробуйте. Скорее всего, вам это не удастся, особенно если берете авто в кредит.

Раньше покупателям навязывали страхование жизни и здоровья, теперь придумали много новенького. Горожане жалуются: приезжают они в автосалон Нижнего Новгорода или столицы,  предварительно убедившись, что нужный автомобиль в наличии, и поначалу все вроде идет гладко – машина выбрана, старая оценена и сдана в трейд-ин, аванс внесен, человек уже представляет себя за рулем нового авто… И вот тут начинаются сюрпризы.

Ближе к концу дня порядком подуставшим и размякшим в удобных креслах автосалона покупателям выносят увесистую пачку бумаги – договор на подпись. Очень многие граждане, толком не прочитав, подмахивают все не глядя. Прозрение приходит позже, когда выясняется, что сумма кредита почему-то на пару сотен тысяч больше запланированной. Однако бумаги уже подписаны! Дома в спокойной обстановке выясняется, что гражданам навязали одну или сразу несколько абсолютно не нужных им услуг.

Ситуацию комментирует кандидат юридических наук, директор ООО «Центр правовой помощи» Игорь Губенок.

 

«К страхованию жизни и здоровья люди привыкли, многие уже знают, что Центробанк дал указание страховым организациям предусмотреть в договоре «период охлаждения» - условие, при котором можно расторгнуть договор страхования по письменному заявлению гражданина в течение 14 дней. Но список дополнительных услуг постоянно пополняется», - поясняет юрист.

фото из открытых источников

«Техпомощь на дорогах» - что за зверь?

Одна из новых услуг - так называемая «техпомощь на дорогах»: соглашение, по которому некая организация обязуется подключить гражданина к программе техпомощи на дорогах. Саму техпомощь должна оказывать некая иная организация, которая может находиться на другом конце страны (например, в Астрахани – реальный случай). Заключив такой договор, в случае ДТП гражданин может, скажем, воспользоваться услугами эвакуатора или юридической помощью.

Игорь Губенок: «Суммы таких договоров могут доходить до нескольких десятков тысяч рублей. Это так называемый абонентский договор, то есть, заплатив деньги, потребитель может так ни разу и не обратиться за услугой, при этом деньги ему не возвращаются. Но главное, эта услуга покупателю автомобиля не нужна, однако если он пытается от нее отказаться на этапе заключения договора, ему грозятся отказать в кредите».

Под нажимом сотрудников автосалона или по невнимательности покупатель подписывает договор. Можно ли после этого вернуть свои деньги?

Игорь Губенок: «Деньги по такому договору вернуть можно, но сложно – необходимо обращаться в суд. Однако даже при положительном решении суда вернуть деньги иногда не удается. Здесь действует общее для всех договоров правило - чем раньше гражданин обратится за его расторжением, тем лучше».

фото из открытых источников

 

Опционный договор - нужен ли?

Еще один способ «отъема денег» - так называемый опционный договор. Согласно ст. 429.3 Гражданского кодекса, по такому договору «одна сторона вправе потребовать в установленный срок от другой стороны совершения предусмотренных опционным договором действий, в том числе уплатить денежные средства, передать или принять имущество. За право заявить требование по опционному договору сторона уплачивает денежную сумму. При прекращении договора платеж возврату не подлежит…».

Игорь Губенок: «В моей практике был случай, когда несколько десятков тысяч рублей покупатель авто заплатил по опционному договору, по которому он вправе потребовать от организации приобрести у него купленный им автомобиль по цене, равной сумме задолженности по кредиту. Нужен ли покупателю такой договор? Вряд ли».

По словам юриста, оспорить такой договор и вернуть средства тоже можно, опираясь на Закон о защите прав потребителей, хотя и непросто.

Похожая практика полулегального «отъема денег» существует и при покупке мобильных телефонов в кредит или со скидкой.

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Дорогие граждане, не подписывайте то, что вы толком не прочитали. Ведь лучше предупредить проблемы, чем их потом решать, убежден Игорь Губенок.

«Приезжая в автосалон, вы должны быть готовы к тому, что вам будут навязывать дополнительные услуги, и заранее оговаривать, что на них не согласны. Но если отказаться от допуслуг никак не получается, необходимо записать на диктофон разговор с сотрудником автосалона и как можно скорее обратиться к юристу, написать отказ от услуг, отправить жалобу в Роспотребнадзор – короче говоря, действовать сразу. И давайте не будем предоставлять продавцам индульгенцию на подобные действия в дальнейшем», - советует юрист.