Как-то, гуляя во дворе, наткнулась на двоих изрядно подвыпивших мужчин средних лет, «отдыхавших» на лавочке. Им очень хотелось поговорить. И вот один из них начал взахлеб рассказывать, что родился он на Протяжке, а когда ему было пять лет, переплывал ее без труда… Родился на Протяжке – это как? Там что, когда-то жили люди и рождались дети?.. Припомнилось, что на Филипповских озерах сама видела среди обычной лесной растительности высокие башни тополей. Не растут тополя в лесу – значит, и тут когда-то жили люди – сажали деревья, растили детей, возделывали землю…
Вот так и началась моя история узнавания прошлого моей родины. Прошлого, в котором среди глухих лесов теплились гостеприимные очаги. Люди жили и на Протяжке, и на Филипповке, и много где еще. И у каждого поселения своя история. А за ней – человеческие судьбы. Кое-что из этих историй еще можно услышать из уст старожилов. И надо слушать, пока не поздно…
«В зоне»
Известный саровский краевед, автор книги «Саров: памятник истории, культуры и православия» Алексей Подурец поделился выдержкой из документа 1947 года, где перечислены все населенные пункты, попавшие внутрь «зоны», которая как раз тогда создавалась. Всего их семь.
- Рабочий поселок Сарова – население 8914 человек,
- Германовский кордон – 12 человек,
- станция Протяжная – 150 человек,
- хутор Филипповка – 102 человека,
- кордон Сысово – 23 (или 13 – неразборчиво – А.П.) человек,
- Кирпичный завод – 52 человека,
- Новая застройка – 200 человек.
Интересно, что все они, кроме двух последних – монастырского происхождения. И если о Кирпичном заводе (район нынешней улицы Кирова) известно довольно много, то о том, что такое Новая застройка, по словам А.Подурца, «можно только гадать».
Не упоминается в этом списке еще один довольно крупный поселок на территории нынешнего ЗАТО – Балыково. И неудивительно: ведь это поселение вошло в «зону» только в 1958 году.
Лесная обитель
Масштабы хозяйствования Саровского монастыря даже сейчас поражают воображение. Более 90% его огромных земельных владений составляли леса – главное саровское богатство. Промышленная разработка леса здесь началась после 1782 года, когда царский указ разрешил рубку корабельных лесов. К концу XIX – началу XX веков лесное хозяйство Саровского монастыря было организовано образцово. Лес был разбит на участки, разделенные просеками, вырубка велась не как попало, а планомерно, для возобновления леса содержали питомники (как же всего этого не хватает сегодня, когда леса просто разбазариваются!).
Однако в 1850 году случилась беда – откуда ни возьмись нагрянул лесной пожар. Ни вертолетов, ни другой техники – что оставалось делать монахам? Молиться! Молились горячо, и пожар стихал. Но как только молитва ослабевала, снова поднимался ветер и раздувал пламя. Только милостью Божией через несколько дней пожар все же прекратился. Сгорело тогда около четверти всей Саровской дачи – свыше 50 кв. километров леса. Но унывать монахам было не с руки – они построили три смолокуренных завода, чтобы лес, и сгоревший, не пропал. Один из этих заводов, на Протяжке, проработал до 1887 года.
Но не только от пожаров приходилось защищать монахам свое лесное сокровище. Местные крестьяне повадились промышлять порубками монастырского леса (видимо, в самой природе российского крестьянина заложено сознание, что именно он – настоящий хозяин всей земли). Пришлось создавать охранные кордоны – для сбережения монастырского леса от незаконных порубок. Кстати, А.Подурец заметил, что порубки в основном приходились на весну, и поэтому, помимо двенадцати постоянных кордонов с шестнадцатью монахами и 24 наемными охранниками, весной подключали еще девять караулок и 61 охранника (данные 1867 года). Были и другие кордоны, где располагались водяные мельницы – либо мукомольные, либо лесопильные. А также сельскохозяйственные, рыболовецкие пустынки и те, где располагались небольшие промышленные предприятия (такие, как смолокуренный заводик на Протяжке). В пустынке постоянно жил кто-нибудь из монастырской братии, а кордон мог быть обитаем лишь временно – отсюда и разница в названиях.
Доставить вырубленный лес до места продажи было непросто. В лесу прорубали специальные лесовозные дороги – «сабаны» - к рекам: Сатис, Саровка, Глинка (Сысов), Ольховка. Русла речек прокапывали, спрямляли, углубляли. Наши речки уже тогда были немноговодными, и чтобы сплавлять лес не только в паводок, но и в межень (летние месяцы), для накопления воды строили плотины и запруживали водоемы. Так появились пруды Протяжка (на Саровке), Филипповка (Верхняя, Средняя и Нижняя на Филипповом ручье), Варламовка – на речке Глинке (ручей Сысов), Гадово, или Русалочье, озеро на Шилокшанском ручье. И это только те пруды, которые дожили до наших дней. А вообще их было больше. Например, выше Протяжки на реке Саровке и на Ольховке.
В нужный момент у плотин на прудах открывались шлюзы, вода в реке поднималась, и начинался сплав леса. Лес-кругляк был основным товаром Саровского монастыря, и сплавляли его по малым саровским речкам вплоть до Мокши, затем по Оке до Павлова.
От кордонов – к поселкам
Но пришли другие времена. В 1927 году монастырь был закрыт, хозяйство конфисковано, а на пустынках и кордонах поселились крестьяне. А что – там не только была уже сложившаяся инфраструктура, но и виды открывались прекрасные!
В книге «Памятники природы Сарова» перечисляются некоторые монастырские кордоны. Сысовский кордон, в 6 км к юго-западу от современной железнодорожной станции «Тупиковая», возник на месте лесоразработок и углежжения. Название свое, скорее всего, получил по имени ручья Сысов, впадающего в Саровку недалеко от этого места. Там же, по-видимому, находится и древнее эрзянское урочище Кереметь (священная роща), о котором писали журналисты газеты «Саровская пустынь». На 1947 год там еще жили люди. Как закончилась история поселения, точно не известно.
Еще одна пустынка с одноименным прудом – Варламовская. Впервые упоминается в монастырских документах под 1792 годом. Ее название связывают с именем монаха Варлаама - он ездил за хлебом в большое мордовское село Аксёл, дорога на которое там когда-то проходила. Кстати, интересный факт: своего хлеба в Сарове действительно было мало и его приходилось закупать. А еще у Саровского монастыря не было крепостных, поэтому работников и на поля, и в леса монахи нанимали. И, видимо, расплачивались с ними по совести, так как известий о крестьянском недовольстве до нас не дошло.
Рискну предположить, что названия монастырского урочища Филипповка и Герасимовой пустынки тоже происходят от имен монахов, которые когда-то там проживали или даже основали эти кордоны. Были они подвижниками-пустынниками, как преподобный Серафим или Марк-молчальник, или просто чернецами - работниками лесного хозяйства, история умалчивает. Герасимова пустынка, по сведениям А.Подурца, находилась на территории нынешней ТЭЦ. Какова была дальнейшая судьба этого поселения и когда оно прекратило свое существование, пока неизвестно.