Алексей Архиповский: «Я увлекся, и так – на всю жизнь»

17 октября в Саровском драматическом театре выступил виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский. Его сравнивают с Паганини и Хендриксом. Его игрой восхищается весь мир, а сам он удивляется столь частым в России вопросам, почему он играет именно на балалайке…

- Мне все время задают здесь этот вопрос, - с улыбкой признался он саровским журналистам перед концертом. – А ведь это самый «законный» наш инструмент. Так получилось, что в детстве меня отдали в музыкальную школу в класс аккордеона, поскольку на нем играли и мой дед, и отец. Но потом сказали: «Посиди-ка с год с балалайкой, а потом дадим тебе аккордеон». Но год прошел, я увлекся – и так на всю жизнь.

Он окончил музыкальную школу по классу балалайки и Государственное музыкальное училище имени Гнесиных (отделение народных инструментов). В 1985 году стал лауреатом третьего Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах.В 1998 году его пригласили в Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» под руководством Л.Зыкиной. А через пять лет он начал сольную карьеру. В 2007—2009 годах участвовал в проекте Дмитрия Маликова «Пианомания», играл на открытии Первого международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского в Иваново, открывал конкурс Евровидение 2009 года и Олимпийские игры в Ванкувере в Русском доме. И, пожалуй, главное –он активно гастролирует по стране и миру, радуя многочисленных поклонников.

фото Анатолия Белухина
Алексей Архиповский: «В детстве меня отдали в музыкальную школу в класс аккордеона. Но потом сказали: «Посиди-ка с год с балалайкой, а потом дадим тебе аккордеон». Но год прошел, я увлекся – и так на всю жизнь».

 

- Везде был! Не был только в Японии и на Северном полюсе (улыбается). На Чукотке служил, но там на инструменте не играл. Перед Саровом посетили шесть городов. Отсюда едем в Нижний Новгород, далее – Воронеж, Москва, Питер, Краснодар, что-то еще - уже не помню… (вновь улыбается) Мне нравятся люди, нравится, как они встречают нас.

- Чем сегодня порадуете саровских слушателей?

Алексей Архиповский: «Надеюсь, поговорить с ними. Поговорить с помощью звуков, с помощью музыки. Прозвучат и новые композиции, и уже известные. Это не джаз, не этно и не классика».

- Откуда музу берете?

Алексей Архиповский: «Я ее не беру, сама приходит. «Форточку» открытой держишь, воздух врывается, ветер…».

- Слушая вас, возникает впечатление, что вы не играете, не музицируете - медитируете. Что для вас музыка?

Алексей Архиповский: «Для меня это способ двигаться в какие-то пространства. Открываются какие-то двери интересные. В них хочется войти и идти все дальше и дальше. Но получается не всегда».

фото Анатолия Белухина

 

- У вас какая-то особая балалайка?

Алексей Архиповский: «Это «мастеровой» инструмент. Год изготовления – 1928-й, автор – питерский мастер Иосиф Игнатьевич Галинис. Зову балалайку «Иваном». Почему? Не знаю! (улыбается)».

- Вас часто сравнивают с Джими Хендриксом. А вы себя с кем сравниваете? На кого равняетесь?

Алексей Архиповский: «Мне нравится Паганини. Его отношение к жизни, к музыке. Но это сравнение, наверное, не по уровню мастерства, а потому, что и Паганини, и Хендрикс во многом изменили инструмент, чего хочется и мне».

- Нет ли ощущения, что вы дошли до предела в овладении инструментом? Есть ли еще куда двигаться?

Алексей Архиповский: «Есть. Предел – это когда кончились силы или когда ты… умер. Или когда тебе нечего больше сказать, кончился интерес. Это не про меня! Для меня мир и музыка бесконечно интересны».

- На концертах вы в основном импровизируете…

Алексей Архиповский: «Я бы назвал это использованием заготовок. Внутренне я импровизирую, но есть внешние «кости», некая «история», которую я пытаюсь открыть – более-менее удачно. Бывает, получается, бывает – не очень. В любом случае стараюсь не «цитировать» кого-то».

- А не появится ли когда-нибудь «Первый концерт для балалайки Алексея Архиповского»? Что-то законченное, изложенное нотами на бумаге?

Алексей Архиповский: «Возможно. Но сейчас я хочу продолжать работать в форме «моно». Мне очень нравится этот формат. Мне нравится одиночество на сцене».

фото Анатолия Белухина
Алексей Архиповский: «Свою балалайку зову «Иваном»

 

- А зрители-слушатели вам нужны?

Алексей Архиповский: «Да!»

- В Сарове вы не в первый раз. Каковы нынешние впечатления?

Алексей Архиповский: «Замечательные! Мы побывали на двух ваших крайностях – Дальней пустыньке и в Музее ядерного оружия. Запомнился рассказ экскурсовода музея. Он был удивительно теплым для тех тем, которых она касалась».

- Музыкальная смена подрастает?

Алексей Архиповский: «Растет. Балалаечники в стране есть и будут. Возможно, кто-то попытается и дальше продолжать эту мою историю – делать балалайку не только этническим, но и современным в самом широком значении этого слова инструментом. А кто-то пойдет другим путем. Но смена есть!»

- Балалайка в России возрождается?

Алексей Архиповский: «Да! Я ощущаю, не сказать, - гордость, но какую-то радость от того, что в наших залах, часто провинциальных, собирается так много людей. Порой - до тысячи! Значит, им это нужно!»

Прошедший концерт полностьюподтвердил эти слова.Полтора часа Архиповский открывал перед слушателями те самые двери и уводил их в мир грез, гармонии, страсти. Он - как тот поэт, который, по слову Цветаевой, «издалека заводит речь», и которого «далеко заводит речь». Временами казалось, что Архиповский буквально вынул из себя душу и вложил ее в свой «мастеровой» инструмент – настолько полным было их слияние.И вот итог: бурные, нескончаемые аплодисменты восхищенных слушателей «русского Паганини балалайки».

Sun, 07/05/2020 - 18:31