Фото:
Швейное дело в Сарове: взлеты и падения. Часть 2

(Продолжение. Начало в «НГ» №36)

Продолжаем публикацию фрагментов книги Любови Андреевны Кульковой «Люди, которые шили», которую мы начали в «Новом городе» №36 / 2020 г.

 

1960-80-е: расцвет швейного дела

«В 1967 году в составе Комбината бытового обслуживания города значились ателье численностью 143 человека и цех массового пошива – 81 человек.

Ателье на монастырской площади расформировали еще в 1963-м, и бОльшая часть его сотрудников переезжает в здание  «Прогресс» на ул. Первомайской (ныне Духова) и размещается на втором и третьем этажах. Верхний третий этаж занимают бригады по пошиву верхней мужской и женской одежды. Здесь же разместился склад сырья и материалов. Второй этаж занял цех по пошиву легкого платья, закройная, приемный салон с примерочными кабинами, склад готовой продукции, кабинет заведующей.

Условия работы портных в новом здании были значительно лучше. Цеха просторные, за счет больших окон стало больше дневного света. Работало ателье в две смены: с 7.00 до 16.00 и с 16.00 до 22.00.

Пожалуй, этот период в развитии швейных ателье города был самым сложным. Город рос и развивался, росло благосостояние населения. Уже нужна была не просто одежда, а одежда современная, модная, с высоким качеством изготовления».

фото из открытых источников

 

При этом в закрытом городе не было целенаправленной кадровой политики по привлечению сюда квалифицированных работников в этой сфере. Все швеи и закройщицы поначалу попадали сюда случайно – по распределению мужей.

«В ателье новые кадры портных приходили практически с улицы. Их обучали мастера, которые сами когда-то учились таким же методом. Ателье держалось на старых кадрах, на зарекомендовавших себя с годами опытных закройщиках».

Город в плане швейного дела «варился в собственном соку» - не было никаких официальных отношений со всесоюзными организациями швейной отрасли, домами мод. Поэтому первые модные показы были делом рук энтузиастов.

Любовь Андреевна Кулькова вспоминает, как она пришла в эту профессию: «Я тоже пришла «с улицы», обученная швейному делу в сельском ателье. Помню, там у нашей закройщицы Маши была всего одна выкройка большого размера. Все вещи она кроила по ней, а потом смётанный «мешок» надевала на заказчика и начинала с ниткой-иголкой ушивать по фигуре. Потом в бригаде мы старательно переносили эти контрольные линии, и вещь сидела!

Первое платье, которое мне доверили, я разрезала пополам оверлоком – не знала, что он такой шустрый. Я поплакала, Маша поохала, а потом говорит: «Не горюй, исправим». И так здорово придумала, что заказчице даже очень понравился новый фасон».

фото из открытых источников

 

В ателье на ул. Духова Любовь Кулькова (Минченко) пришла в 1973 году портной по пошиву легкого платья. А в 1974 году ее уже переводят на должность мастера смены. И тут ее ждали проблемы. «В то время не было более важных показателей, чем выполнение плана. Требования выполнить его любой ценой приводили, в конце концов, к более низкому качеству выполнения заказов, срывам сроков их исполнения, жалобам заказчиков… Работая сменным мастером, я должна была и организовывать работу, и отвечать за результаты».

Самой большой проблемой в ателье были сроки исполнения заказов. «Вроде бы все делалось правильно: приемщиком заказов назначалась дата примерки или готовности заказа. Но в бригадах зачастую изделия застревали по разным причинам: заболел мастер, не успевает бригада, недостаточно ткани, вопросы, связанные с фасоном, и другие. По этим вопросам надо или звонить заказчику, или ждать, когда он сам придет на примерку.

В цехах одновременно выполнялись сотни заказов, и с десяток изделий всегда находились с нарушенными сроками. Я очень болезненно воспринимала эту ситуацию, когда мне приходилось… выходить в салон и объяснять возмущенному заказчику, почему не готов его заказ… Но так или иначе, ателье работало. В цехах строчили машины, пыхтели утюги и гладильные прессы, десятки мастеров сидели за столами с иглами в руках и шили, шили, шили…

А в закройной было, как правило, тихо. Здесь шла совсем другая работа – более напряженная, более ответственная, более творческая. По стенам висели выкройки, на столах разложены отрезы тканей, в руках мел, сантиметр, линейки, лекала.

фото из открытых источников

 

К тому времени в ателье сформировался сильный коллектив закройщиков – Иван Григорьевич Кручинин, Илья Иванович Кальчев, Зинаида Александровна Александрова и др. Там начала работать технологом Тамара Ивановна Клопова – технолог от Бога. Портные вспоминают, как она показывала обработку кармана «в рамку»… Образец был выполнен идеально, поэтому его и помнят до сих пор.

Большая ее заслуга и в том, насколько грамотно она сделала работу по расстановке швейных агрегатов и написанию схем разделения труда для бригад по всем видам одежды для строившегося ателье «Элегант». Изготовление изделий состоит из тысяч операций, которые делятся на ручные, машинные, утюжильные. А еще должна учитываться последовательность поузловой обработки изделия. И все это надо разделить на количество портных в бригаде, чтобы у всех была примерно одинаковая загрузка. Это огромный, тяжелый и ответственный труд технолога. И Тамара Ивановна со всем этим замечательно справилась. С 1974 года она работала технологом в ателье «Элегант».

В 1968 году было введено в эксплуатацию здание Дома быта по ул. Зернова. Здесь начали работать бригады по пошиву верхней мужской одежды – закройщик Александр Иванович Кручинин, и легкого платья – закройщик Мария Константиновна Бородина. Также появились скорняжный и трикотажный (будущее трикотажное ателье «Чайка» - В.К.) цеха, бригада брючников, а мастерица Евдокия Межова шила женское белье.

Дом быта развивался, туда приходили на работу замечательные мастерицы – такие, например, как Татьяна Павловна Прописнова – училась в Риге по специальности «закройщик-модельер легкого платья», получила красный диплом, стажировалась в Москве у модельера Вячеслава Зайцева.

В 1982 году Дом быта по ул. Зернова был переименован в ателье «Новинка». Именно это ателье в 1988 году переехало в новое здание Дома быта на ул. Курчатова.

В 1974 году было введено в строй здание ателье «Элегант». Сюда переехали все бригады и службы из ателье по ул. Духова (в этом помещении после ремонта открылось детское ателье «Сашенька» - В.К.). Первой заведующей ателье «Элегант» стала Алла Владимировна Паршина.

Современное, специально для ателье построенное здание было светлым, просторным, с грамотно размещенными в цехах агрегатами по пошиву изделий бригадным методом. Были удобно расположены вспомогательные производственные участки и службы.

На первом этаже был просторный, красивый салон с примерочными кабинами, закройный цех, склад готовой продукции, склад сырья и материалов, механическая мастерская, подсобные помещения. На втором этаже разместились швейные цеха, среди которых был и экспериментальный. В ателье было три бригады по пошиву верхней мужской одежды и две – верхней женской одежды, несколько бригад легкого платья, бригада вышивальщиц.

фото из открытых источников

К тому времени кадровая политика совершенно изменилась. Новые кадры портных приходили в ателье уже с дипломами из специализированных учебных заведений. В год открытия «Элеганта» в горьковское швейное училище №47 через исполком Горсовета направляется целая группа молодых девушек: Наталья Живаева, Ирина Дуброва, Галина Бородина и многие другие.

В этом же году конструкторов-модельеров Валентину Александровну Ватулину и Татьяну Николаевну Карепову из цеха массового пошива переводят в ателье «Элегант». После этого началась серьезная, целенаправленная работа по двум направлениям: с закройщиками по внедрению новой моды и пропаганда моды среди населения.

 

Показы мод: праздник женской души

Среди мероприятий по пропаганде моды среди населения значились показы моделей. Первый модный показ в городе состоялся в 1962 году. Екатерина Никифоровна Кручинина вспоминает: «Закройщикам (ателье напротив вокзала – В.К.) много пришлось поработать. Сами придумывали и разрабатывали модели, отшивали в бригадах, потом демонстрировали горожанам. Я тоже демонстрировала на полную фигуру. Конечно, ходить не умели, но учились, старались. Демонстрации проводились в театре и Доме культуры много раз, горожанам нравилось».

Дело получило развитие в 70-80-е годы. Вспоминает Татьяна Николаевна Карепова: «Манекенщиц искали везде – в магазинах, на вечерах, в театре. Первых бессменных манекенщиц Марину Страхову и Ирину Сухову увидели на улице, а десятиклассницу Татьяну Илюшкину (в замужестве Сорокко) привела подруга. Свою звездную карьеру Таня начала в экспериментальном цехе нашего города, а закончила в Париже, став мировой звездой. Модели для среднего возраста демонстрировали закройщицы Валентина Григорьевна Захарова и Зинаида Николаевна Бычкова.

Лучшим местом для демонстрации моделей в городе стал Дом ученых ВНИИЭФ. Его директор Адольф Данилович Шевцов сделал все возможное для организации очень непростого с технической точки зрения мероприятия. Был построен настоящий подиум в центре зала. На первых показах звучала живая музыка, работали звукооператор и художник по свету… Ходить по помосту, ставить театральные выходы манекенщиц помогал актер театра Александр Кокнаев».

Очевидица показов Ольга Николаевна Мартьянова вспоминает: «Показы мод были настоящим событием. Этот день ждали, предвкушая радость от встречи с профессиональным модным показом. Сидели в зале и во все глаза смотрели на модели, запоминая особенно понравившиеся детали одежды, чтобы применить их в своих нарядах. После показа еще долго обсуждали, вспоминали, делились впечатлениями… Это был праздник женской души!»

(Продолжение следует)

По книге Л.А.Кульковой «Люди, которые шили»

Thu, 09/17/2020 - 15:53