Фото:
Парадный фасад города: как застраивался проспект Мира и центр

Начавшийся с нескольких деревянных поселков, город к середине века начал застраиваться каменными домами в стиле сталинского классицизма. Проспект Мира (тогда еще проспект Сталина), проходящий через памятники старины, новый каменный поселок и центральная городская площадь с небольшим парком, обрамленная неоклассическим ансамблем, сформировали парадный фасад молодого советского города.

 

Проспект Мира

В начале 1950-х годов городской центр формировался вдоль проспекта Мира. Комплекс зданий бывшего монастыря и гостиничные корпуса все больше интегрировались в структуру молодого советского города, приспосабливаясь под общественные и культурные учреждения. Например, в бывшем храме Серафима Саровского разместился театр, колокольню приспособили под телецентр, а в здании «черной» гостиницы некоторое время работал первый в городе кинотеатр «Москва». На месте снесенных церквей в центре бывшего монастыря было создано первое городское рекреационное пространство – скверик на площади Горького.

-
Площадь Горького в 1980-х годах

Ближе к проспекту Октябрьскому появились новые общественные здания в сталинском ампире: поликлиника, горком КПСС и исполком (сейчас это, соответственно, Управление соцзащиты, суд и стоматология). На фасаде поликлиники внимание привлекают сосуды Гигеи - советский символ медицины; фронтон бывшего здания горкома КПСС украшает мозаичное панно с гербом РСФСР. Эти здания – отличный пример советского ретроспективизма - чаще этот стиль называют неоклассицизмом или сталинским ампиром. Стиль этот пришел на смену авангарду и в противовес модному современному течению опирался на классицизм, переняв у него принцип построения композиции и вольно интерпретировав декоративные элементы, нередко упрощая их или дополняя советской символикой.

-

-
Уникальные детали на фасадах общественных зданий по пр. Мира

 

Поселок Боровой

На продолжении проспекта в конце 1940-х начали строить первый недеревянный городской район – поселок Боровой. Кварталы поселка строились по единой схеме: по периметру, выходя на красную линию, располагались небольшие двухэтажные дома с симметричными фасадами, со звездой или слуховым окном на фронтоне, сдержанной лепниной, балкончиками и итальянскими арками над входами в подъезд. Во дворах были устроены сады и огороды, но постепенно все они переформатировались в привычные зеленые дворики с детскими площадками и парковками.

Такая застройка есть почти в любом городе бывшего СССР, особенно в тех, что были засекречены – они все строились по одним и тем же проектам Ленинградского проектного института. Однако особенности местного ландшафта придали планировке района уникальность.

Во-первых, поселок строился у бровки оврага, сформированного рекой Саровкой, что повлияло на в форму примыкающих к ней кварталов. Во-вторых, на момент начала строительства все еще существовали окольный вал и ров древнего мордовского городища, которые учитывали при проектировании района и, по-видимому, хотели сохранить. В 1949 году вал по-прежнему выглядел довольно внушительно – линия укреплений протянулась на полтора километра, высота вала местами достигала трех метров, а глубина рва - 5 метров. Проспект Ленина, будущую главную улицу города, даже начали застраивать только с одной стороны, однако позже планы пересмотрели. Следующий вариант генерального плана уже предусматривал выравнивание рельефа, кварталы между улицами Гагарина и Ленина выпрямлялись, а проспект застраивался четырехэтажными домами с обеих сторон.

-
Схема застройки поселка Боровой и планировка северных кварталов 1949 года

 

Если быть внимательным, можно заметить, что исторический вал все-таки оставил отпечаток на архитектуре района. Кварталы, по которым пролегал вал, оказались самыми неоднородными в поселке по архитектуре. С востока они оказались ограничены парадной застройкой нового проспекта, а здания, построенные на месте линии вала, были возведены после смены государственного архитектурного стиля. Получается, что линию вала можно проследить по домам и общественным зданиям, выбивающимся по стилю из окружающей сталинской застройки.

На проспекте Мира отличается от соседних зданий модернистское здание почты, построенное в 1960-е гг. В других кварталах появились жилые дома - на первый взгляд, такие же, как и соседние, но уже без «излишеств» – никакой лепнины, нет фронтонов со звездами и крыша проще по форме. Квартал, выходящий на улицу Шверника, и вовсе завершается типовой пятиэтажкой, что особенно контрастно на фоне «Дома со шпилем» – углового акцентного здания на южной границе города, увенчанного ротондой со шпилем, построенного на несколько лет раньше.

Кроме жилья в поселке строилась и вся необходимая инфраструктура: магазины, бани, прачечные, школы и детские сады. На уровне композиции в зданиях прослеживаются отсылки к классике, при этом решены они довольно скромно, ордер сильно упрощен, лепных украшений на зданиях почти нет. Помимо облика зданий традиции классицизма прослеживались также и в подходе к благоустройству поселка – вдоль широких улиц высаживались ровные аллеи деревьев, а дворики школ и небольшие курдонеры украшали скульптурами - правда не из мрамора, а из гипса, так что они сохранились только на фотографиях. Некоторые элементы благоустройства стали настоящими городскими достопримечательностями, как, например лестница «Миру - мир», построенная в 1956 году на склоне оврага, где проходил основной пешеходный маршрут на завод.

 

Север поселка

На севере поселка - там, где позже появились центральная площадь и сквер, - располагалось старое кладбище. По генплану 1949 года прямо вокруг него, вдоль новой улицы, ведущей к проходу между участками вала, должны были построить кварталы жилых домов. После сноса вала со рвом план пересмотрели, оставив это место незастроенным.

Новый план предполагал продолжение четкой сетки перпендикулярных улиц, а новые кварталы строились уже более высокими. Самым необычным получился квартал по улице Вити Коробкова – здесь дома стоят плотно, формируя замкнутый контур с небольшими проходами, оформленными арками. На одной из арок можно заметить буквы «АВ» - возможно, это инициалы одного из архитекторов Ленинградского проектного института, занимавшегося этой серией домов.

-
Застройка северной части поселка Боровой

 

Для самого северного дома района (ул. Ушакова, 20), как и для «Дома со шпилем» на южной границе города, был выбран проект акцентного углового дома с угловым входом, оформленным колоннами, развитым фронтоном, но без ротонды. Проектировщики и здесь, на уровне генплана всего района, постарались соблюсти принцип объединения комплекса зданий в единый ансамбль.

На месте старого кладбища в итоге разбили сквер, выходящий на проспект Ленина парадной площадью. Площадь и сквер работали как единое центральное общественное пространство, встраиваясь в сетку регулярной городской планировки точно так же, как Центральный парк Нью-Йорка – длинным зеленым кварталом. Сквер был решен в духе классических французских парков: симметричная планировка, прямые аллеи с ровными посадками. По углам сквера и на входе располагались небольшие киоски, поддерживающие стиль площади. Последний такой киоск сохранился на проспекте Мира рядом с бывшей поликлиникой.

-
Центральный сквер в 1970-х годах

Вокруг площади был выстроен настоящий неоклассический ансамбль. Углы площади «держат» дома с богато оформленными пятиэтажными объемами, на первых этажах которых размещались магазины. В центре композиции - Дом культуры, построенный по проекту архитектора М.В. Братцева, лауреата Государственной премии РСФСР. В 1947 году этот проект был признан победителем на конкурсе лучших жилых и гражданских зданий РСФСР. Центральный объем по бокам украшают ниши, где по проекту должны были располагаться скульптуры, и лиры в лавровых венках. Парадный вход выделен портиком с колоннами квадратного сечения советской версии коринфского ордера – к классической растительной композиции капители добавились колосья пшеницы. В 1957 году площадь получила доминанту, завершившую ее классический облик – памятник Ленину работы С.О. Махтина на высоком постаменте.

-
­­­Фронтон Дома культуры

В таком виде ансамбль просуществовал до конца 1970-х годах, пока построенное для городской администрации модернистское здание не разрушило единство двух общественных пространств. Оно до сих пор довольно чужеродно смотрится в окружении желтых штукатуреных фасадов с белой лепниной.

Еще одно знаковое здание в этом районе – построенный в 1957 году кинотеатр «Октябрь». Неоклассический стиль на момент его строительства уже сходил со сцены, и даже общественные здания все больше строились в стиле модернизм. Но здесь сложившийся ансамбль поддержали. Здание кинотеатра замыкало перспективу улицы Гагарина. Форма здания напоминала одновременно и античный храм, и триумфальную арку за счет нетривиального решения входной группы. Вход был отодвинут от красной линии, а в оформлении утопленной стены был в два раз уменьшен масштаб, что создавало иллюзию перспективы. К сожалению, постмодернистская реконструкция 2000-х годов исказила здание до неузнаваемости, и теперь вместо античного портала на входе нас встречает пластиково-стеклянный цилиндр.

-
Кинотеатр «Октябрь» в 1960-х годах

Если говорить о том, что еще сейчас выглядит не так, как в оригинале, то стоит упомянуть обновление фасадов на проспекте Ленина, когда заменили многие оригинальные декоративные элементы, не везде попав в масштаб. Помимо этого, на улице Гагарина появилось два новых здания - гостиница и жилой дом. Первое постмодернистки обыгрывает архитектуру окружающей застройки, оставаясь при этом относительно современным; второе же пытается копировать соседние дома, грубовато искажая пропорции и декор. Оба здания, впрочем, работают на поддержание сложившегося образа района.

Сейчас этот район, благодаря своему неоклассическому облику, воспринимается как исторический центр, и несмотря на многочисленные изменения, которые с ним произошли за более чем семидесятилетнюю историю, он продолжает оставаться самым уютным уголком города, определяющим образ Сарова для многих саровчан.

вс, 04/02/2023 - 20:44