Загадки саровской лепнины: кто создавал элементы декора для саровских домов?

Саровские сталинки можно рассматривать бесконечно – лепные венки, виньетки, медальоны, символические колонны разных ордеров, надписи и звезды… Каждый дом украшался индивидуально, вписывался в ансамбль строений, создавая заложенное архитекторами впечатление монументальности или, наоборот, уюта и сомасштабности человеку. Об одном из аспектов сталинской архитектуры в нашем городе, а именно о том, кто создавал лепные элементы декора для саровских домов, рассказал известный саровский краевед, сотрудник Музея ядерного оружия ВНИИЭФ Валентин Степашкин на XIII исторической конференции 19 апреля, выступив с докладом «Создавшие красоту. Рассказ о мастерской архитектурного лепного декора».

-

 

Ш.О.К.

9 апреля 1946 года Совет Министров СССР принимает решение о создании при Лаборатории №2 Академии наук КБ-11, для нужд которого рекомендовано приспособить инфраструктуру рабочего поселка Сарова Мордовской АССР. Уже 26 апреля приступил к выполнению своих обязанностей начальник строительного управления №880 МВД СССР полковник А.С.Пономарев.

К проектированию секретного объекта и нарождающегося города был привлечен государственный проектный институт №11, впоследствии ВНИПИЭТ – головная проектная организация атомной отрасли. В мае 1946 года в Саров поступили первые эшелоны с заключенными, которым предстояло строить лаборатории, казематы, жилье, учреждения соцкультбыта. Наряду с учеными и молодыми специалистами на объект направлялись рабочие дефицитных профессий, и порой не по доброй воле. Так в 1946 году по этапу в Саров приехала Ольга Константиновна Ширяева - архитектор, по чьим проектам были построены несколько санаторно-курортных комплексов Крыма. Осуждена она была в 1945 году по 58-й статье за антисоветскую агитацию – нарисовала шарж на Сталина. Кстати, на основе ее биографии пару лет назад в Саровском драматическом театре была создана постановка «Ш.О.К.», которая до сих пор идет с большим успехом.

Валентин Степашкин: «Пройдя тюрьмы, лагеря ГУЛАГа, Ольга Константиновна была направлена в саровский лагерь и здесь работала архитектором в проектном конструкторском бюро с окладом в 200 рублей. С 1946 по 1949 годы - как заключенная, а с 1949 по 1950 годы – в качестве вольнонаемного сотрудника стройуправления. Занималась благоустройством поселков Старофинский, ИТР, отделкой коттеджей и кабинетов Харитона, Зернова, Щёлкина, КБ и лабораторий, «генеральской столовой». Разрабатывала эскизы внутренней отделки драматического театра, бывшей трапезной, была автором оформления общественной столовой в бывшем храме Живоносного Источника, получившей благодаря украшениям потолочных сводов гипсовой лепниной в виде каната народное название «Веревочка». Когда в 2018 году на месте взорванного храма Живоносного Источника проводились раскопки, были найдены фрагменты этой лепнины, и мы теперь точно знаем, как она выглядела».

По мнению краеведа, главным достижением О.К.Ширяевой можно назвать создание мастерской архитектурного лепного декора. Она подобрала группу специалистов из заключенных и вольнонаемных, которая занималась оформительскими работами.

В это время идет работа по проектированию первых кварталов будущего города, и Ольга Константиновна активно воплощает в жизнь разработки архитекторов Ленинградского проектного института в декоративном оформлении первых жилых домов – на пр. Мира, ул. Гагарина. Казалось бы, жизнь только начиналась. Но в августе 1950 года архитектор неожиданно задержана сотрудниками МВД и препровождена на сборный пункт на Протяжке. «В соответствии с распоряжением МВД СССР от 3 августа 1950 года откомандировать с 17 августа на другое строительство МВД следующих работников, освобожденных из ИТЛ: №309, Ширяеву О.К.» В эшелон были погружены освобожденные сотрудники и неблагонадежные заключенные – их отправили дальше по этапу. Эшелон направился в Дальстрой, город прописки – Магадан…

-

 

Расцвет лепной мастерской

После отбытия Ольги Константиновны лепная мастерская продолжала работать и развиваться. Состояла она из нескольких сотрудников, и ее негласным руководителем стал Виталий Александрович Маслаков – сотрудник строительства, один из тех, кто начинал работать с О.К.Ширяевой. Он родился в 1928 году в г. Вязники Владимирской области, в Саров прибыл в 1946 году, сначала был разнорабочим, а затем стал лепщиком-модельщиком управления строительства. В 1971 году заочно окончил Горьковский строительный техникум, работал на различных должностях на стройках города, в ремонтно-строительном предприятии.

Начало кирпичного строительства в Сарове – расцвет сталинского ампира. Архитектура и лепной декор должны были прославлять победу советского народа в Великой Отечественной войне, свидетельствовать о начале счастливой мирной жизни. Это был период наивысшего расцвета лепной мастерской в Сарове. Ее сотрудники стремились не только украсить здания, но и с помощью украшений обозначить его предназначение. Так, единственное в нашем городе цветное мозаичное панно с гербом РСФСР на фронтоне здания на пр. Мира свидетельствовало об изначальном расположении там исполкома Горсовета (сейчас Саровский городской суд). Поликлиника №1 на пр. Мира начинала свою жизнь именно там, и об этом тоже красноречиво говорит лепнина на здании.

На фронтоне школы №11 на ул. Павлика Морозова среди знамен, глобуса и барабана выведена цитата В.И.Ленина: «Учиться, учиться и учиться». К несчастью, результатом недавнего капремонта этой школы стало то, что здание лишилось всего своего декора на фасаде, кроме фронтона. Все украшения были сбиты при ремонте!

На некоторых зданиях есть даты их постройки. Например, на здании стоматологической поликлиники в обрамлении гирлянд обозначена дата – 1952 год. Датировано и здание школы №15 - на южной стороне выбито: «1960 год».

-

 

Тайна «АВ»

Валентин Степашкин: «Не следует искать среди венков и гирлянд тайных посылов, но одна загадка все же присутствует. Между домами №7 и 9 по пр. Мира на арке, соединяющей их, в медальон вписаны буквы «АВ». Это лигатура, образованная путем слияния двух букв. Но что она означает? Опрос работников ремонтно-строительного предприятия, в которое входила лепная мастерская, старожилов близлежащих домов, главного архитектора города результатов не дал. Поиск совпадений инициалов сотрудников лепной мастерской тоже не помог раскрыть тайну.

Но есть одно предположение. Лепная мастерская располагалась на правом берегу реки Саровки, рядом с бывшим экипажным складом Саровской пустыни – за нынешней стоматологической поликлиникой. Там же в 1950-е годы располагался и хлебокомбинат, где работала экономистом Анна Андреевна Трутнева, в которую Виталий Александрович Маслаков влюбился и безуспешно пытался добиться взаимности в течение нескольких лет. Сказывалась разница в возрасте и социальном положении – он был простой рабочий, а она уже тогда имела образование. После работы они шли домой по пр. Мира мимо домов 7 и 9. И предполагаю, что Виталий Александрович сделал эту лепнину, чтобы привлечь внимание Анны Андреевны. В конце концов она сдалась и в 1957 году стала его женой.

В 2001 году мне повезло лично познакомиться с Виталием Александровичем, его мастерская располагалась уже в корпусе №28 – бывших конюшнях, в цокольном этаже. Он рассказал много интересного, в том числе и о столовой «Веревочка». Но тайна лигатуры так и осталась нераскрытой. Позже дочь Виталия Александровича Наталья подтвердила, что папа был романтиком и от него вполне можно было ожидать признания в любви в виде лепнины».

Лепная мастерская, по мнению краеведа, предположительно просуществовала до середины 1960-х годов, судя по лепнине над входом в библиотеку им. Маяковского (построена в 1964 году). Позже к услугам Виталия Александровича прибегали только в случае необходимости восстановить или отремонтировать лепной декор. Последняя работа выполнена мастером в 1996 году на здании по ул. Шверника, 11 - ныне Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста. Он украсил здание лепниной.

В.А.Маслаков ушел из жизни в 2004-м. Валентин Степашкин рассказал, что, пока мастер был в здравии, пусть и давно на пенсии, он продолжал работу над реставрацией поврежденной лепнины на том или ином здании. За ним для этого даже специально присылали машину, которая отвозила его в мастерскую. Сейчас, увы, такие специалисты перевелись - работа эта тяжелая, грязная, для молодежи непривлекательная. Неудивительно поэтому, что при реконструкции зданий лепнина зачастую не ремонтируется, а просто уничтожается, как это произошло со школой №11.

«Боровой поселок с его парадными колоннами, оконными наличниками, массивными балконами, многообразием различных медальонов интересен нам как музей под открытым небом, образец сталинской эпохи, который надлежит сохранять для потомков», - подытожил свой доклад краевед.

-

-

пт, 05/05/2023 - 12:07