Полвека с городом. В этом году исполняется 50 лет прачечной «Снежинка»

В этом году исполняется 50 лет прачечной «Снежинка» - она открылась в 1974-м в здании на ул. Куйбышева, 13. Впоследствии, чтобы повысить эффективность и снизить затраты на производстве, было принято решение разместить цех прачечной в более компактном и энергоемком цехе по ул. Куйбышева, 11.

За последние два года цех химчистки и прачечной АО «Дом быта «Авангард»» наращивает свои обороты.

 


Не сбавляют обороты

Об этом нам рассказала директор АО «ДБ «Авангард»» Татьяна Горчакова. Сейчас прачечная обслуживает все подразделения ядерного центра и муниципальные предприятия Сарова. В числе заказчиков – частные клиники, в том числе ветеринарные, гостиница «Люмьер». Есть у «Снежинки» клиенты и за пределами города – она обстирывает одну из гостиниц Дивеева. В планах – увеличить количество контрагентов среди дивеевских гостиниц.

«Закуплено новое оборудование, работу сейчас перестраиваем так, чтобы была возможность принимать и обрабатывать всё бОльшие объемы заказов», - отметила Татьяна Юрьевна.

Стирают ли сейчас горожане свое белье в прачечной? Оказывается, да! Постельное белье в стирку сдают по-прежнему. В прачечной оно проходит полный процесс обработки, включающий, помимо стирки, глажку и упаковку. И выглядит совсем иначе, чем после стирки в бытовой стиральной машине. На профессиональном оборудовании белье отстирывается гораздо лучше, затем его гладят на больших гладильных прессах – каландрах, где удается достигать эффекта накрахмаленного белья – плотного, гладкого. В общем, идеального!

Уже несколько лет прачечная и химчистка находятся бок о бок друг с другом – в одном просторном цехе. Это было сделано, чтобы оптимизировать расходы. Однако в прошлом году предприятию удалось заключить контракт на большие объемы услуг, и теперь предстоит новое расширение производства. 

Всего в штате Дома быта «Авангард» 19 человек, в прачечной и химчистке трудятся десять работников. 

«Соседка» прачечной по цеху – химчистка – также не сбавляет оборотов. По словам Татьяны Горчаковой, она работает на итальянском оборудовании. Применяются современные средства по выведению пятен. Персонал регулярно проходит онлайн- и офлайн-обучение. Ведь отрасль не стоит на месте – постоянно развивается.

«После 2022 года столкнулись с затруднениями – прекращались поставки импортных средств, - рассказывает Татьяна Юрьевна. - Но наши отечественные производители догоняют, находят возможности производить близкие по качеству, эффекту средства. Мы постоянно в поиске, экспериментах».

Директор поделилась еще одной проблемой. У недобросовестных производителей одежды втачной ярлычок вещи с рекомендациями по уходу не всегда соответствует ее материалу и наполнителю. Следуя этим рекомендациям, иногда специалист не приходит к тому результату, который хотелось бы получить – бывает, что вещи при химчистке портятся. В таких случаях ответственность за потерю товарного вида лежится на производителя.

«В этом и заключается профессионализм технолога: если он видит, что рекомендация одна, а материал вещи совершенно другой, мы советуемся с заказчиком – ставим его в известность, что считаем нужным применить вот такую технологию. Берем у него согласие и только после этого обрабатываем вещь», - рассказывает директор.

Последние два года у химчистки также увеличились объемы заказов – все больше горожан обращается и доверяет именно «Авангарду».


Соседки по цеху

Отправляемся вместе с директором Дома быта на мини-экскурсию в цех. В прачечной кипит работа – вчера приехало на стирку постельное белье из ДОЛ им. Гайдара и «Лесной поляны».

В отдельном помещении бесперебойно работают несколько больших стиральных машинок – ветераны, старые, но надежные «Вязьма», наряду с новыми, все того же отечественного производителя. Есть в цеху и программируемые стиральные машины, которые настраивает технолог. Прачке достаточно выбрать в меню номер программы, и можно стирать. Помимо промышленных стиральных машин цех оснащен и маленькими машинами, в которых стирают частные заказы по принципу один заказ – одна загрузка, не смешивая друг с другом. 

Белье из машинок достают мокрым, складывают в корзины на колесиках и отправляют на отжим в специальные машины. Мы стали свидетелями, как несколько сотрудниц наглаживали постиранное и отжатое белье на специальных прессах. И все это – под бодрую ритмичную музыку!

В отделении химчистки опытная сотрудница Юлия Лосева на наших глазах закидывает в специальный аппарат, по виду напоминающий огромную стиральную машину, несколько шерстяных пальто… Но пугаться нечему – это перхлорэтилен, после обработки которым вещь не сядет и не растянется. Им обрабатывают не только шерсть, но и дубленки, шелк. Обработка в машине длится 3-4 минуты, затем отжим, сушка, отпаривание на специальном приборе, упаковка – и добро пожаловать к владельцу! 
Помимо современного оборудования, в химчистке используется и старенький, но надежный утюжок. Таким же надежным опытом ветеранов химчистки сотрудники пользуются и сейчас. 

Юлия рассказала, что пик загрузки химчистки – апрель-май и сентябрь-октябрь, когда люди меняют сезонную одежду. При этом с каждым годом заказов у химчистки становится все больше.

Дирекция Дома быта старается улучшить условия труда для работников. По словам Татьяны Юрьевны, в настоящий момент идет реконструкция вентиляции цеха, дооснащение электричеством. Отремонтированы комнаты отдыха и приема пищи, раздевалка для сотрудников.

В приемном пункте химчистки и прачечной приемщица Наталья Станиславовна как раз приняла очередной заказ и выдала клиенту квитанцию. Она рассказала, что в настоящий момент в химчистку и стирку сдают одеяла, покрывала – готовятся к следующему холодному сезону. А еще - к торжествам: освежают платья, пиджаки, рубашки. «У нас есть постоянные клиенты – за три года работы всех их знаю в лицо», - отметила приемщица. 

Не могла не спросить, зависит ли от загрузки мощностей зарплата сотрудников. «Конечно, - ответила Татьяна Юрьевна. - Сотрудники получают оклад плюс премию по итогам месяца».

Коллектив Дома быта небольшой, но дружный. Текучки нет. По словам директора, как в любом небольшом коллективе, некоторые должности приходится совмещать – поэтому есть возможность давать людям заработать. 

Сотрудницы прачки и химчистки, которых мы застали в цехе за работой, в основном женщины. Но есть в коллективе и мужчины – они занимаются обслуживанием оборудования, разрабатывают технологии, работают с заказчиками. 

В ближайших планах предприятия – не только расширение производства, но и внедрение новых услуг. Например, услуги по мелкому ремонту вещей. «Когда-то давно такая услуга на нашем предприятии была, - отметила Татьяна Горчакова. – Хотим ее вернуть, сейчас разрабатываем прайс. Часто в химчистку приносят вещи с недостатками, и клиенту было бы удобно забрать одежду полностью готовой – с замененной молнией, пришитой пуговицей и т.п. Эта услуга просто напрашивается».

В настоящее время коллектив Дома быта «Авангард» активно участвует в поддержке СВО – организовывали пункт сбора, подготовку груза к отправке. Всегда отзываются на просьбы о помощи бойцам СВО и мирным жителям. 

Ежегодно в День работника бытового обслуживания сотрудники и ветераны предприятия награждаются почетными грамотами и благодарственными письмами городской администрации.
Сидеть на месте и скучать не в характере директора предприятия. Контракты сами на голову не упадут, и с корпоративными клиентами приходится постоянно работать. «С теми, кто знает качество нашей работы, у нас уже сложились теплые отношения, - говорит Татьяна Горчакова. - Отрабатываем мы и так называемые «холодные» контакты – выезжаем с презентациями в гостиницы Дивеева. Стираем белье пока в одной из них, но надеемся со временем обслуживать их все, ведь рекомендация коллег - лучшая реклама». 


Прачечные Арзамаса-16. Воспоминания краеведа

Как работала прачечная в советское время? Алексей Подурец в статье «Соцкультбыт в Арзамасе-16», опубликованной на сайте «Саровский краевед», поделился своими воспоминаниями. 

«Постельное белье, как правило, сами не стирали. Во-первых, стиральные машины того времени были несовершенны. Отжимать и полоскать бельё в машинках большинства конструкций надо было отдельно. Как сейчас — нажал кнопку и ушел — стирать было еще нельзя. Во-вторых, стиральный порошок был в дефиците, особенно в дефиците был хороший стиральный порошок… В общем, в помощь домохозяйкам в нашем городе была прачечная, принимавшая в стирку белье от населения. 
Прачечная находилась сначала на улице Чапаева, 7а. Потом на ул. Куйбышева была построена новая прачечная, которую назвали «Снежинка», а на ул. Чапаева остался пункт приема белья.

Тяжелые тюки с бельем не надо было тащить в прачечную, в городе работали специальные пункты, принимавшие у населения грязное белье и через некоторое время выдававшие им назад постиранное и поглаженное, а за дополнительную плату — и накрахмаленное. В частности, такие пункты были на пр. Ленина, 48 и ул. Дзержинского, 9 (в подъезде жилого дома).

…Чтобы белье не потерялось или не перепуталось, на него нашивались специальные метки. Шифры этих меток так хорошо впечатались в мою детскую память, что я до сих пор их использую в качестве паролей», - пишет краевед.