
В московскую галерею современного искусства ArtStory шла целенаправленно, прочитав о новом выставочном проекте - «Сергей Алферов. Флюгер астральных ветров». К стыду своему, не очень хорошо знаю современное искусство - оно для меня почему-то ассоциируется с периодом 50-60-х, ну, максимум, 70–х годов прошлого века, и познаниями этого времени и заканчивается. хотя я регулярно бываю на выставках Центра современного искусства «Винзавод» и других культурных пространств и вижу работы современников, но конкретных имен художников память не фиксирует.
Шла на новый проект с мыслями увидеть и через какое-то время, к сожалению, забыть. Но на этот раз все вышло по-другому, хотя в полном смысле совсем современным автором Сергея Алферова не назовешь. Он начал творить в конце XX века (а самые ранние работы в стиле нонкомформизма и вовсе относятся к 70-м годам), и продолжал в нулевые вплоть до своей трагической гибели в 2004-м.
Наивный философ
При кажущейся наивности и легкости, его работы, полные символизма, философии и медитации, образуют некую замкнутую систему, которую можно бесконечно долго разгадывать. Творчество Алферова многогранно: живописные работы, офорты, графика. Он никогда не писал с натуры, его полотна – это созданный им мир человеческого духа, преображенный через зрительные и музыкальные образы (всегда творил под музыку).
Художник прекрасно разбирался в восточной философии, умел читать древние таблички, хорошо знал историю Вавилона, зашифровывая символы в своих картинах - которым, кстати, редко давал названия, предоставляя зрителям возможность полета фантазии. На выставке много циклов. Например, «Шаманы» из десяти полотен, возле которых я задержалась надолго, рассматривая каждую маску (они мне напомнили именно маски, то ли карнавальные, то ли те, которые мы с таким рвением на себя надеваем в жизни). Или философское «Под зонтом», напоминающее детский рисунок со взрослым смыслом – под одним зонтом (а если копать глубже – небом), рядом стоят-существуют ангел и демон, преступник и модель, цирковой укротитель и священник.
Картина «Башня» из одноименной серии отсылает зрителя к знаменитой Вавилонской. В хаосе цветных мазков словно слышится речь строителей, говорящих на разных языках и потому не способных закончить ее возведение.
Офорты можно рассматривать бесконечно – настолько они тонкие, изящные, с множеством деталей, что хочется налюбоваться каждым завитком. Как, например, в серии «Цирк» с его фантастическим птицами и наездницами, факирами и львами.
А в графике будешь долго размышлять и все равно не сможешь понять все символы, заключенные в рамках одного полотна.
В картинах Сергея Алферова есть все - и красивость, и гротеск, и яркая символика, и мифологичность, и лубочность, и абстракция, и ирония, и экспрессия, и деталировка, здесь граничат «детская непосредственность с профессиональными изысками», как говорил искусствовед Валерий Турчин.
Все работы Алферова практически всегда были импровизацией. «Было бы менее интересно, если заранее знать, что получится», – говорил художник о своем подходе к творчеству.
«Интересно было наблюдать, как он работает. Раскладывал на полу листы ватмана, банки с краской, карандаши, мелкие валики, чернила, кисточки, линейки, иголки, расчески, промокашки и прочие профессиональные принадлежности. На ноги надевал могучие несгибаемые башмаки из кирзы – чтобы было устойчивее сидеть. Творил он всегда, сидя на корточках. Созидалось 5-8 работ одновременно. …«Картинки» свои он любил. Постоянно их пересматривал, перекладывал. «Картинки шлепать пойду. Некогда мне с вами тут», - так вспоминает о Сергее Алферове художник Андрей Басанец.
Кроме живописи и графики на выставке представлены и фотографии художника, для которых он выбирал, казалось бы, самые обычные объекты – старый дом, линию электропередач, но снимал их с такого ракурса, что они становились атмосферной картиной, со сквозным лейтмотивом одиночества.
Кстати, на выставке можно прочитать и о жизни, и о личности художника. Воспоминаниями о нем поделились его друзья и коллеги, приоткрыв некую тайную завесу. Ведь картины Сергея Алферова есть в собраниях многих известных коллекционеров, но мало кто что-то знает о самом мастере, который прожил непозволительно мало – всего 53 года и погиб в самом расцвете своего творческого пути.
Среди авторов - доктор искусствоведения, профессор Валерий Турчин, журналист, писатель, член нонконформистского движения Игорь Дудинский, Борис Бич, Сергей Бордачев, Александр Кедрин, Катя Медведева, Лариса Пятницкая, Владимир Трямкин и другие.
Вообще, ArtStory – очень приятный выставочный зал с милыми и дружелюбными сотрудниками и небольшими ценами за билет. Обязательно вернусь сюда еще не раз.
Прогулка по воздуху
Конечно, летом наслаждаться исключительно искусством не получится – в такую погоду хочется гулять и любоваться природой. К тому же сейчас в Москве очень много небольших сквериков, парков, «зеленых оазисов», где можно комфортно отдохнуть и «переработать» полученные впечатления. Пока я вот так сидела недалеко от работы дочери, обратила внимание на кроны деревьев и кустов роз. Они были… геометрических форм! Присмотревшись, поняла – чтобы сформировать треугольники и квадраты, ветки пропускали вдоль металлической конструкции, и они начинали расти таким причудливым образом.
Побывала и в одном из излюбленных мест для прогулок москвичей и гостей столицы – в Лужниках, где все располагает для приятного отдыха: много скамеек, небольших кафе, красивых скульптур, мест для занятий спортом. А те, кто хочет лицезреть Москву почти с высоты птичьего полета, идет на канатную дорогу. Мы с дочкой не стали исключением. Билеты можно быстро купить и в кассах, и в автоматах. Скидки - для пенсионеров, студентов и детей. Очередь на посадку проходит быстро - мы постояли минут 5-7, хотя казалось, народу было много. Комфортные, закрытые со всех сторон стеклянные кабинки с сидениями, вмещают до восьми человек.
Люблю летать на самолетах, а вот высоты боюсь, поэтому когда кабинки «пошли ввысь», стало не по себе. Да и когда висели над Москвой-рекой тоже. Но все равно впечатление от «полета» осталось самое приятное.