Уникальный коллектив казачьей песни выступил на сцене Дома ученых 22 марта.
Уникален он не только по исполнительскому мастерству, использованию аутентичных музыкальных инструментов, разнообразию репертуара, но, прежде всего, по той просветительской миссии, которую возложил на себя и несет вот уже почти четыре десятка лет московский ансамбль «Казачий Круг». Его создатель и художественный руководитель Владимир Николаевич Скунцев – собиратель старинных казачьих песен, обрядов, традиций, всего русского казачьего фольклора. Начиная с 1979 года им и его сподвижниками – участниками ансамбля – с этнографическими экспедициями объезжены десятки казачьих станиц на Дону, Кубани, в Ставропольском крае у казаков-некрасовцев. Эти песни и песнопения, «духовные стихи» вошли в репертуар ансамбля. Выпущено несколько компакт-дисков, песни из которых стали «настольной книгой» многих профессиональных и любительских ансамблей.
Владимир Скунцев: «В ансамбле представлено несколько поколений музыкантов – с 1987 года у нас сменилось уже три состава, но костяк ансамбля – это, конечно, профессионалы, люди, которые имеют музыкальное образование. Кроме того, они все фольклористы-практики - ходят в этнографические экспедиции, собирают песни, аранжируют, передают музыкальные традиции казачьей культуры детям. Мы участвуем в фестивалях, озвучиваем фильмы, снимаемся как актеры…».
По словам музыкантов, в Москве есть несколько студий, куда их приглашают и где они занимаются с молодежью и детьми, дают мастер-классы по пению, хореографии, музыкальным инструментам.
Одной из работ ансамбля стал сериал «Тихий Дон» Сергея Урсуляка и «Поддубный» Глеба Орлова, фильмы «Очарованный странник» Ирины Поплавской, «Очи черные» Никиты Михалкова. Посчастливилось им поработать и с Сергеем Федоровичем Бондарчуком в «Тихом Доне».
В репертуаре ансамбля – и старинные православные песнопения староказачьего (старознаменного) распева (некоторые из них саровчане услышали на концерте в Доме ученых, - авт.), и былины-«старины» о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других богатырей. Также прозвучали исторические, военные-бытовые, походные, бивачные песни, обрядовые (проводы казаков на службу) – многие из них до сих пор бытуют в казачьих регионах России. Саровчане также услышали воинские песни терских и кубанских казаков с плясом под кавказские барабаны-доулы.
Владимир Скунцев: «Сегодня прозвучала былина терских казаков – гребенских, как мы их называем, то есть «с самого гребешка» Кавказских гор. Там, высоко в горах, раньше селились староверы и именно они сохранили самые древние песни. Вот от двух таких девяностолетних казаков в 60-70-е годы были записаны былины и былинные песни. Одна из них – «Илья Муромец на Корабле-Соколе». Мы распели ее на 5-6 голосов и исполнили хором».
По словам Владимира Николаевича, несмотря на то, что ансамбль уже много лет участвует в этнографических экспедициях, в казачьих станицах и на хуторах остались еще сотни песен, сказок-рассказов, танцев. игр. Существует множество мест, куда фольклористы еще не приезжали.
Марина Скунцева, солистка ансамбля: «Недавно наш старший сын вернулся из экспедиции – он был на хуторах Волгоградской области, куда фольклористы много лет не приезжали. Рассказывал, как, чуть не плача, его встретил дедушка: «Что ж вы так долго не ехали! Я вас двадцать лет жду, чтобы песни передать!»
Владимир Скунцев: «Безусловно, как только будет больше свободного времени, мы вновь отправимся в фольклорно-этнографические экспедиции. Хотелось бы вновь посетить Дон, горную Кубань, Ростовскую, Волгоградскую области, съездить на Урал и в станицы сибирских казаков. Очень много материала нам дали казаки-некрасовцы – это Ставропольский край, и там остался огромный пласт для исследования. Сегодня в первом отделении прозвучали духовные песнопения – это от них взяли, хотя аранжировка наша».
«Казачий Круг» - ансамбль во многом семейный, потому что в нем поют и играют также супруга Владимира Николаевича Марина Юрьевна и два их сына – профессиональные музыканты. Теперь они уже взрослые, но, как признается Марина Скунцева, выросли внутри ансамбля: с юных лет бывали в экспедициях, выступали на сцене…
Все собранные песни Владимир Николаевич вместе с музыкантами аранжирует, раскладывая на партии.
Владимир Скунцев: «Как сохранить аутентичность исполнения? Ведь, безусловно, любую песню ты пропускаешь через себя. Но весь механизм – манера исполнения, голосоведение - сохраняется, этому мы учимся у носителей, которые нам эту песню передали. Это важно, в этом и заключается наша методика освоения и передачи народной казачьей песни – из уст в уста. Этому мы учим наших студийцев, в рамках фестивалей делимся опытом, даем мастер-классы. Безусловно, у нас есть расшифровки, аранжировки, ноты, но важна именно живая передача песни».
Многие музыканты ансамбля – мультиинструменталисты. А еще - мастера народных ремёсел, поскольку все аутентичные музыкальные инструменты – такие как донские лиры (рылеи), крыловые гусли, камышовые дудки – музыканты изготавливают сами.
Владимир Скунцев: «Сегодня вы, быть может, впервые увидели и услышали, как звучит донская лира – рылей. Инструмент этот древний, мы осваиваем игру на нем и обучаем молодежь».
Как пишет в своем исследовании «История Войска Донского и старобытность начал казачества» В. М. Пудавов, в старинные времена на Дону действительно были популярны певцы богатырских песен, называемые гудцами (гудами), рылешниками и песничаями. Пение они сопровождали игрой на рыле - музыкальном инструменте, который сегодня на Дону практически не используется. Многие из рылешников были и слагателями песен. К сожалению, немногие из старинных донских песен казацких поэтов-музыкантов того времени сохранились в народной памяти, и тем бесценнее тот уникальный, собранный музыкантами «Казачьего Круга» материал, который они несут со сцены своим слушателям.
- По каким чертежам вы изготавливаете старинные инструменты?
Владимир Скунцев: «В Новочеркасском музее истории Донского казачества хранится один образец донского рылея, и еще есть пара образцов в Санкт-Петербургском этнографическом музее, в запасниках. По этим образцам мы и изготавливаем новые лиры. Используем ель, клен, сосну, бук, мербау. Помимо донской лиры также делаем камышовые дудки, крыловые гусли, ремонтируем гармони, балалайки. Мы изучаем культуру и традиции всего российского казачества, поэтому музыкальные инструменты у нас очень разнообразны».
«Казачий Круг» уже давно вышел за рамки просто ансамбля – сегодня это большое творческое объединение, где простое исполнение казачьих песен – далеко не единственное устремление коллектива. Очень много работы музыканты проводят для передачи казачьих традиций, проводя свадьбы в казачьем стиле, участвуя в фестивалях. Сам Владимир Скунцев проводит мастер-классы для народных коллективов, в институтах культуры и искусства, участвует в семинарах по подготовке музыкантов-фольклористов.
Владимир Скунцев: «На фестивалях, где много детей, молодежи, часто исполняем казачьи военно-бытовые песни – те, что пелись во время походов, на отдыхе, в военном быту. И молодежь, слушая эти песни вокруг костра, как когда-то сотни лет назад казаки, проникается и духом казачества, и той эпохой. Сидят дети, слушают внимательно. Споешь им 5-6 куплетов – думаешь: ну, наверно надоело. А они спрашивают: «А почему до конца не допели? Что дальше-то было?» Вот так казачья песня познается и передается из уст в уста, и отрадно, что детские сердца на нее откликаются».
- На вашем сайте есть хорошие слова: можно родиться сыном казака, но самому казаком нужно стать. Что, на ваш взгляд, значит «стать казаком»?
Владимир Скунцев: «Только пройдя через казачью культуру, через общение, веру и традиции. Тот же быт, кухня, обряды, уклад жизни – нужно все это вкусить, пропускать через себя, и постепенно, с годами, это становится твоей частью. Казачество также немыслимо без Православия. Вера дает нам силы».
Марина Скунцева: «Песня – это цементирующий, скрепляющий фактор. Но она носит прикладной характер, а для настоящего духа казачества нужно создавать аутентичную среду. А она, к сожалению, во многом утрачена. Через творчество мы пытаемся приблизить аудиторию к этой среде, насколько возможно, но задачу-то свою видим гораздо шире - она не развлекательная, а просветительская».
- Те деревни, казачьи общины, куда вы выезжаете за фольклором, еще сохраняют в себе эту аутеничную среду?
Владимир Скунцев: «Слава Богу, такие места еще есть. На Кубани, к примеру, до сих пор свадьбы играют по старинным казачьим обрядам. А казаки-некрасовцы – это вообще кладезь традиций и обрядов. Спустя не одну сотню лет они сохранили песню, быт, костюм, духовную музыку и церковный обряд в их первозданном виде!»
Наша справка
Ансамбль «Казачий Круг» был создан в 1986-87 годах. Ансамбль - лауреат множества музыкальных и просветительских премий, конкурсов и номинаций. Самой ценной из них коллектив считает звание лауреата Международной премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина. Ансамбль с успехом гастролировал в Югославии, Германии, Австрии, Чехии, Франции, Великобритании, Испании, Бразилии, Австралии. Его приглашали выступать на центральные ТВ-каналы, сам Владимир Скунцев и его музыканты неоднократно принимали участие в озвучке фильмов. Записи песен и музыки ансамбля сегодня хранятся в фондах фирмы «Мелодия», Мосфильма, ГДРЗ, Московской государственной консерватории, Санкт-Петербургской государственной консерватории, Пушкинского дома, Научленфильма, Екатеринбургского телерадиоцентра и др.
Владимир Скунцев – музыкант-фольклорист. Образование – Московский государственный институт культуры, кафедра народного хора и фольклора. Собирательская деятельность - с 70-х годов (Волгоградская обл., область Войска Донского, Кубань, Краснодарский край, обследованы районы черноморского казачества и линейного казачества, Отрадненский район Ставропольского края и др.
По информации www.2009.kaz-krug.ru