
(Окончание. Начало – в «НГ» №14/2025 г.)
С Романом Зеленцовым я знакома с детства: талантливый музыкант и художник, он уже несколько лет делает татуировки по собственным, уникальным эскизам (www.vk.com/zdesbilroma). А еще у него есть группа в ВК «Потомки» (www.vk.com/potomki1993), где Рома публикует свои художественные работы, многие из которых посвящены детству, Сарову и уже не существующим городским местам.
Цикличность и перерождение
«Когда я окончил школу, никак не мог решить, чем я хочу заниматься, - рассказывает Рома. - Помню, что на выпускном каждого ученика приглашали на сцену для вручения аттестата и давали какую-нибудь приятную характеристику, отмечали таланты. Когда на сцене оказался я и еще несколько моих приятелей-одноклассников, то нам просто сказали: «Вы - интересные люди».
- Какая-то бесцветная формулировка…
Рома Зеленцов: «Хотя у нас была музыкальная группа, и мы постоянно выступали на школьной сцене, а еще я много рисовал. Тогда было обидно это слышать, а сейчас вспоминаю об этом с улыбкой».
- Пока ты искал «то самое», много работ пришлось сменить?
Рома Зеленцов: «Я продавал электрику, работал в Пенсионном фонде, занимался с приятелем росписью футболок, а однажды чуть не устроился на подмосковную ферму ухаживать за альпаками! Успел пожить в Нижнем, потом вернулся в Саров, а недавно переехал в Москву. Я всегда старался наполнить любую, даже самую рутинную работу смыслом. Если было совсем скучно или тяжко, брал с собой книги и читал. Или рисовал».
- А еще ты семь с половиной лет служил саровскому драматическому театру. Что это было за время?
Рома Зеленцов: «Я как раз вернулся в Саров, и мне предложили поработать монтировщиком сцены. Моя жизнь круто изменилась: я обрел круг близких по духу людей, нарисовал несколько афиш для спектаклей (в том числе «Мой папа – Питер Пэн», «Свободный Тибет», – авт.), делал декорации по собственным эскизам. В Сарове люди, которые служат театру, живут искусством, у них большая самоотдача. Мне есть с чем сравнить. Я работал в двух московских театрах, один из них очень известный, и я многое увидел изнутри, поэтому буквально «отравился» столичными театрами. Там, не везде и не всегда, конечно, но довольно часто спектакли поставлены на коммерческий поток, от искусства мало что осталось. Когда я работал в Москве, то часто чувствовал себя отрешённо. В свободное время продолжал усердно рисовать, хоть порой давалось это крайне тяжело. Но я проделал колоссальную работу над собой».
- Сейчас часто говорят про культурную деградацию. Как не потерять связь с настоящим искусством?
Рома Зеленцов: «Не думаю, что эта связь когда-нибудь потеряется. Как показывает история, есть разные периоды – и расцвета, и упадка».
- Как в природе - все циклично?
Рома Зеленцов: «В индуизме есть такое понятие - «Кали-юга»: это последняя из четырех эпох, которая приводит мир к катастрофе. Считается, что мы живём в эту самую эпоху. Но есть и хорошая новость (смеется): после катастрофы следует перерождение».

Татуировка как художественная миниатюра
- Почему ты решил заняться татуировками?
Рома Зеленцов: «Татуировки мне всегда были интересны. Два года назад моя мечта осуществилась, и мой хороший друг и отличный мастер Сергей Рогозин согласился меня обучать. Сейчас у меня есть своё оборудование, я активно составляю портфолио из авторских работ, делаю татуировки в Сарове и Москве. Поэтому жду с нетерпением всех, кто хочет познакомиться со мной, моим творчеством и интересно провести время. Пока что у меня два желаемых пути развития — татуировка и иллюстрация».
- А как ты относишься к такому утверждению, что татуировки – это проявление аутоагрессии?
Рома Зеленцов: «Агрессия присутствует в любом человеке. Для меня татуировка – это то, что я не могу передать в иллюстрации. Эскизы я рисую сам, поэтому мои татуировки больше похожи на художественные миниатюры моих рисунков. Например, ко мне пришел один из клиентов и попросил взять за основу эскиза фотографию его близкой подруги: девушка сидит на берегу реки, спиной к объективу, в небе свободно летает одинокая птица. Получилась отличная работа с крутым замыслом! Практически со всеми, кто обращается ко мне, складывается взаимопонимание: когда я делаю татуировку, рождается положительная энергия – это глубокий разговор без слов, что-то на космическом уровне. И с агрессией для меня это не имеет ничего общего».
- А за популярными тату к тебе приходят? За пионами, надписями, индейцами, цветами?
Рома Зеленцов: «Пока что мне удалось не сделать ни одного пиона (смеется)! Мастер, который меня обучал, говорил, что поначалу нужно будет много таких однотипных татуировок делать. Но я стремлюсь именно к авторским работам - это то, что мне ближе всего. Конечно, при этом я всегда ориентируюсь на запрос: например, ко мне обратилась девушка, которая любит птиц, а еще у неё девичья фамилия Скворцова. Эскиз я рисовал сам: это скворец на фоне широкого неба и поля с мягкой травой, а еще в небе изобразил мурмурацию (полет огромных стай птиц, образующих динамические объёмные фигуры, - авт.). Получилось очень символично, потому что в небе еще и читается буква «С».

Это может только человек
«Для меня работа над татуировкой, начиная с эскиза и до конечного результата, - это серьезный творческий процесс, - отмечает Рома. - Техника, безусловно, важна, но я воспринимаю татуировку, в первую очередь, с точки зрения художественного замысла».
- Люди, которые к тебе приходят за авторскими рисунками, - какие они? Что их объединяет?
Рома Зеленцов: «Это разные люди, и запросы у них разные. Одному клиенту я аккуратно перекрывал шрамы на руке. Подруга попросила сделать медуз, и я тщательно работал над эскизом, чтобы медузы получились максимально динамичными, живыми. Другому клиенту захотелось татуировку с ежом, белкой и мухомором – вот такая интересная задумка и ассоциация – и уже после того, как мы ее сделали, то увидели, что в татуировке читается инь-ян, что откликнулось нам обоим. Примеров много. Я знаю, что люди ко мне идут за определённым стилем и идеей, индивидуальным художественным эскизом. Все-таки я, прежде всего, художник, а уже потом тату-мастер. А еще у меня есть успешный опыт сотрудничества с музыкантами: я делал обложки для песен и музыкальных альбомов, их можно найти в сети (к примеру, обложка трека «Я - детство» для саровского исполнителя Вячеслава Рязанцева, группа «WELLHALLA», - авт.)».
- Сейчас возникает много споров об искусственном интеллекте. Как думаешь, картины, нарисованные ИИ, однажды причислят к искусству?
Рома Зеленцов: «Искусство ведь произошло не от слова «искусственный». Искусство – это про духовность, попытка постичь мир путём наблюдения природы вещей и последующим их воспроизведением. А это может только человек».
- Когда тебе больше всего нравится рисовать?
Рома Зеленцов: «Сейчас много информационного шума, суеты, я люблю побыть в тишине и уединении, в том числе чтобы заниматься творчеством. Самое комфортное время – это раннее утро. Последнее время я встаю в пять утра, принимаю холодный душ, делаю дыхательные практики, а потом сажусь рисовать. Тишина. Город только начинает просыпаться. Несколько часов свободного творческого погружения. И в этот момент в голове вновь рождается мысль – это именно то, чем я хочу заниматься. Мне нравится медленный темп жизни: я так лучше понимаю, что я делаю и зачем».