Фото:
Весна и самокатчики. Новые изменения в ПДД относительно средств индивидуальной мобильности

Электросамокаты, велосипеды, моноколеса дело априори хорошее. Позволяют оперативно переместиться из одной точки Сарова в другую, не заморачиваясь ожиданием автобуса, стоянием в пробках и сжиганием бензина на собственном автомобиле, плюс нет вреда для экологии. Тем не менее, с наступлением теплой погоды броуновское движение наводняющих улицы самокатчиков заставляет хвататься за сердце особо впечатлительных пешеходов, а водителей комментировать их непредсказуемость словами, которые в газете напечатать нельзя.

 


«Всадники» с ветром в голове

Вот несколько примеров из прошлого «сезона». У дома №31 на ул. Силкина пожилой мужчина попытался проскочить на велосипеде, не спешиваясь, да еще и на запрещающий сигнал светофора, через проезжую часть. Не получилось. Попал под колеса «Лады Весты».

На перекрестке ул. Ак. Харитона и пр. Октябрьского похожим образом пострадал 16-летний молодой человек. Он пересекал дорогу, не спешившись с моноколеса перед близко едущим автомобилем, и был сбит иномаркой.

Таких примеров по городу хватает. Еще больше случаев, когда участники дорожных инцидентов отделываются совсем нелегким испугом, но все обходится без приезда «скорой» и ГИБДД. У автора самого минут пять тряслись руки в попытке закурить, когда ночью на пр. Музрукова в крайнем левом ряду (!) перед капотом идущей на приличной скорости машины в свете фар появился мальчишка на электросамокате без задней катафоты и в темной одежде. От беды спас выезд на встречную полосу. А если бы там было встречное авто?

Навести хоть какое-то подобие порядка среди дорожных нигилистов на законодательном уровне пытались уже давно. Проблемой была сама классификация самокатчиков. Поскольку он уже не пешеход. Но еще не автомобилист, ведь водительских прав для управления электросамокатом или моноколесом не нужно. Что, по мнению альтернативно одаренных лихачей, ставило их выше рамок ПДД и позволяло ездить где и как угодно. И даже на чем угодно. Помните эпоху скутеристов, гонявших на аппаратах, по мощности, скорости и габаритам мало уступающих всамделишным мотоциклам?

С той темой мало-мало разобрались. Теперь без водительского удостоверения можно управлять «средством индивидуальной мобильности» (сокращенно «СИМ»), которое весит максимум 35 килограмм, имеет мощность двигателя не более 250 Ватт и разгоняется только до 25 км/ч. Либо на нем стоит исправный ограничитель скорости до указанного значения. Если нормативы превышены, то это уже формально будет считаться мопедом - извольте получать права категории «М», такие же, как на мотоцикл. Кстати, то решение принесло видимую пользу. Количество гонщиков на мотоциклообразных скутерах и электробайках сошло на нет. Потому что влюбленным в скорость гражданам пришлось получать права и покупать полноценные мотоциклы. Не столь фанатичные пересели на дозволенные законом агрегаты.

Да, мера оказалась действенной. Но половинчатой. Теперь у мамочек с колясками, пожилых людей и пешеходов вообще нет шансов непроизвольно подпрыгивать от рева внезапно появившегося за спиной монстра. Однако «поймать» собственным туловищем потерявшего управление СИМом для школьника на дозволенной скорости в 25 км/ч - ни разу не удовольствие.

 


Опыт ценный и не очень

Посмотрим, как подошли к этому вопросу в областном центре. Сразу отмечу, неудачно. Из городского бюджета вбухали десятки миллионов рублей, чтобы спроектировать и пристроить к пешеходным тротуарам (иногда в ущерб проезжей части) специальные выделенные дорожки для велосипедистов и СИМиков. Получилось красиво: выделены цветом, специальный состав асфальта с добавлением резиновой крошки, кое-где вместо разметки, отделяющей дорожку от пешеходного пространства, вмонтированы светодиоды. Одна беда: плевать самокатчики на эти дорожки хотели. Как и на свежевыставленные таблички перед пересечением их с автомобильными дорогами, призывающие спешиться перед переходом магистрали. Головной боли добавляли и арендованные электросамокаты. Их бросали где угодно, только не на специальных стоянках.

Посмотрев на это безобразие, нижегородские власти пошли другим путем. Фирмы, предоставляющие в прокат технику, обязали обустроить в городе достаточное количество парковок. За брошенный самокат штрафовать будут именно коммерсантов. А уж те вольны карать безответственных клиентов как пожелают - например, блокировать их аккаунт с невозможностью пользоваться услугами впредь. Предприниматели поначалу артачились и даже судились. Но в конечной, четвертой инстанции, Нижегородский апелляционный суд встал на сторону властей. Что создало прецедент, а значит и в других городах, в том числе у нас в Сарове, можно безбоязненно проводить такой законопроект на местном уровне.

А со 2 апреля в областном центре вступили в силу новые правила использования СИМ. Появились зоны, где проезд на них запрещен вообще (в основном, пешеходные улицы и исторический центр города, абсолютно все мосты, соединяющие верхнюю и нижнюю часть города). В парках и вблизи школ, детских садов можно ездить со скоростью не выше 10 км/ч. По оживленным улицам - не быстрее 15 км/ч. По спальным районам разогнаться можно до 20 км/ч. Максимальная скорость в 25 км/ч дозволена только в пригородах. За нарушение скоростного режима, как обещали власти, будут нещадно штрафовать. Минимум на 800 рублей.
 


Если нельзя, но очень хочется, то все равно нельзя!

Вернемся теперь к Сарову. У нас никаких нововведений к федеральному закону не намечается. Впрочем, относительно средств индивидуальной мобильности в ПДД добавлены некоторые уточнения. Что же можно обладателям электросамокатов, электровелосипедов и моноколес, а чего нельзя, даже если очень хочется?

Итак, в ПДД они признаны «водителями». Потому алкоголь под запретом. Повисеть за рулем в интернете или разговаривать по телефону без гарнитуры тоже нельзя. С одной стороны, хоть данное средство передвижения официально не является «механическим транспортным средством» (как автомобиль или мотоцикл), по судебной практике последних лет оно признается «средством повышенной опасности». Это значит, что в случае нанесения кому-то вреда здоровью или, не приведи Бог, смерти, самокатчик отвечает как полноценный автомобилист, то есть с отягчающим обстоятельством.

А вот в чем у СИМ есть послабления? В случае нарушения ПДД, не приведшего к серьезным последствиям, его водитель залетает на «административку» как пешеход, а не как автолюбитель. То есть штраф будет существенно ниже. Ответственность за оставление места ДТП тоже не предусмотрена. Но лучше не делать ни первого, ни второго. Хотя бы из собственных интересов. В первом случае, допустим, при переходе-переезде автодороги на красный свет, надо держать в голове, что водитель, едущий на «свой» сигнал светофора, не сможет остановить как вкопанную летящую на 60 км/ч тонну железа. Как бы он ни топтал тапку тормоза и ни рвал ручник, машина гарантированно по инерции проедет еще две-три сотни метров. Во второй ситуации, даже если вы были на 200% правы, а вина за вторым участником ДТП, очень может случиться, что вам вскоре прилетит повестка в суд. Где вы узнаете, что местоположение оппонента, направление его движения, полученные повреждения и т.д. были искажены им в его же пользу. Но доказать уже ничего не сможете. 

Потому стоит прислушаться к словам старшего инспектора по пропаганде безопасности движения ОГИБДД по ЗАТО Саров Елены Пантюхиной: «Лицо, управляющее СИМ, приравнено к водителям, а само устройство считается транспортным средством. Однако не все знают, что и ДТП теперь должны оформляться в том же порядке, как и ДТП с водителями автомототехники. Если водитель СИМ сбивает пешехода, то на место должны быть вызваны сотрудники ГИБДД, так как данное происшествие будет считаться ДТП, и относится оно к категории «наезд на пешехода». В случае если водитель СИМ совершает наезд на автомобиль, либо водитель автомобиля совершает наезд на водителя СИМ, это также ДТП, только уже другой категории – «столкновение».

Еще из послаблений. Раньше СИМ было запрещено двигаться в автомобильном потоке. Теперь можно. При условии езды по краю правой полосы. Обгон впереди едущих автомобилей при этом запрещен. И, да, необходимо, чтобы самокатчику уже исполнилось 14 лет, а параллельно проезжей части не имелось альтернативных путей движения - тех же пешеходных тротуаров. Иначе - штраф.
Теперь, собственно, о требованиях для электросамокатов (к моноколесам по понятным техническим причинам не применяются). Итак, на нем должны иметься исправные тормоза и звуковой сигнал; фара или фонарь спереди, обязательные ко включению с приходом сумерек; светоотражатель белого цвета спереди, оранжевого или красного по бокам и красного сзади. Если СИМ личное, за ненадлежащее техническое состояние оштрафуют владельца. Если арендованное - компанию, которой оно принадлежит. Но это не значит, что надо игнорировать неисправности самоката, когда берете его напрокат. Штраф-то не прилетит, а вот с неработающей фарой или «ленивыми» тормозами запросто можно самому отправиться в недолгий, но болезненный полет на первой же выбоине.

Ну, и остальные несложные правила. Если раньше спешиваться при пересечении автодороги рекомендовалось, то теперь не слезть с СИМ на пешеходном переходе - уже нарушение ПДД и административный штраф. Нельзя на электросамокатах ездить с пассажирами или с грудными детьми на руках. На электровелосипедах - сажать попутчиков на раму или багажник. Буксировать какой-либо груз или самому ехать, зацепившись за иное транспортное средство. 

И - важно! Запомните: по «Правилам дорожного движения» пешеход ВСЕГДА имеет преимущество перед водителем СИМ. В КоАП РФ теперь есть статья 12.18. Не уступил дорогу пешеходу - готовь штраф от 1500 до 2500 целковых. Серьезнее даже того, что если пьяным за рулем остановят: там покарают «всего лишь» на сумму от 1000 рублей.

Выводы из всего перечисленного оригинальными не будут. Безусловно, средства индивидуальной мобильности изменили жизнь к лучшему. Но, как и с любым механизмом разной степени сложности, нужно соблюдать правила их использования. А не пытаться условным шуруповертом прокрутить условные дырки для вентиляции на МКС, как сделала одна американка. И все у вас и окружающих будет хорошо!

Александр КОБЕЗСКИЙ