Директор православного паломнического центра в Париже рассказал о святынях Франции

Какие ассоциации возникают у вас со словом «Франция»? Центр искусства и моды, изысканная кухня и вина, элегантная одежда, прекрасные дорогие духи?

18 мая в библиотеке им. В.Маяковского состоялась встреча с о. Николаем Никишиным, уроженцем Сарова, директором паломнического центра Корсунской епархии, живущим в Париже уже почти сорок лет. Он показал горожанам совершенно иную сторону Франции.

Оказывается, эта страна – родина первой светской революции в мире – буквально «напичкана» древними святынями еще не разделенной христианской церкви. В самом центре Парижа – в церкви Се-Ле-Сен-Жиль -  находится ковчег с мощами святой равноапостольной Елены, матери святого императора Константина Великого, того самого, который прекратил гонения на христиан в Римской империи, даровал им равные права с представителями других религий и созвал первый Вселенский собор христианской церкви. А сама Елена в ходе тщательных поисков обнаружила в Иерусалиме святой крест, на котором был распят Христос, и вообще всячески способствовала распространению христианства в империи, за что очень почитается христианами всех времен. Перед ковчегом с мощами св. Елены, случайно обнаруженным в этой парижской церкви одной из русских прихожанок о. Николая, в 1997 году впервые был отслужен православный молебен.

Но чудеса только начинались: в сокровищнице главного собора Парижа и Франции – собора Парижской Богоматери – обнаружился… терновый венец Спасителя! А в городе Аржантой в 15 км от Парижа – риза (верхняя одежда) Господня. Многие святыни Франции связаны с Богородицей: покров, или плат (длинный кусок ткани, который обматывался  вокруг тела) Божией Матери - он, по преданию, был на ней во время Благовещения, находится в соборе города Шартр, пояс Пресвятой Богородицы – в местечке Лош в долине Луары. Множество священных предметов, рассредоточенных по всей  территории Франции, связаны со святыми: это знаменитая глава Иоанна Предтечи в городе Амьен, в 100 км от столицы, глава равноапостольной Марии Магдалины, первой встретившей воскресшего Спасителя, в Сент Максимине, а также мощи (часть пальца) святого Николая, которые находятся в базилике Сен-Николя-де-Пор около Нанси. С этой частицей мощей связана очень интересная история: по словам о. Николая, обычай дарить друг другу подарки в день памяти святителя Николая произошел как раз из этой местности. И только с приходом протестантизма, а затем и атеизма этот обычай был перенесен на Рождество и Новый год и были придуманы новые «светские» персонажи – Санта-Клаус и Дед Мороз.

Как попали все эти и многие другие святыни во Францию и – не подделка ли они? На первый вопрос о. Николай ответил очень обстоятельно, рассказав историю появления в стране каждого из священных предметов. Что касается подлинности французских святынь – вопрос этот не нов: его начали задавать Церкви еще протестанты в XVI веке, а французские атеисты, такие, как Вольтер, обвиняли ее в мошенничестве со святынями («многоглавый» Иоанн Предтеча и т.п.). В результате этой критики и всего своего исторического развития современная Франция пришла к полному религиозному безразличию большинства ее населения. Святыни забыты, народ больше не прибегает к их благодатной помощи. Так, каждую первую пятницу месяца терновый венец Спасителя выносится в соборе Парижской Богоматери для поклонения, и лишь единицы приходят помолиться у этой святыни. Современные французские справочники для туристов упоминают о святынях лишь мельком. О. Николай утверждает, что доказать подлинность всех французских святынь математически и исторически – так, чтобы не оставалось ни малейших сомнений, невозможно. Тут мы вступаем в область веры, где Господь посылает искренно верующим знаки. И среди них – многочисленные исцеления, происходящие от мощей и святынь, и разрешение трудных проблем тех, кто к этим святыням прибегает. Нам важно, что тот святой, к которому мы обращаемся в своих молитвах, нам отвечает. Таким образом, веруя в мощь святыни, мы ничего не теряем, а приобретаем – веру. Вот и во Франции вокруг древних христианских святынь концентрируется все больше православных людей, которые получают от них благодатную помощь.

«Новый город» №20 / 2017 г.

пн, 04/19/2021 - 11:27