Фото:
Как это было: в 1985 году в Сарове устроили настоящий карнавал

1985-й в моей карьере оказался годом Актера, Режиссера, ДиДжея, Барда и много кого еще. Как-то незаметно, но вполне логично, я проник в походную среду Клуба самодеятельной песни. Познакомился с прекрасными людьми, среди которых были Андрей Волков, Сережа Яковлев, сестрички Карповы, Валера Бойков и многие другие. Но в отличие от большинства, я пел свои сочинения: «Мама Линда», «Анютины глазки», «Зовут нас вдаль дороги» и прочие, выдержанные в лучших традициях жанра.

Меньшинство же, кроме меня, заключало в себе еще и Андрея Волкова – автора поистине русской песни «Разбросала косы русые береза». До высот которой я так и не «допрыгнул», но за «Анютины глазки» меня считали своим «КаэСПэшники» во всех уголках и весях Советского Союза, где только довелось побывать по заданию комсомола.

В Челябинске-70 (ныне «Снежинск») был такой случай. На уральский фестиваль «Каменный пояс дружбы» я приехал в виде «прожжённого» рокера: в прошедшей не одну «мировую» кожанке, натуральном армейском галифе, «обласканных» булыжником бездорожья походных ботинках, к тому же в бороде и с волосами по грудь. Наверное, оттого меня сторонились не только бабушки, но и барды.

Однажды ночью на привале в «гостинице» типа «Станция юных техников» совершенно случайно они услышали песнь «непроходимого партизана»: «Отцвели Анютки глазки, / Маргаритки - на открытке. / Кто со мной разделит ласки? / И кому дарить избытки? / В чьем окошке уголечек / Ждет меня дождливой ночью? / В злую стужу, хмурым утром / Может нужен я кому-то?...

Растрогавшись и пряча в карманы слезы, девчата и ребята стали наперебой меня успокаивать - мол, в душе-то я белый и пушистый, а то, что снаружи, подсохнет и отвалится само собой. И не какой я, вовсе, не рокер, а вполне себе приличный человек и даже Бард (!), тут же переписав текст этой песни, как бы, тому в доказательство. О как…

Но вернусь к нашему КСП. Ребята с огромным энтузиазмом и радостью участвовали во всех мероприятиях. Я старался не отставать: заседания клуба, концерты, фестивали, турслеты памяти Любы Пахарьковой – почти все было отмечено моим участием.
Однажды мне посчастливилось оказаться в делегации байдарочников на шустрой речушке с именем первой жены Пола Маккартни – Линды. Именно там родилась душевная песня об этом виртуозном спорте и бурных водах. А добирались мы туда аж на трех автобусах: у первого заклинило двигатель, у второго «взорвалось» колесо. Лишь к обеду следующего дня нас встретил по-братски лагерь. И только «Мама Линда», сочиненная сразу по прибытию, спасла меня от звания «левый прицеп» – виновника всех дорожных злоключений, и от награждения «черной меткой», означавшей немедленное возвращение домой.

Как вы уже поняли, песенный клуб тесно сотрудничал со всеми творческими объединениями. Поэтому с его подачи я вскоре попал в Студенческий театр Сергея Семёнова. Труппа была небольшой, но по уши влюбленной в волшебный мир сцены. Ее наполняли идеями и жизнью Света Посыпай, Марина Копкина, Валера Рзаев, Лида Рачковская, Лена Воронова, Игорь Аркунов, Люда Фёдорова и кто-то, возможно, еще, оставшийся за кулисами моей памяти.

Именно тогда режиссеру Семёнову комсомол поручил «раскрасить» фейерверками фантазии предстоящий городской фестиваль молодежи, посвященный XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который этим летом проходил в Москве.

Задумывалось, что это будет масштабное действо. В течение трех дней, с 27 по 30 июня 1985 года, в Арзамасе-16 должны были пройти военно-спортивный праздник, городской фестиваль самодеятельной песни, конкурс юмора и сатиры, конкурс молодежной песни и настоящий карнавал.

Как оказалось, в театре я появился как нельзя вовремя, ибо сагитировал весь ансамбль «Время вперёд!» к участию в сей немыслимой акции. В ансамбле в то время пели Лёша Царёв, Ирочка Маркина, Володя Борисков, Анечка Заволокина и я. И все как один обеспечивали работу установки «Искра-5», руководителем которой тогда был Валерий Тихонович Пунин – великолепный организатор и прекраснейший человек. Только благодаря ему отдел имел такую самодеятельность, которой мог позавидовать даже небольшой завод - ансамбль политической песни «Время вперёд!», дуэт «Друзья», дискотека «Музыкальная шкатулка» и маленький взвод солистов и артистов разговорного жанра. И, конечно же, наши певцы, не лишенные актерских талантов, оказались очень кстати.

Под руководством городского комитета комсомола подготовка к празднику заняла несколько месяцев. Результат превзошел все ожидания. Во всяком случае, лично я не видел ничего подобного нигде и никогда (подозреваю, что превзойти масштабы и накал страстей смог лишь сам «Двенадцатый Всемирный»).

Феерия карнавала на центральной площади Ленина буйствовала около шести часов, не ослабевая ни на минуту. В ней было задействовано более двух тысяч участников; сотни шаров, знамен, транспорантов, эмблем; одиннадцать машин, представлявших страны, принимавших фестивали ранее. При этом «делегатами» исполнялись исключительно национальные песни и танцы. В общем, перед зрителями прошла вся история Всемирного фестиваля молодежи и студентов. А завершали фиесту сожжение пятиметрового чучела «Дядюшки Сэма» и, как положено, белые голуби мира - пару десятков голубей выпустили в завершении шествия.

Но и это еще не все. Почти до рассвета юность отрывалась, танцуя и веселясь под аккомпанемент саровской рок-группы «Нижний Новгород».

Утром того же дня, когда в городе прошел карнавал, наш студенческий театр, надев народные рубахи и платья, облюбованные красными петухами, скоморошьим табором на грузовом «газоне» двинулся в путь по местам отдыха горожан. Песнями, шутками и плясками мы зазывали люд на карнавал, ибо вход на центральную площадь города был гарантирован в первую очередь тем, кто прятался под масками и диковинными нарядами.

Народу пришло очень много – площадь была забита битком! Радость и праздничное настроение начинало наполнять весьма серьезный объект – закрытый город Арзамас-16.

А уже в полдень, оседлав велоконей и переодевшись в костюмы гусар, наш студенческий театр «в бой рванул, как на войне, разгонять унынья тучи». И действительно, наш двухколесный эскадрон буквально будоражил обывателя, веселил детвору, тормошил ленивцев, щекотал коал, летал, блистал да шутки метал! В общем, зазывал народ на праздник.

А впереди было самое бесшабашное и угарное – клоунада. Наш режиссер Сергей для этой части праздника из всей труппы выбрал троих - Валеру Рзаева, Игоря Аркунова и меня. В финале, облачившись (в буквальном смысле этого слова, ибо наряды были настолько объемны, что больше походили на облака) в поролоновые костюмы клоунов, наше трио пыталось воспроизвести добрейших мимов Славы Полунина. И, как ни странно, это у нас получалось не хуже, чем у «Лицедеев». А порой даже лучше - во всяком случае, когда ребятня вокруг нас, натурально, каталась от смеха по полу, я в это верил безоговорочно! При том от главрежа не было никаких рекомендаций и установок, кроме одной:

- Ребята, делайте всё что угодно, лишь бы публика РЫДАЛА! Но только от смеха.

Должен сказать, что рыдала не только публика. Видя счастливые лица детей, родителей, бабушек, дедушек, я незаметно смахивал суровую мужскую слезу, чтобы они не думали, будто я плачу от горя. Хотя его я уже предчувствовал, только в виде нестерпимо бездонной, хоть и светлой, но все же печали.

Когда умолкли все песни, отгремели взрывы салютов и салюты восторгов, и я оказался один на этой бескрайней площади, меня охватила та самая безмерная печаль от того, что это только что БЫЛО! более НЕТ! и НЕ БУДЕТ!

И я безутешно рыдал от горя внезапной разлуки и счастья, только что «бушевавшего» на этом остывающем «поле боя», а теперь сжавшегося потерянным малышом в опустевшем доме души.

Ветер лениво гонял по асфальту мишуру, маски, хлопушки, – всё, что осталось от радости и веселья. На парапете дома градоправления, «оставшиеся в живых», парни и девушки самозабвенно водили «Ручеёк». А я сидел на лавочке возле леденящего сердце фонтана, что-то допивал, всхлипывал и, вглядываясь в ушедшей день, тихо улыбался…

 

чт, 09/30/2021 - 12:56