Фото:
Трудности перехода, или Адаптация ребенка к школе. Как помочь?

Приход в школу - это всегда переломный момент в жизни любого ребенка. В первые дни, недели, месяцы он прибывает в сильном стрессе: незнакомая обстановка, люди, правила. Если до поступления в школу мир познавался исключительно через игровую деятельность, то теперь ребенок встречается с новой реальностью и с новыми требованиями к нему. По словам школьного психолога школы №20 Людмилы Судьиной, адаптация школьника занимает от месяца до года. «НГ» узнал у специалиста, что поможет облегчить процесс адаптации школьника и с какими проблемами могут столкнуться родители.

- Как понять, готов ли ребенок к школе?

Людмила Судьина: «Школа – это совершенно новая среда и люди. В более выигрышной ситуации оказываются дети, которые поступили в первые классы вместе с ребятишками, которых знают с детского сада. Остальным же нужно изрядно потрудиться, чтобы привыкнуть. Родителем обязательно нужно отмечать настроение ребенка, когда он возвращается из школы. Чтобы понять, как проходит адаптация, разберем основные маркеры поведения ребенка.

В первую очередь, это поведенческие проявления – ребенок усидчив, внимателен, спокоен, не тревожится, справляется с темпом работы в классе, проявляет инициативу на уроках и в общении с одноклассниками. Ему нравится ходить в школу, ему интересно, он хочет сам открывать учебники и выполнять задания. Вот так выглядит успешная адаптация!»

- Как можно заранее подготовить ребенка к школе?

Людмила Судьина: «Важно начать с физической адаптации – режима сна. Важно, чтобы ребенок каждый день ложился и вставал в одно и то же время, начинайте делать это хотя бы за неделю до школы. Семилетнему ребенку нужно спать не менее 11 часов в сутки, чтобы высыпаться. Не менее важен ритуал засыпания и пробуждения. Если ребенок проснулся, а мама не обращает на него внимания, то у него падает настроение. Важно показать своему малышу, что его видят и рады, что он есть.

Второй момент подготовки к школе – это базовые знания. Многие родители думают, что в школе всему научат: писать, читать и считать. Другие же, напротив, учат ребенка заранее. С одной стороны, ранняя подготовка к школе - это хорошо: ребенок будет чувствовать себя уверенным. Но с другой стороны, он может потерять интерес к изучению материала. Поэтому нужно смотреть на самого ребенка, его индивидуальные черты и обязательно поговорить с классным руководителем, какой темп обучения в классе, нужно ли заранее изучить какой-либо материал?

Помимо знаний и умений, важной составляющей является эмоциональная сторона, готовность ребенка к нагрузкам, усидчивость и умение общаться».

- В чем могут быть причины нежелания посещать школу?

Людмила Судьина: «Если ребенок говорит, что не хочет ходить в школу, важно поговорить с ним и определить причины. Их может быть несколько.

Во-первых, усталость. Часто бывает, что ребенок просто устает. Он не привык к нагрузке в четыре урока каждый день, и требования учителя пока для него непосильны. Представьте, что вы пришли на новую работу, где вам дали задания и объяснили, что делать, но все равно процесс дается сложно. То же самое со школой: даже взрослому тяжело собраться, а каково ребенку?

Второе - взаимоотношения, самооценка и ответственность. Например, ребенок поссорился с одноклассниками и очень переживает по этому поводу. Тут без помощи родителей точно не обойтись. Серьезной проблемой также может быть его низкая самооценка. Эту проблему нужно решать сразу и желательно с психологом. Также не стоит взваливать излишнюю ответственность на своего первоклассника, твердя ему: «Ты уже совсем взрослый». Он все еще ребенок, не нужно резко подводить черту детству. Поход в школу не должен быть шоком для вашего малыша».

- Что делать, если ребенок препирается с учителем?

Людмила Судьина: «В данной ситуации агрессия – это способ защиты. Это проблема сложная, необходимо понять, что послужило причиной такого поведения. Может, ребенок просто не знает, как вести себя в сложившейся ситуации. А может, подобное поведение демонстрируется дома, и для него это - единственный сценарий. Или же напротив: ребенка дома всегда хвалят, а замечания его пугают. Все эти вопросы решаются индивидуально и сразу, нельзя ждать и пары дней, требуется быстро выстроить причинно-следственную связь такого поведения. Сначала попытайтесь решить проблему самостоятельно. Спросите ребенка, что произошло в школе, объясните ему, к чему ведет подобное поведение. Предложите варианты поведения с наилучшим результатом. Ребенок вполне может проанализировать подобные цепочки действий. И лучше не давать готовых ответов. Пусть он сам придет к правильному решению, тогда ребенок поднимется на новую ступень взросления и самостоятельности.

Второй важный момент – это разговор с классным руководителем. Узнайте, что, по мнению педагога, происходит с ребенком. И если нет результата, то обратитесь к школьному психологу. Детям с индивидуальными особенностями адаптация дается сложнее и занимает больше времени. И помните, что ребенку всегда нужны ваша поддержка и понимание».

- Что делать, если ребенок нарушает дисциплину на перемене?

Людмила Судьина: «Это звоночек родителем, что ребенку не хватает физической нагрузки. Возможно, его стоит определить в какую-то секцию, где он сможет выплескивать энергию. Также это помогает с проблемой неусидчивости».

- Что делать, если ребенок плохо социализируется, не хочет общаться ни с кем, кроме своих родителей?

Людмила Судьина: «Для сплочения коллектива классным руководителем совместно с психологом организуются игровые занятия и мероприятия по сплочению класса. Первое время на них присутствуют и родители, чтобы помочь детям почувствовать себя комфортнее. Также учитель организовывает работу в парах, группах, когда детки перемешиваются и им приходится общаться, даже если не очень хочется. Постепенно ребенок понимает, что это не так уж и страшно.

Форма проведения урока сейчас многообразна. Ребенок не просто сидит за партой и поднимает руку – он постоянно взаимодействует с учителем и другими детьми. Еще мы проводим психологические занятия по адаптации первоклассников, где дети знакомятся друг с другом в игровой форме. Если ребенку этого не хватает для социализации, совет родителям: не нужно пытаться удержать ребенка под тотальным контролем. Не звоните ему каждую перемену. Достаточно двух раз в день: до начала уроков и после. Так ребенок будет самостоятельно проявлять инициативу в общении с детьми, обзаведется друзьями и появится желание ходить в школу каждый день.

Первый год обучения определяет, порой, всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника. Стремитесь понять и узнать своего ребенка, относитесь к нему с уважением и будьте рядом!»

ср, 09/21/2022 - 14:06