Фото:
Я бы хотел, чтобы у моих детей была такая учительница

Думаю, каждый из нас помнит своего первого учителя. От того, каким окажется первый наставник, зависит, будет ребенок тянуться к учебе, уметь дружить, помогать и сопереживать другим. Вот почему так важно, чтобы первый учитель был не просто носителем знаний, но и мудрым воспитателем. Именно такой человек наш сегодняшний гость - Татьяна Ивановна Гришина, учитель начальных классов Саровской православной гимназии.

-

 

Выбор пути

Интересно, что Татьяна Ивановна, которая уже 43 года первой встречает взволнованных первоклассников и на четыре года становится их опытным наставником, изначально учителем быть не собиралась. Окончив с отличием 8 классов в большом селе Такушево, Татьяна вместе с подругой поехала поступать… в Саранский техникум энергетики и электронной техники. Сдавать экзамены отличникам не требовалось, но необходимо было пройти собеседование. Абитуриентов – а в основном это были мальчишки -  наша героиня слушала и думала: «Какие все умные, куда я попала…». Но несмотря на страх, собеседование она прошла прекрасно. Ее и троих девушек-землячек приняли, а вот любимую подругу – нет. Девушка забрала документы, а вслед за ней и Татьяна засобиралась уезжать: решила, раз вместе приехали, значит, вместе и уедут. 

Вернувшись домой, начала думать, куда еще можно поступить. Выбор пал на Зубово-Полянское педагогическое училище, о котором шла хорошая молва не только по всей Мордовии. Родственники девушку долго отговаривали: тяжелая работа! Но Татьяна все же решила попробовать и поступила на специальность «Учитель начальной школы».

И о своем выборе потом ни разу не пожалела. «Всех своих педагогов помню, - признается наша героиня, - и всех однокурсников. Настолько сумели педагоги нас сплотить, что мы до сих пор переписываемся, созваниваемся. В соцсетях свою группу создали. Встречались через 30 и через 40 лет выпуска».

Чтобы стать учителем, надо было давать пробные уроки. Татьяна жутко боялась, что ей достанется вести урок музыки, поскольку считала себя немузыкальной, хотя играла на баяне и ее приглашали петь в хоре. Но именно это и случилось: Татьяне доверили провести урок музыки. Помнит, что очень волновалась: ей всего 16 лет, а тут – и педагоги, и дети, и сокурсницы. «Дело было в феврале, я сидела перед классом, играла на баяне песни про Советскую армию и тихонько напевала. Получила четверку».

Остальные уроки прошли гораздо легче, за все ей поставили «отлично».

После 3-го курса Татьяну направили на практику в пионерский лагерь - вожатой. В отряде были, в том числе, и ребята из детского дома. К ним у нее был особый подход: вечером она садилась к каждому на кровать - кого-то гладила по голове, кого-то держала за руку, кому-то рассказывала сказку. И ребячьи страхи улетали, дети засыпали счастливыми. Одного воспитанника, семилетнего Фарида, наша героиня запомнила на всю жизнь. Улыбчивый мальчик с огромными голубыми глазами, сложной судьбой и бесконечно доброй и нежной душой, ходил повсюду за вожатой, как самый преданный паж. Под конец смены он подарил Татьяне белую пластмассовую лошадку – самую обычную, но такую для него дорогую. Этот подарок потом долгие годы стоял у Татьяны Ивановны на шкафу.

После училища была работа в родном районе, а потом вместе с мужем Татьяна Ивановна переехала в наш город, ее определили в 13-ю школу. Непросто было работать в городской школе после деревенской, но она старалась найти подход к каждому ученику, суметь убедить, попытаться поговорить по душам. «Это с бумажками легко - переложил и все. А с людьми всегда тяжело, - признается Татьяна Ивановна. - Но мне моя работа нравится». Постепенно об учителе начальной школы Татьяне Ивановне Гришиной пошла по городу добрая молва, и родители старались отдать ребенка именно в ее класс.

А 12 лет назад педагог перешла работать в православную гимназию. Через ее руки прошли сотни ребят. Многие, став взрослыми, помнят свою первую учительницу и с удовольствием с ней общаются.

Андрей Рудченко, студент Института театрального искусства им. И.Д.Кобзона: «Часто вспоминаю Татьяну Ивановну. Я скучаю по временам, когда сидел на ее уроках. Жизнь казалось такой спокойной и беззаботной. Татьяна Ивановна очень добрая, понимающая, любящая детей. Жаль, что нельзя вернуться в прошлое. Я бы хотел, чтобы у моих детей была такая учительница».

Егор Липов, ученик 10 класса: «С Татьяной Ивановной было хорошо и уютно. Она добрая, любила и до сих пор любит нас. В начальной школе я хорошо читал, и Татьяна Ивановна просила меня почитать классу вслух. До сих пор, встречая первую учительницу в школе, я вспоминаю те годы - время действительно было теплым и счастливым».

В Татьяне Ивановне есть истинная доброта и мудрость, а еще - большое желание работать с детьми. Все эти замечательные качества она унаследовала от своих родных, жизнь которых была весьма непростой.

-

 

Фамилия деда Мити была знаком качества

Она родилась в многодетной семье, которая до войны жила в Москве. Тем, где сейчас Ленинские горы, располагался совхоз Воронцово. Первыми в этот край приехали дедушка Митя с бабушкой Василисой, затем - мать с отцом. Отца, Ивана Петровича, в 1939-м призвали в армию – финскую границу защищать, а потом началась Великая Отечественная, и он ушел воевать. Мать, Татьяна Дмитриевна, днем работала, а ночью рыла окопы, оставляя дома одну трехлетнюю дочь. Семью свою Иван только в 1947-м увидел, уже в Мордовии, куда они в 1942-м эвакуировавшись из Москвы.

Дед Митя в 1930-е годы был крепким хозяином: и сам трудился, и детей приучал. Ребята в 6-7 лет уже помогала старшим по хозяйству. Семья жила хорошо. Но никак не хотел Дмитрий Тимонин становиться колхозником. Трудился он для своих шестерых детей, сил не жалея. Была у них главная помощница - лошадь. Вот на нее-то и позарились в сельсовете, завели дело о раскулачивании добротного хозяина. Но нашлась добрая душа: предупредили ночью деда Митю, что принято решение семью из села выселить, и тот пошел с утра в колхоз записываться. Впрочем, этот шаг не очень помог: все равно забрали у многодетной семьи все зерно - даже то, что для посева приготовили, забрали вещи. Как жить, на что детей кормить, никого тогда не волновало. Самое удивительное, что дед Митя на советскую власть после этого не озлобился, а продолжал честно трудиться. Да так, что вскоре фамилия Дмитрия Тимонина на селе стала знаком качества.

Дед Митя и детей, и внуков воспитал в любви к труду. Татьяна Ивановна вспоминает, как в юности цепами «колотила» просо, как в пятом классе ходила работать «на дорожках»: собирать и закидывать сено в копну, пока ее везла лошадь. А какой обед готовили в лугах! Аромат чая, заваренного луговой смородиной, не забыть никогда! За труд школьникам и солому давали, и немного платили.

Мама нашей героини по жизни была мудрым, светлым и добрым человеком - этот свет в полной мере унаследовала и Татьяна Ивановна.

В семье во все времена верили в Бога. «Мама рассказывала: на службу отец всех детей вел, сам передом шел, - рассказывает Татьяна Ивановна. – Мария, моя старшая сестра, будучи трехлетним ребенком, горячо молилась об ушедшем на фронт отце. Мать рассказывала: встанет на коленочки, - «Гоподи, гоподи» - и лобиком об пол…».

По удивительному стечению обстоятельств сама Татьяна Ивановна родилась в больнице, разместившейся в бывшем храме. Когда она была школьницей, мать на Пасху собирала узелок и отправляла детей к сельчанке тете Лизе, где все молились и встречали Великий праздник. В избе собиралось много сельских ребятишек, в том числе одноклассников, но никто из них ни разу потом в школе не проговорился, где был.

Этот огонечек истинной веры Татьяна Ивановна не только сама в душе бережет, но и со своими воспитанниками им щедро делится. 

-

 

Детский писатель

От отца Татьяна Ивановна Гришина унаследовала страсть к чтению. Иван Петрович в юности считался человеком образованным - за плечами было целых шесть классов! Он умудрялся помогать детям с физикой, химией, математикой, хотя и высшего образования не имел. А еще пристрастил их к чтению – дети видели, сколько газет отец выписывал, сколько писем рассылал в разные редакции, а ему на них отвечали. Свет в избе был тусклым, потому отец вставал под самую лампу, подносил к ней газету или книгу и читал стоя. Мог так часами простоять!

А Татьяна Ивановна пошла еще дальше - она не только хороший читатель, но и писатель. У нее вышли уже четыре небольшие книжечки: «Благодарность», «Край моего детства», «Васюта» и «Мелодия цветов». Первую книгу вдохновила издать директор гимназии, Наталья Владиславовна Суздальцева, вторая щедро проиллюстрирована детьми, учившимися у Татьяны Ивановны Гришиной – уж больно понравились им ее нехитрые, но такие душевные рассказы о детстве.

28 марта этого года в библиотеке им. Пушкина прошла презентация книги Татьяны Ивановны Гришиной «Край моего детства». После встречи одна из девочек пошла читать книгу в читальном зале, а еще несколько юных саровчан взяли ее в абонементе – писательница подарила библиотеке несколько экземпляров.

Рассказы Татьяны Ивановны выходили в литературных журналах - «Духовно-нравственное воспитание» (Москва), альманах «Земляки» (Нижний Новгород), в сборнике стихов и прозы «Дети слушают взрослых», в документальном сборнике «Последние свидетели войны», в сборнике произведений лауреатов городских литературных конкурсов 2016, 2017 гг. «Вдохновение» (Саров), в журнале «Детское чтение для сердца и разума» (Москва). Татьяна Ивановна является лауреатом Всероссийского конкурса «Серебряный стриж России» за оригинальные рассказы и книгу миниатюр о природе. В планах писательницы - новая повесть, главное, чтобы на нее нашлось время и силы.

Татьяна Ивановна – не только добрый и светлый человек, но еще и удивительно скромный. «Я – обычный учитель, очень средний», - говорит она про себя. А я смотрю на нее и думаю: если бы все учителя были такими «средними», какой бы счастливой была вся многомиллионная ученическая рать!

-

сб, 05/06/2023 - 17:53