Фото:
Обратная дорога из Вьетнама и несколько полезных советов путешественникам

Продолжаем рассказывать о путешествиях фотографа нашей редакции Анатолия Белухина во Вьетнам.

Пляжный отдых и местный колорит

В Далате (город во Вьетнаме, столица провинции Ламдонг, - авт.) мы посетили парк Да Танла – очень живописное место. Расположен на склоне горы, в нижнем ярусе парка - водопад. Чтобы до него добраться, можно усесться в некое подобие саней, которые спускаются вниз по рельсам – наподобие американских горок. В санях два места - тот, кто едет сзади, тормозит. Можно еще, конечно, любоваться прекрасными видами, если будут силы, потому что очень страшно! Сани, когда едут вниз, экстремально разгоняются по изогнутым рельсам. Спуск-подъем стоят 200 тысяч донгов. Можно и пешком пройтись - это обойдется в 80 тысяч донгов, - но мы решили испробовать как можно больше ощущений. Сани идут через джунгли с пальмами и бамбуком.

Лежачий Будда – еще одна достопримечательность. Расположена в 35 км от Муйне, на горе среди джунглей. К статуе ведет канатная дорога, а затем - подъем пешком еще метров 200. Лежачий Будда – самая большая лежачая статуя Будды в Азии, длина фигуры 147 метров. Статуя была высечена из камня и по фрагментам поднята на место вертолетами. Статуя расположена в очень живописном месте, вокруг нее прямо на горе разбиты парки с пагодами. Стоила экскурсия 25 долларов с человека.

Своим ходом мы ездили еще на две экскурсии – на песчаные дюны из белого и красного песка, недалеко от Муйне. Проехали на байке сквозь деревню Муйне – километров десять, а потом еще по дороге километра 3-4. И открывается вид на пустыню с барханами из белоснежного и красного песка. Дюны постоянно меняют форму и цвет – в зависимости от освещения и времени суток. Там можно сделать красивые фотографии, за отдельную плату прокатиться по дюнам на квадроцикле. А еще взять напрокат доску, на которой съехать с барханов, как на серфе. Но на практике выяснилось, дощечки эти никуда не едут: два метра проехал и застрял. К тому же, в этом туристическом месте платить надо было за все – даже чтобы припарковать байк.

Еще мы самостоятельно посетили Ручей Фей. Недалеко от Муйне протекает небольшая узенькая речка-ручеек, в которую вливается водопад. Ручей мелкий, в самом глубоком месте по колено. Вода теплая, прямо горячая, как и во всем Вьетнаме. Ощущение, что там холодной воды нет вообще – только в кране и душе. С одной стороны у тебя песчаные дюны, с другой – непроходимые джунгли и скалы. По берегам ручья местные жители устроили свалку, сбрасывают бытовой мусор. Стоит вонь, которая сопровождает тебя все путешествие по ручью. Так что удовольствие сомнительное.

Утром после завтрака, пока было не жарко, мы отправлялись на пляж. В воде сидели долго. Вода почти горячая, волны довольно большие – Тихий океан все-таки! В Муйне вода мутноватая, а вот в Нячанге – просто кристально-чистая, и много кайтеров. Кайт – это доска с парашютом-крылом, на которой бороздишь по волнам. Много там кайтерских школ, где этому виду спорта обучают. В Муйне дуют сильные ветра, поэтому много русских кайтеров, и вообще много наших соотечественников приезжает туда на целый сезон. Много наших работают на фрилансе: до обеда поработали, а потом – кататься на кайтах, виндсерфах! Еда и жилье дешевые – кайфуй!

На рынках обязательно надо торговаться. Как только местные завидят белого – ценник сразу устремляется в небеса. Услышав цену, демонстративно разворачиваешься: «Ну ладно, в другом месте поищу». «Подожди, подожди! Твоя цена?» Скащиваешь цену примерно на две трети - как правило, соглашаются.

Но к русским местные в целом относятся очень хорошо – еще со времен американской войны, когда СССР оказал этой стране огромную помощь. До сих пор в земле лежат неразорвавшиеся мины – шаг вправо или влево с тропы Хо Ши Мина - и можно подорваться. До сих пор во Вьетнаме, после использования США отравляющих химических веществ, рождаются больные дети. Во время экскурсий я видел много стариков-инвалидов войны – одноруких, одноногих….

Россия и Китай - друзья

На обратном пути на слип-басе из Муйне снова доехали до Хошимина, там сняли отель около аэропорта. Снова прогулялись по городу, поели в ресторанчике и на следующий день вылетели в Гуанчжоу. Там мы ждали пересадки 22 часа. За это время в аэропорту сделали китайскую транзитную визу. Чтобы покинуть аэропорт, надо было заполнить декларацию и указать, где собираешься остановиться, когда улетаешь, и т.п.

Такси в Китае страшно дорогое. Приезжая в аэропорт, такси выстраиваются в очередь и ожидают по несколько часов. Кто должен заплатить за их ожидание? Конечно, клиент! По итогу сумма выходит очень немилосердная. Встретив в аэропорту местных «бомбил», мы спросили, сколько стоит доехать до нашего отеля. Оказалось, 200 юаней! 1 юань - 12-13 рублей, итого получается 2600 рублей. Мы решили, что это дорого, отправились к стойке информации – там посчитали за 190 юаней. «А дешевле нет?» - спросили мы. – «Аутсайд!» (то есть «снаружи») – ответили нам.

Выйдя из здания, мы обнаружили очередь из такси. Дама-регулировщик распределяла пассажиров – в первое попавшееся такси ты не сядешь, только в то, чья очередь подошла брать клиента.

Английским таксист не владел, а интернета с переводчиком у нас не было. Сам таксист долго не мог понять, откуда мы. Пытался общаться с нами на китайском, мы с ним - по-английски. Потом вдруг выпалил: «Путин!». Мы ему: «Путин, Путин!» - и до него дошло, что мы из России. Тут он, наконец, настроил свой переводчик на нужный язык, и дело пошло. «Понимаете, - объяснил он нам, - если бы вы заказали автобус из отеля, это было бы для вас бесплатно». Спасибо, конечно, за полезную информацию, только она малость запоздала. «А вы сейчас едете на такси – оно очень дорогое», - подготавливал нас водитель. Тут нам стало не по себе – насколько дорогое? «Но Россия и Китай друзья, - продолжил таксист, -  поэтому проезд для вас будет стоить… 255 юаней!»

Спеццена для друзей Китая, так сказать… Нам поплохело. В итоге мы дали ему 150 юаней и сказали, что денег больше нет.

Лучезарная улыбка на его лице вмиг сползла, но… Россия и Китай же друзья? «Окей! – вскрикнул он вдруг. – Китай и Россия друзья! Я согласен на 150! Только больше не вызывайте меня -  это дорого. Завтра на ресепшене попросите вызвать вам бесплатный трансфер!».

Мы воспользовались его советом и обратно действительно доехали бесплатно.

Самая лучшая из всех наших гостиниц в этом путешествии была именно в Китае. Номер, оборудованный системой «умный дом», напоминал каюту космического корабля. Щелкаешь пальцами – и раздвигаются шторы, включается свет и т.п. Все выключатели сенсорные, сплит-система регулирует температуру и влажность.

Вечером мы погуляли по Гуанчжоу, сходили в ресторан. В ресторане тоже не знают английского. Заказ делали через их интернет-переводчика - с горем пополам попросили рыбу на гриле и пиво. Принесли пиво в бутылках по 0,7 л. А к нему – фанфурик с чем-то типа китайского крепкого напитка, в качестве бесплатного приложения. На английском я попросил два фужера для пива - но нам вновь принесли две бутылки! «Ноу боттл, глэсс!» - говорю я и жестом изображаю, как будто пью из стакана. На этот раз нам принесли два больших бокала, а лишнее пиво мы попросили забрать. Пиво-то она забрала, а из счета его не вычеркнула! В итоге мы переплатили 26 юаней за то, что не пили.

На улицах в Гуанчжоу тоже бесполезно спрашивать местных по-английски - не понимают. В общем, с языками в Китае беда! При этом мы были не в каком-то захолустье, а в промышленном и торговом городе с населением более 19 млн человек.

На обратном пути в Гуанчжоу было уже прохладно – градусов 17-18, а теплая одежда улетела вместе с нашими чемоданами в Москву. Так что гулять пришлось в футболке, шортах и кроксах - очень бодрило!