Фото:
Марианна Лемешко и ее личная форма неуспокоенности

Продолжаем цикл публикаций о саровчанах, которых сегодня можно увидеть на ведущих съемочных и театральных площадках страны. Новым гостем редакции стала Марианна Лемешко – многогранная, талантливая и обаятельная артистка, музыкальный исполнитель и режиссер. Уже более 20 лет она искренне и с любовью служит московскому театру. Мы поговорили с Марианной о том, что общего между музыкой и математикой, как зарождается любовь к искусству, чем живет сегодня современный театр и как он меняется.

 

НАША СПРАВКА

Марианна Лемешко - воспитанница вокального коллектива «Апрель» ЦКиД ВНИИЭФ под руководством Ирины Оськиной. Училась в школе №3, а затем поступила в МПГУ и успешно окончила математический факультет. Во время учебы в вузе, в 1997 году, Марианна поступила в музыкальную студию Студенческого театра МГУ и затем продолжила работать в этом же театре (сейчас это театр «МОСТ», - авт.). Ее творческая жизнь быстро вышла за рамки актерской деятельности: она прошла путь от старшего администратора до заместителя директора театра по творческой деятельности. Также Марианна окончила театральное отделение факультета общественных профессий МГУ им. Ломоносова и колледж импровизационной музыки по классам вокала и фортепиано. Работала учителем математики.

-

 

Место силы

Для Марианны Саров – город особенный: она любит приезжать сюда на каникулы, гулять по тихим и уютным улочкам, встречаться с близкими людьми, с которыми, несмотря на расстояние, у нее до сих пор сохраняется прочная духовная связь.

Марианна Лемешко: «Саров для меня - прежде всего город детства, в котором мне спокойно и хорошо. Благодаря моей семье, педагогам и наставникам, которых мне посчастливилось повстречать в юности, и сложилась моя внутренняя база, основанная на честности и порядочности, бесконечной тяге к знаниям. Саров – мое личное место силы, где я заряжаю «внутренние батарейки».

Ее детство было наполнено множеством ярких событий – всех не перечислить! – связанных с учебой, спортивными секциями, репетициями и выступлениями, активной общественной деятельностью.

Марианна Лемешко: «В детстве у меня практически не было свободного времени - это была насыщенная и интересная жизнь. Тогда же и зародилась любовь к музыке. Мои родители прекрасно пели, так же замечательно поет и мой родной брат. Я с теплотой вспоминаю, как к родителям в гости приходили друзья – физики, математики, врачи, представители разных профессий, люди широчайшего кругозора. Они говорили обо всем, важном и глубоком, как же интересно было их слушать! Я видела людей, которые всегда интересовались жизнью, искали новые смыслы. Это значительно повлияло на формирование моей личности: я тоже училась широко смотреть на мир и ставить перед собой глобальные цели».

 

Колыбельные, классика и современный фольклор

Музыка сопровождает ее с раннего детства.

Марианна Лемешко: «Я помню, хотя была еще совсем крохой, как мама пела мне колыбельные. Были среди них и песни 60-х годов. И сейчас знакомые мотивы обладают какой-то особенной силой и откликаются в сердце. Первый раз в музыкальную школу я попала в пять лет. Я еще не знала нотной грамоты и на собеседовании вместо нот нарисовала куколок (улыбается), поэтому сначала посещала подготовительные курсы. Затем училась в музыкальной школе им.Балакирева. В последнем классе мой педагог по ансамблю Светлана Александровна Шевченко поддержала развитие моих вокальных данных и отправила меня во Дворец культуры к Ирине Зиядулаевне Оськиной, и я благодарна судьбе за эту встречу. Всю свою жизнь я воспринимаю через музыку: каждый жизненный период ассоциируется у меня с определенным музыкальным рядом, и это непрерывный процесс. Я люблю классику, качественную джазовую и эстрадную музыку, мне нравится фольклорная музыка в современной обработке».

-

 

Есть роли, с которыми можешь справиться только ты

Марианна вспоминает, что в юности не мечтала стать артисткой: «Когда я училась в музыкальной школе, с нами ставил детскую оперу Борис Смбатович Меликджанов. И мне досталась роль Вороны. Я ревела. А Борис Смбатович – прекрасный педагог и психолог – успокоил и сказал, что я единственная, кто с этой ролью справится, так как у Вороны была очень сложная вокальная партия. Помню, он говорил: «В жизни есть такие вещи, которые можешь сделать только ты». И когда в десятом классе я пришла к нему посоветоваться, стоит ли пробоваться в театральный вуз, Борис Смбатович честно сказал: «Ты знаешь, театр сложная штука. Если это твое, то театр будет с тобой». Позже, когда мы с ним встретились в Москве на одной из театральных премий, он, улыбаясь, посмотрел на меня и сказал: «Ну вот видишь!».

Судьба сложилась так, что театр стал неотъемлемой частью моей жизни».

 

Гармония гамм и алгоритмов

И все же по окончанию школы Марианна выбрала математический факультет МПГУ .

Марианна Лемешко: «Я училась в школе №3, когда она еще не была лицеем, и попала в первый профильный математический класс. Это был нереальный стимул для развития. Классным руководителем у нас была любимая Вера Георгиевна Обухова, а у прекрасного педагога Ады Михайловны Подурец был необычайный талант влюблять учеников в математику. А еще на выбор МПГУ повлияла работавшая тогда в школе вожатая Лена, которая так увлекательно рассказывала про этот вуз и математический факультет, что я захотела туда поступить. И ни разу не пожалела о своем выборе. Полученное образование по уровню сопоставимо с мехматом МГУ, плюс у меня была отличная педагогичная составляющая. Нам читали лекции ведущие математики страны, в том числе Феликс Александрович Кабаков, Левон Сергеевич Атанасян. Меня окружали прекрасные люди – и студенты, и преподаватели. Был такой драйв, такая тяга к знаниям, что я училась с большим интересом. Математическое образование полезно: ты можешь не стать великим математиком, но логическое и аналитическое мышление останется с тобой».

По мнению Марианны, математика и музыка тесно связаны.

Марианна Лемешко: «Однажды, когда я писала курсовую работу, мой куратор Борис Николаевич Кукушкин (известный педагог и математик, автор учебников и пособий по математическому анализу, – авт.) спросил: «Лемешко, а ты знаешь, что музыкальные гаммы - это математические алгоритмы?». И объяснил мне структуру музыки с точки зрения математики. Множество музыкальных законов построены по тем же принципам, что и математические. А еще музыку и математику объединяет существующая в них гармония и красота».

-

 

Много работать и много учиться

Если бы не матфак МПГУ, неизвестно, как бы сложилась ее судьба.

Марианна Лемешко: «На базе МПГУ существовал свой студенческий театр, но девушкам сложно было туда попасть: нужно было быть какой-то особенной, чтобы эта тусовка высокоинтеллектуальных парней обратила на тебя внимание. А я и не стремилась, потому что много училась. Оказалось, что ребята меня заметили, когда я участвовала в Дне первокурсника. Но мне было некогда: начало 90-х - я училась и работала, какой уж тут театр! Пела в хоре, участвовала в музыкальных проектах, училась в колледже импровизационной музыки. Но все поменялось в конце второго курса: по счастливой случайности я попала в СТЭМ (Студенческий театр эстрадных миниатюр МПГУ, – авт.), и к «вечной» занятости в учебе и работе добавился театр».

Многому пришлось учиться на ходу, на дополнительных курсах.

Марианна Лемешко: «Когда меня спрашивают, почему я не стала получать второе высшее образование в театральной сфере, честно отвечаю: в середине 90-х, когда я оканчивала матфак, в Москве было сложно жить и учиться. А получать второе высшее, если ты одна в большом городе, не было возможности. Сидеть на шее у родителей я не хотела, поэтому пошла работать учителем - преподавала математику в одной из московских школ. Семь лет была заместителем директора по воспитательной работе. Я продолжала играть в театре, писала песни, потом сценарии, проходила курсы по event–режиссуре. Мне везет – я часто попадаю в стартапы и команды, которые развивают что-то новое. Кстати, математическое образование в этом очень помогает: математика приводит в порядок ум и дарит возможность посмотреть на мир другим взглядом».

 

И техника, и «химия»

В Студенческий театр МГУ Марианна пришла в 1997 году - позже он преобразовался в театр «МОСТ». Здесь она прошла большой путь от старшего администратора до заместителя директора театра по творческой деятельности.

Марианна Лемешко: «Все знали, где меня искать – конечно, в театре «МОСТ»! Изначально он состоял, в основном, из талантливых, самодеятельных артистов с высшим техническим образованием и актерскими курсами. Впоследствии многие ребята получили высшее театральное образование, стали профессиональными артистами, сценаристами, режиссерами. Люди росли и развивались вместе с театром».

- Помните свой первый выход на сцену?

Марианна Лемешко: «У меня было несколько первых выходов – в качестве вокалиста, исполнителя пьес, ведущей, режиссера. Я люблю сцену и не боюсь ее. Самое волнительное для меня – передать зрителям смыслы, которые заложены, и я радуюсь, когда это удается сделать максимально тонко и точно»

- С кем из актеров и режиссеров вам больше всего понравилось работать?

Марианна Лемешко: «Сложно выделить кого-то, каждый меня чему-то научил – это артисты ведущих московских театров, ребята «с экранов». Много замечательных людей я встретила за 25 лет своей творческой деятельности. Особенно радостно, когда кто-то из них приезжает в мой родной город и делится своим творчеством. В прошлом году в Саров с драматургической лабораторией приезжал мой хороший друг Родион Букаев (главный режиссер Казанского Театра юного зрителя, – авт.) – это неравнодушный, тонко чувствующий и очень ответственный человек».

- Какая внутренняя работа стоит за созданием сценического образа?

Марианна Лемешко: «На этот вопрос уже даны исчерпывающие ответы в трудах Константина Станиславского, Михаила Чехова, Всеволода Мейерхольда, Ежи Гротовского и других выдающихся людей театра. Работа артиста – это и техника, и «химия», и каждый раз все происходит по-разному. Погружаешься в материал, читаешь, смотришь, записываешь, пробуешь, репетируешь. Не то. Опять пробуешь. И так до премьеры, а потом и после нее. Это бесконечный внутренний процесс».

-

 

Погружение в другие миры

Марианна отмечает, что современный театр разный, он ищет новые формы – иногда это удачный опыт, иногда нет, но она никогда бы не согласилась участвовать в спектаклях и проектах, где нет смысла, добра и любви.

Марианна Лемешко: «Современному театру сложно, потому что его как-то незаметно перевели в категорию «услуг». Помню, как в середине 80-х, когда в Саров с гастролями приезжал Московский театр оперетты, я сидела в зале и была заворожена происходящим - это было какое-то волшебство. Сейчас, когда я посещаю концерты классической музыки, смотрю спектакли или балет, со мной происходит то же самое. Это великое искусство, погружение в другие миры. Театр дает возможность почувствовать себя живым и настоящим – и в горе, и в радости – это и есть его главная миссия. Вспоминаю, как однажды к нам, в театр «МОСТ», пришел необычный подросток - у него так удивительно светились глаза, а его мама сказала, что он всегда с удовольствием ходит на спектакли и концерты. Этот мальчик еще раз напомнил мне, что театр – это всегда ожидание чуда».

- Как меняется современный театр?

Марианна Лемешко: «Я заметила такую тенденцию: театр, как и многие другие сферы искусства, возвращается к культурному наследию прошлого, чтобы его переосмыслить. Но это крайне тяжелая работа, потому что современный зритель, как и общество в целом, изменился, стал другим, и пути передачи смыслов должны меняться. Необходимо создавать новые творческие концепты, изучать новые технологии, не бояться пробовать и искать разные формы. К примеру, сейчас появились мультикультурные пространства, которые занимаются творческой и просветительской деятельностью: они интересны и молодежи, и старшему поколению. И я считаю, что у таких площадок большое будущее».

Важно не только возвращаться к классике, но и знакомиться с современными авторами.

Марианна Лемешко: «И, всё же, что бы ни происходило, важными всегда остаются базовые ценности. Художественный руководитель театра «МОСТ» Евгений Славутин говорит, что люди нуждаются в правде, понимании и любви. Я с ним полностью согласна. Важно рассказывать зрителю, что в любой, даже самой сложной ситуации, нужно оставаться человеком. Люди приходят в театр с разными чувствами, в разных состояниях, и радостно, когда после спектакля они покидают зал обновленные, будто каждый из них вернулся к чему-то очень хорошему и вспомнил о самом важном».

 

За пределами сцены

В театре «МОСТ» есть хорошая традиция – беседовать со зрителями после спектакля. Марианна Лемешко: «Эти беседы проводятся в зале или в фойе в камерной обстановке, артисты могут получить обратную связь, а зрители – ответы на свои вопросы. Часто разговор выходит за рамки спектакля, и, благодаря этому, происходит обмен мнениями - а к нам в театр приходят люди разного возраста. Такие встречи объединяют, дают возможность разным поколениям лучше узнать и понять друг друга». 

 

Личная форма неуспокоенности

Марианна отмечает, что лучший отдых для нее – это путешествия, спорт и чтение.

Марианна Лемешко: «У меня дома есть большой книжный стеллаж, и обычно вперед я выставляю книги, которые планирую в ближайшее время прочитать, но их всегда оказывается очень много. Это и русская, и зарубежная художественная литература, и публицистика. Иногда я думаю, что целой жизни не хватит, чтобы прочитать все, что хочется – столько всего создано интересного и прекрасного!».

Ее вдохновляет музыка, семья, талантливые люди, море и горы – а также закаты, хорошие книги и спектакли, интересные проекты.

Марианна Лемешко: «Я до сих пор люблю учиться - это важная часть моей жизни и личная форма неуспокоенности. Нельзя воплотить мечту, сидя на диване. Нужно всегда двигаться вперед. Я думаю, многие знают это ощущение, когда ты дошел до определенного предела в какой-то сфере, и понимаешь - всё, точка. Хочется двигаться и развиваться дальше, но уже в другом направлении. И я продолжаю знакомиться с собой».

-

вт, 01/16/2024 - 18:58