Ледяной Нижний и загадочный Бэнкси: что можно было посмотреть этой зимой на ВДНХ

Зимние выходные – прекрасная возможность увидеть и узнать что-то новое, и это что-то можно найти в давно знакомом и местами хорошо изученном городе - столице. Как говорится, Москва – это не только Красная площадь, но и… ВДНХ!

На ВДНХ я впервые попала в далеком детстве, когда поехала в очередной раз с бабушкой на Азовское море. До поезда была уйма времени, и бабушка решила показать мне столицу и привела на ВДНХ, в павильон «Космос» - наверное, он был самым интересным для детей. Впечатления остались на всю жизнь! Второй раз побывала на выставке достижений несколько лет назад. Этим летом посетила Городскую ферму ВДНХ, а зимой отправилась туда уже целенаправленно. Меня интересовали две выставки. Начну с выставки ледяных скульптур, которая разместилась практически у главного входа и очень эффектно подсвечена в вечернее время.

 

Крымский мост и таблица Менделеева

Скульптуры из песка видела не единожды, изо льда – впервые. На выставке, которая открылась 26 декабря и работала до 24 января, разместилось десять скульптур, рассказывающих о значимых событиях истории, науки, спорта и культуры нашей страны.

«Сапсан» и авиалайнер МС-21, Спасская башня Кремля с огромными часами, показывающими, между прочим, реальное время, и симпатичные эмблемы Олимпиады в Сочи, огромный космонавт и Крымский мост, плавучий арктический университет и таблица Менделеева, воспроизведенная в мельчайших деталях, а также несколько других не менее интересных фигур. Удивилась, почему именно таблицу решили «отлить» изо льда, но дочь, работающая в известном новостном агентстве, просветила: оказывается, в последние годы 7-й ряд элементов был наконец-то до конца заполнен, в нем появились четыре новых элемента, два из которых открыли в нашей стране! Это 115-й элемент – «московий» (Mc), получивший название в честь Московского региона, где располагается Объединенный институт ядерных исследований (Дубна) – именно там, в Лаборатории ядерных реакций им. Г.Н.Флерова, он и был обнаружен. И 18-й элемент, временное название которого «унуктоний» сменилось на постоянное и официальное «оганессий» (Og) в честь академика Российской академии наук Юрия Цолаковича Оганесяна.

-

А плавучий арктический университет удостоился чести украшать выставку, поскольку судно «Профессор Молчанов» – единственный в Европе корабль, совмещающий в себе уникальную лабораторию для проведения научных исследований и практическую базу по подготовке специалистов-исследователей. Вот так, придя на выставку искусства, можно узнать - или по крайней мере захотеть узнать что-то интересное из области науки.

Неожиданно и приятно было увидеть те ледяные произведения, которые, можно сказать, имеют лично ко мне прямое отношение. Например, скульптура «Развитие русского театра», в которой запечатлены главные герои одной из моих самых любимых и самых зимних сказок – «Щелкунчика»: Мари, Щелкунчик и Мышиный Король. Как тут было не порадоваться, когда вот уже два года с удовольствием выхожу на сцену в роли Мышильды?! Пройдя чуть дальше, стала с интересом рассматривать большое полотно и гадать, что оно означает. Оказалось, что это – собирательный образ нашего областного центра! Скульптура называется «Нижний Новгород». Правда, что за мужчина сидит по центру, не поняла, но вот хохломские матрешки и ковши выглядят очень даже реалистично. Кстати, на центральной аллее представлены елочки, символизирующие разные области, края и республики страны, и наша Нижегородская область сплошь увешана матрешками, блюдами, ложками, выполненными в стиле хохломской и семеновской росписей.

 

Кто такой Бэнкси?

Вторая интересующая меня выставка выставка расположилась в павильоне №21. Она называется «Найти Бэнкси». Я - не поклонник уличного искусства, но люблю узнавать что-то новое. Поэтому с радостью согласилась на приглашение дочки посмотреть экспозицию, посвященную одному из самых загадочных арт-стрит художников, таинственному (до сих пор нет точных сведений о том, кто именно скрывается под маской обезьяны и черным худи, хотя версий существует немало) английскому мастеру Бэнкси. На выставке представлено почти 150 работ по мотивам его произведений, аутентичные копии картин и самых ярких скульптур художника, реалистично воспроизведенные стены с граффити, многие из которых уже закрашены или продолжают украшать стены зданий в разных странах мира. Они сопровождаются пояснениями, как графическими, так и аудио, и это позволяет узнать не только творческое кредо, но и человеческую позицию, которая вызвала неподдельное уважение к художнику.

-

Насколько можно судить по граффити, выполненным в технике трафаретной печати, полотна Бэнкси – это не искусство ради искусства. Многие его работы сделаны на остро социальные и злободневные темы. Например, огромная инсталляция «Карета Золушки», где на земле (полу, в данном случае) лежат погибшие лошади, белоснежная карета перевернута, из ее окна свисает бездыханное тело Золушки, а рядом… толпятся фотографы и журналисты в мотоциклетных шлемах. Очень яркий отсыл к гибели принцессы Дианы.

Или милая розовая сумочка из кирпича. По задумке мастера, это изделие столь же неудобное и столь же много весит в смысле оплаты, как и большинство тех вещей, которые демонстрируются на показах высокой моды.

Очень мило и пронзительно выглядит картина «Игра изменилась», созданная в пандемийный год, на которой малыш играет с куклой Медсестрой, а Бэтмен и Человек-паук лежат в мусорной корзине. Для того времени настоящими супергероями действительно были люди в белых халатах, и это зримое выражение признательности художника медицинским работникам.

Вообще, очень многие работы заставляют задуматься, как мы живем. «Мобильные любовники», где слившиеся в поцелуе девушка и юноша держат в руках сотовые телефоны и не отрываются от них даже в момент свидания. «Напалм» - создана по мотивам фотографии Ника Уго: раздетая маленькая девочка бежит с криком по улице, держась за руки огромных Микки-Мауса и клоуна. Это олицетворение всех вьетнамских детей, пострадавших от американских бомбежек. «Ядовитый пляж» - парочка танцует на берегу моря, не обращая внимания на химикаты, разлитые вокруг, и на людей в одежде химзащиты, которые пытаются это место очистить. Триптих «Вид на Средиземное море» - среди красивого моря, написанного в классической традиции, плавает множество спасательных оранжевых жилетов. Они буквально кричат о сострадании к погибшим эмигрантам, пытавшимся самостоятельно уплыть от войн и конфликтов.

-

И что меня поразило больше всего – Бэнкси на свои деньги содержит судно «Луиза Мишель», которое спасает тонущих эмигрантов. На выставке есть макет этой лодки.

Одним словом, акционизм, хеппенинг, видеоарт, ленд-арт, инсталляции и перформансы — работы художника больше, чем просто рисунки на стене. Так, в 2003 году он установил в Лондоне огромную копию «Мыслителя» Родена с конусом вместо головы, а вплоть до 2005-го добавлял свои работы в коллекции ведущих музеев Лондона, Парижа и Нью-Йорка. В 2007-м создал Стоунхендж из биотуалетов для фестиваля Гластонберри. Чего стоит хотя бы партия долларов с принцессой Дианой вместо Ее Величества, которая, кстати, тоже есть на выставке.

Рассказывать об экспозиции можно бесконечно, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А еще здесь можно приобрести футболку или худи и самому нанести рисунок а-ля Бэнкси – благо, на выставке для этого есть все необходимое. А почти на входе висит огромная доска и большие маркеры, и каждый уже сам может почувствовать себя арт-стрит художником. Часть экспонатов можно потрогать и даже посидеть в вагоне настоящего Лондонского метро, расписанного крысами – одним из самых любимых образов художника.

В общем, ВДНХ умеет удивлять, вдохновлять и радовать!

-

пн, 01/29/2024 - 13:00