В Саров – не с пустыми руками

5 апреля Саров посетила небольшая делегация частного издательского проекта «Тамбовская губерния на дореволюционных открытках». В качестве приложения к этой серии в 2023 году вышла фундаментальная книга «Саровская пустынь. Два века истории и культуры». И тогда же тамбовчане посетили Саров (об этом визите мы писали в №16/2023 «Нового города»).

Встреча прошла в Духовно-научном центре монастыря Саровская пустынь, гостей – создателя проекта, тамбовского коллекционера Андрея Гнатюка, автора серии книг Марину Климкову и художника серии Александра Климкова, а также их коллег - принимала заведующая музеем Саровского монастыря Ольга Недошивина, городские краеведы из объединения «Саровская пустынь» и заинтересованные саровчане. Марина Климкова рассказала об истории создания книги о Сарове и своих удивительных открытиях в ходе этой работы.

 

Иван вместо Бартоломео

Какое отношение имеет Саровский монастырь к Тамбову? Да самое прямое – до 1928 года Саров входил в состав земель Темниковского уезда Тамбовской губернии, которая в те годы была одной из самых крупных в России. 

Неслучайно часть документов, посвященных Саровской пустыни, хранится в государственном архиве Тамбовской области. По словам Марины Климковой, эти документы до сих пор недостаточно востребованы – ведь краеведческие интересы часто ограничиваются географией того места, где исследователь живет. «Очень часто мы, тамбовские, и вы, саровские, «варимся в своем соку». Мне показалось, что с более широкого взгляда – и с исторической, и с географической точки зрения – местные события воспринимаются иначе. В своей книге я как раз попыталась взглянуть на них гораздо шире», - отмечает она. 

После выхода в свет первого тома книги – о Тамбове – члены редакции издательского проекта отправились в путешествие по территории бывшей Тамбовской губернии, чтобы увидеть старинные города своими глазами и познакомиться с людьми – краеведами, коллекционерами. В 2018 году они посетили и Саров, где с краеведами – А.М.Подурцом, с которым М.А.Климкова позже консультировалась, В.Н.Ганькиным, который предоставил открытки из своей коллекции для иллюстрации будущей книги о Сарове, и другими. 

Марина Климкова: «Архивный материал по Саровской пустыни я собирала более 20 лет – в основном в Тамбовском архиве. Ведь именно там хранятся переписка епископа с настоятелями Саровской пустыни, указы духовной консистории, отсылаемые в монастырь. Но все-таки эти сведения были ограниченными, и Андрей Иванович Гнатюк организовал поездку в архив Саранска, где хранятся основополагающие документы Саровской пустыни. Там много крайне интересных документов. Например, некоторые из них напрямую свидетельствуют, что проект иконостаса Успенского собора Саровского монастыря принадлежит вовсе не Растрелли, как это считалось ранее, а Ивану Холщевникову, который спроектировал и собор. Однако сам автор своего иконостаса не увидел - после его кончины надзирать за работами по созданию иконостаса был назначен иеромонах Питирим (Дружинин). А Растрелли к Саровской пустыни вообще не имел никакого отношения...».

 

Не Авель, а Иаков

Марина Климкова: «Во время работы с документами со мной произошел промыслительный случай. Я заказала в архиве очень много документов, в том числе три тома, которые приписываются иеромонаху Авелю (Ванюкову), автору книги о Саровской пустыни. С ними я поработать не успела, и эти документы были сфотографированы Андреем Ивановичем Гнатюком и моим мужем Александром Вячеславовичем Климковым. Каково же было наше удивление, когда мы вернулись домой и начали их расшифровывать. Том первый озаглавлен «Биографии и документы к биографиям настоятелей монастыря 1759-1825 годов» (120 листов). Второй том – «Записки иеромонаха Авеля и собранные им материалы по истории монастыря и биографии настоятеля Питирима» - и тут же «Описание лесного пожара 1850 года» (131 лист), третья папка - черновая рукопись «Записки и документы, собранные иеромонахом Авелем для издания истории монастыря, 1870 год» (194 листа). Все эти заголовки сделаны архивистами Саранского государственного архива». 

Оказалось, что к Авелю (Ванюкову) эти три тома не имеют никакого отношения! Одним из аргументов стали даты создания рукописей – 1870-74 годы, начертанные той же рукой, что и рукописные тексты. Тогда как иеромонах Авель скончался в 1869 году, и, следовательно, документы никак не могут ему принадлежать. 

Марина Александровна предполагает, что эти документы созданы хранителем архива и библиотеки Саровской пустыни иеромонахом Иаковом (Невельским). Именно он с 1852 года и в течение 32 лет занимался разбором и систематизацией архива и библиотеки монастыря. 

Многие из этих документов уже были опубликованы ранее, но наибольший интерес, по ее мнению, представляет рукопись по истории развития монастыря, описывающая, когда и что в нем строилось, какие земли приобретались. И некоторые подробности пока не вошли ни в одно издание.

Документы имеют ссылки на другие дела из саровского архива, которые указываются очень дотошно – вплоть до номеров полок и коробок с документами. Такие подробности мог знать только хранитель архива – то есть о. Иаков. 

«Думаю, что настало время воскресить имя этого человека, воздать ему по справедливости за его огромный труд. Это был человек, влюбленный в Саровскую пустынь, он многое сделал, чтобы сохранить историю этого монастыря для будущих поколений, - отметила исследовательница. - В своей книге я опубликовала некоторые фрагменты из этих документов, но не полностью. В будущем эти материалы с комментариями могут быть изданы отдельно или использованы для дальнейших научных изысканий краеведов. И никто не сделает это лучше самих саровчан». 

 

Ценный подарок

Марина Климкова: «Мы никогда не приезжаем в Саров с пустыми руками. Впервые мы побывали здесь в 2018 году по приглашению Городского музея и в подарок привезли копии набора дореволюционных открыток с видами Саровской пустыни из частной коллекции А.И.Гнатюка. Второй раз приезжали ровно год назад – в апреле 2023 года, с презентацией книги о Сарове. Думаю, эта книга послужит дальнейшему изучению истории Саровской пустыни – ведь несмотря на то, что многое уже издано, архивы по-прежнему таят огромное количество еще не изученных, неопубликованных, неизведанных документов. Этих открытий хватит не на одно поколение исследователей. И сегодня мы к вам также не с пустыми руками».

И вот настал кульминационный момент встречи: гости из Тамбова передали музею Саровской пустыни фотокопии документов о нашем монастыре, сделанные ими в архиве Саранска. И выразили надежду, что здесь они будут востребованы исследователями, которые собрались вокруг музея монастыря Саровская пустынь. 

Краевед Алексей Подурец отметил, что с этими документами работал, использовал их в своем исследовании, но это было давно, да и времени для работы с ними было мало. «Отец Иаков был нашим предшественником – серьезно занимался изучением истории и географии Саровской пустыни и много сделал. Я бы сейчас с удовольствием еще раз перечитал все эти документы. Когда мы их смотрели впервые, уровень наших знаний о предмете был гораздо более скромным. Сейчас мы взглянем на них другими глазами. Это ценнейший подарок», - отметил он.

 

Рыцарь Богоматери

Марина Александровна поделилась, как писались кульминационные главы книги – о преподобном Серафиме. 

Марина Климкова: «Приступая к этим главам, я очень боялась - а вдруг преподобный Серафим как бы «провалится» и окажется в моей книге менее интересным, чем другие герои - например, Исаакий? Он святой, и его идеальный образ заложен в житии, а хочется ведь написать о человеке! Ведь зачастую житие нас не трогает, так как написано оно по канонам и не каждого подпустит к себе, как икона – будто держит на расстоянии. А хочется понять его – почему он поступал так или иначе, был таким, а не другим. В ходе исследования я вдруг поняла, что о преподобном Серафиме можно узнать по его окружению, по культуре того времени, по косвенным свидетельствам, воспоминаниям. И когда я начала собирать эти крупицы, преподобный стал обретать человеческое лицо. 

Он открылся мне таким пламенным, эмоциональным человеком – неслучайно его постригли с именем Серафим. Он был рыцарем Богоматери – посвятил свою жизнь служению Господу и Ей. Мне кажется, человек не меняется по сути – меняется только обстановка, в которой мы живем. Люди времен Серафима Саровского были такие же, как мы, но отличались от нас целеполаганием - хотели уподобиться Богу, стать преподобными. 

Я зря боялась – писала я эти центральные главы книги очень вдохновенно. И открыла преподобного Серафима прежде всего для себя – это мой главный результат».