Фото:
Этой весной в Сарове заработал первый в нашем городе домашний театр

Домашние театры – феномен русской культуры. Они появились в XVIII веке и долго были популярны. Сейчас эта традиция вновь возрождается, более того – в них участвуют профессиональные актеры и постановщики. Приятно, что домашний театр появился и в нашем городе - 23 марта он гостеприимно распахнул двери для первых зрителей. 

О том, как возникла идея камерного домашнего театра, кто создает постановки и играет в них и почему для премьеры был выбран именно Чехов? Об этом мы поговорили с основателем театра «ЛиР», заслуженным работником культуры РФ, победителем театрального фестиваля-конкурса им.Е.Евстигнеева для детей и юношества, режиссером Татьяной Ивановной Левкиной.

 

Истоки

Трудно переоценить вклад, который внесла в культурную жизнь Сарова наша героиня. Открытие Детской школы искусств, хоровой капеллы мальчиков, Городской художественной галереи, нового здания театра – вот далеко не полный перечень того, что сделала Татьяна Ивановна, будучи начальником городского отдела культуры. Как человек творческий и имеющий профильное режиссерское образование, она поставила в нашем театре рок-оперу «Дети полудорог» (за роль графа Резанова актер Андрей Рудченко получил приз за «Лучшую мужскую роль» на фестивале им.Е.Евстигнеева для детей и юношества, - авт.). Спектакль пользовался неизменным успехом. Собственно, с него и «началось» новое здание театра, новый виток его истории.

Кроме этой постановки были и другие - «Дура, это любовь», «Бегущие странники», «Невечная весна» и «Парный танец в одиночку» (за роль в этом спектакле Андрей Рудченко получил приз зрительских симпатий, а актриса Валентина Юрина - удостоена приза за «Лучшую женскую роль» на фестивале Е.Евстигнеева, - авт.). Также были спектакли «Мастерская глупостей», «Звонок из прошлого», а в Доме ученых - «Театральный калейдоскоп Запада», «Он был для нее Россией», «Андрей Вознесенский», «Пять джазовых вечеров», «Приключение Буратино», множество киновечеров и, конечно же, городских мероприятий, где Татьяна Левкина выступала и сценаристом, и режиссером, и организатором.

Татьяна Ивановна росла в творческой семье и в детстве часто посещала спектакли, выставки, музеи - не только в Сарове, но и в Москве. Одно из самых ярких воспоминаний детства - «Лючия ди Ламмермур» и «Чио-Чио-сан» в Большом театре. А любовь к музыке привил отец, который был не только ведущим сотрудником ядерного центра, начальником экспериментальной площадки, но и обладал удивительно красивым баритональным тенором. 

Первым спектаклем Татьяны Ивановны в качестве режиссера в нашем театре была ее дипломная постановка - мюзикл по пьесе А.Сухово-Кобылина «Дело» с яркими декорациями и вокальными партиями, исполнявшимися «вживую». Затем была работа в отделе культуры и постановки спектаклей на драматической сцене, работа заместителем художественного руководителя театра.

14 лет назад в силу обстоятельств Татьяна Ивановна была вынуждена уйти из театра, но, как человек творческий, не думать о нем не могла.

Татьяна Левкина: «Эта боль не уходила, стала «хронической». Приходя в любой театр, я сочиняла свою интерпретацию произведения. Читаю книгу, смотрю фильм - и вижу сюжет в сценическом воплощении. Мне по ночам снились спектакли, я постоянно их ставила «в уме». 

Эта непреодолимая тяга к творчеству и привела ее к решению открыть свой камерный театр. Огромная заслуга в том, что театр открылся, принадлежит ее семье. Если бы не супруг, вряд ли бы мечта осуществилась. Кстати, в названии театра «ЛиР» зашифрована аббревиатура фамилии Татьяны Ивановны и ее супруга.

 

Чехов, Гоголь и Хармс

Поскольку надежная команда - актеры, музыканты, хореограф – у режиссера уже была, начался поиск материала. Первоначально выбор Татьяны Ивановны пал на пьесу Валентина Красногорова, но актер Андрей Рудченко заметил, что открывать театр надо русской классикой. И Татьяна Ивановна согласилась. Для первой постановки были выбраны пьесы А.П. Чехова «Трагик поневоле» и «Предложение».

Татьяна Левкина: «Я решила не брать пьесы со всепоглощающим психологизмом, а остановиться на маленьких комедиях. Хотя у Чехова и комедии с психологизмом - он впервые ввел его в легкий жанр. Интересно, что «Трагик поневоле» ставится редко, в отличие от «Предложения», хотя это понятно – вторая пьеса полна комизма. Но мне хотелось играть Чехова не как фарс. Делать из него «пуповое» - это не мое. Хотя и играть, по словам С.Шакурова, с чувством, толком, расстановкой его произведения тоже нельзя. К сожалению, сейчас не каждый зритель понимает, о чем идет речь, обращая внимание только на смешное…».

В дальнейших планах театра - постановка практически неизвестного читателю незаконченного произведения Н.В. Гоголя «Владимир третьей степени», в котором мелкий чиновник разными и, зачастую, безнравственными путями выслуживается, чтобы получить этого самого «Владимира». Режиссер делает свою интерпретацию, соединяя пьесу с «Миниатюрами» Даниила Хармса – она нашла в этих произведениях не только множество пересечений, но и современное звучание. 

Татьяна Левкина: «То, что собираемся играть мы, никто никогда не играл и играть не будет. Это полностью мой взгляд на произведения». 

 

О мебели

Специфика домашнего театра диктует свои особенности организации сценического пространства. Если в обычном театре можно создать декорации и атмосферу спектакля с помощью звука, света, спецэффектов и бутафории, то в маленьком зале несоответствие эпохе будет сразу бросаться в глаза. Поэтому все, что видят зрители, входя в зал, - это натуральная антикварная мебель, с любовью восстановленная создателями театра – благо, трудолюбие и умение работать руками Татьяна Левкина унаследовала от родителей: ее отец сам делал ремонты, а мама прекрасно шила. 

Старинный стул привезли из Москвы, диван – из Кержача (оба предмета мебели приехали в город в весьма плачевном состоянии).

Татьяна Левкина: «Приходилось самой снимать несколько слоев старого лака, пользоваться специальными штампами для имитации дерева. Я никак не могла подобрать нужный цвет для стула, так что пришлось несколько раз снимать краску и наносить новую». 

Реставрировал мебель, несмотря на свою колоссальную занятость, супруг. «Муж обещал мне подарить свой театр, а слово свое он всегда держит», - смеется Татьяна Ивановна. 

Реквизит собирали буквально с мира по нитке: чехол от старой машинки нашли в квартире родителей, огромную корзину взяли из подарков на юбилей супругу, клетку для канарейки привезла из Москвы дочь Лилия. Не менее интересная биография и у других вещей, которые зрители видят на сцене. А сосиски, висящие на шее замученного просьбами дачных соседей главного героя «Трагика поневоле» были куплены… в магазине для животных. Выглядят, кстати, очень аппетитно, хотя и бутафория!

 

Команда

Успех любого театра зависит от слаженности работы его команды, а уж домашнего – вдвойне. В «ЛиРе» практически все профессионалы. В спектаклях заняты профессиональные артисты Андрей Рудченко и Валентина Юрина, а также актер-любитель Владимир Савинкин. Постановщик танцев – лауреат международных конкурсов Алла Царева. Кроме того, ее руками сделана и отреставрирована часть реквизита и яркие детали костюмов. Концертмейстер - музыкант, педагог с почти 60-тилетним стажем Лариса Скурту - она выступает также и одним из героев спектакля, органично вплетаясь в его канву. В роли тенора - Юрий Царев, полюбившийся зрителям исполнением сложных вокальных партий в «Детях полудорог». Вот такая замечательная собралась команда единомышленников. 

Как призналась Алла Царева, ей очень нравится работать с Татьяной Ивановной, поскольку та - не только профессионал, обладающий огромной творческой фантазией, но и прекрасный, неравнодушный и эрудированный человек, который любит актеров. 

А Юрий Царев признался, что вначале не хотел исполнять романс, поскольку привык к эстраде. Но потом вошел во вкус и сейчас делает это с большим удовольствием. 

Кстати, все участники театра служат ему на безвозмездной основе - для души и удовольствия. 

Алла Царева: «Сложился прекрасный коллектив, где мы помогаем друг другу. Мы все созидаем с любовью, а это всегда во благо».

Остается добавить, что, придя в этот камерный театр, зритель сможет полностью погрузиться в атмосферу начала XX века. Чему немало способствует выставка кукол Аллы Царевой, накрытый столик с фруктами, соками и конфетами в прихожей, мягкие удобные стулья для публики, белый зал с кабинетным роялем и камином, красивые программки и яркие приглашения. Некоторые зрители приходили сюда уже несколько раз, чтобы насладиться игрой актеров, бессмертными творениями А.П. Чехова и, благодаря камерности зала, - почувствовать себя участником действа…

Всего за месяц в театре было сыграно уже семь спектаклей! Редакция желает новому для Сарова явлению – домашнему камерному театру – долгих и плодотворных лет, благодарной публики и интересных постановок.

Фото Василия Горячева